Найти тему

Тихвинское кладбище. Некрополь мастеров искусств

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня в рамках своего канала «Записки питерского скульптора», я хочу начать цикл публикаций об исторических кладбищах Санкт – Петербурга, и конечно о людях, которые на них похоронены. Лично меня, как профессионального скульптора всегда привлекали некрополи. Ведь не секрет, что над надгробиями самым выдающимся личностям своего времени работали величайшие ваятели в истории мирового искусства.
Предлагаю начать нашу виртуальную экскурсию с «Некрополя мастеров искусств» расположенного на бывшей территории Александра – Невской лавры.

Немного истории

В начале 19 века Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры было переполнено, и было принято решение о выделении нового большого участка под захоронения. Новое кладбище первоначально называлось Ново-Лазаревским, и было заложено в 1823 году.
В 1869—1871 годах на пожертвования сделанные членами купеческой семьи Полежаевых на кладбище была возведена церковь в византийско-русском стиле, освященная во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. В качестве благодарности за столь щедрый дар для членов семьи Полежаевых в церкви было выделено место под семейное захоронение, а само кладбище получило название Тихвинское.
В 1931 году храм был закрыт, а в его помещение устроили гораздо более полезное с точки зрения новой власти учреждение – почту.

Ну а потом грянули коренные перемены. Кладбище решено было превратить в своеобразный музей под открытым небом «Некрополь мастеров искусств» вошедший в состав Государственного музея городской скульптуры. В рамках этой реорганизации на кладбище была произведена перепланировка и сюда были перенесены порядка 60 надгробий и памятников, которые сочли представляющими историческую и художественную ценность. В то же время были уничтожены сотни могил «не представляющих никакой ценности для новой власти».

Сегодня это кладбище больше похоже на парк. Могилы от дорожек отделяет живая изгородь. На перекрёстках аллей - столбы с указателями. Имена на табличках ни у кого не вызывают вопроса "а кто это?"

-2

Я не знаю сколько раз я здесь бывал, начиная со времен моей учебы в Академии художеств, но каждый раз нахожу, что то новое для себя. По сути это совсем небольшое кладбище, насчитывающее всего около двухсот захоронений, но каждый из этих людей по настоящему уникален и оставил яркий след в истории, и конечно же культуре нашей страны.

Все фамилии будут указаны в алфавитном порядке.

Авилов Михаил Иванович (1882—1954)

-3

Русский и советский живописец, и педагог, Народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. Учился в рисовальной школе Общества поощрения художников и в Высшем художественном училище при АХ. Был учеником знаменитого баталиста Франца Рубо, автора знаменитых панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Возможно, именно этот факт и повлиял на то, что Михаил Иванович Авилов в дальнейшем стал одним из крупнейших советских мастеров батальной и исторической живописи. В частности он входил в группу художников работавших под руководством М. Б. Грекова над панорамой «Штурм Перекопа», которая экспонировалась в Симферополе и погибла во время Великой Отечественной войны.
Самую знаменитую картину Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» написанную в 1943 году, я думаю, видел каждый, кто учился в школе.

-4

Ныне она хранится в Русском музее, так же как и многие другие работы мастера. Кроме того Карины Авилова есть в Третьяковской галерее и некоторых других собраниях.
Скончался художник 14 апреля 1954 года. Похоронен в Некрополе мастеров искусств.

Надгробный бюст работы скульптора Н. В. Давыдкина.
Надгробный бюст работы скульптора Н. В. Давыдкина.

Андреев Василий Васильевич(1861 – 1918)

-6

Знаменитый русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории оркестра русских народных инструментов, композитор, балалаечник-виртуоз.
Выходец из купеческой семьи. Специального музыкального образования не имел, но будучи весьма одарен от природы, не только в совершенстве овладел струнными народными инструментами, но и внес ряд конструктивных изменений. В частности он разработал балалайку четырех размеров. В 1888 году дал первые концерты со своим оркестром, а затем много и успешно гастролировал, не только в России, но и в Европе. Можно сказать, что благодаря ему балалайка стала одним из национальных символов России. Скончался в декабре 1918 года от свирепствовавшей тогда «испанки». Был похоронен на Никольском кладбище, а в 1936 году прах перенесли в Некрополь мастеров искусств.

-7

Памятник на могиле В.В. Андреева был установлен в 1950 году. Лично мне кажется, что траурная ваза венчающая прямоугольный постамент «позаимствована» с какого то другого надгробия, которых в то время скопилось в гранитных мастерских огромное количество.

Балакирев Милий Алексеевич (1837 – 1910)

-8

Знаменитый русский композитор, пианист, педагог. Организатор и идейный вдохновитель музыкального кружка, вошедшего в историю мировой культуры под названием «Могучая кучка».
В марте 1862 года стал одним из учредителей, а впоследствии директором «Бесплатной музыкальной школы» находившейся под императорским покровительством. С 1883 года был заведующим придворной певческой капеллой. Автор множества симфонических и фортепианных произведений, романсов, песен, обработок русских народных песен. Скончался 29 мая 1910 года. Похоронен на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь мастеров искусств).

Автор надгробия - архитектор Ф.Г. Бернштам. Утраченный барельеф был воссоздан в 1948 году известным советским скульптором Н.В. Давыдкиным.
Автор надгробия - архитектор Ф.Г. Бернштам. Утраченный барельеф был воссоздан в 1948 году известным советским скульптором Н.В. Давыдкиным.

Баратынский Евгений Абрамович (1800–1844)

-10

Выдающийся русский поэт первой половины 19 века. В юности учился в Пажеском корпусе, самом престижном учебном заведении России, но был отчислен за ненадлежащее поведение. Поступил на службу Егерский лейб-гвардии полк. В свободное время с головой окунулся литературную жизнь Санкт – Петербурга. Близко сдружился с бароном Антоном Дельвигом, вместе с которым даже снимал небольшую квартиру:

«…Там, где Семёновский полк, в пятой роте, в домике низком,
Жил поэт Боратынский с Дельвигом, тоже поэтом…»

Через Дельвига познакомился с Пушкиным, Кюхельбекером, Гнедичем и многими другими поэтами –вольнодумцами. Печататься начал в 1819 году, но основные поэтические произведения поэмы «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница» появились после 1826 года когда он оставил воинскую службу и переехал в Москву.
В 36 лет Баратынский после кончины отца жены вступил во владение подмосковным поместьем – Мураново, где поселился с семьёй практически безвыездно.
Осенью 1843 года вместе с семьей отправился в путешествие по Европе. В июле 1844 года скоропостижно скончался в Неаполе. Лишь спустя год в августе 1845 вдове удалось переправить кипарисовый гроб с телом мужа в Санкт – Петербург и захоронить на Ново –Лазаревском кладбище в Александра – Невской лавре.

Памятник на могиле представляет собой стелу темно-серого гранита, с килевидным завершением, на прямоугольном постаменте и ступенчатом цоколе. На лицевой стороне - овальный бронзовый медальон с барельефным портретом Баратынского. К сожалению, оригинальный медальон был утрачен. Воссоздан, в 1950 году известным советским скульптором Н.В. Давыдкиным

-11

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время рассказ о «Некрополе мастеров искусств» будет обязательно продолжен. Однако прежде чем пожелать всего доброго хочу сказать, что:

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств к близкому человеку.