Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня в рамках своего канала «Записки питерского скульптора», я хочу начать цикл публикаций об исторических кладбищах Санкт – Петербурга, и конечно о людях, которые на них похоронены. Лично меня, как профессионального скульптора всегда привлекали некрополи. Ведь не секрет, что над надгробиями самым выдающимся личностям своего времени работали величайшие ваятели в истории мирового искусства.
Предлагаю начать нашу виртуальную экскурсию с «Некрополя мастеров искусств» расположенного на бывшей территории Александра – Невской лавры.
Немного истории
В начале 19 века Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры было переполнено, и было принято решение о выделении нового большого участка под захоронения. Новое кладбище первоначально называлось Ново-Лазаревским, и было заложено в 1823 году.
В 1869—1871 годах на пожертвования сделанные членами купеческой семьи Полежаевых на кладбище была возведена церковь в византийско-русском стиле, освященная во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. В качестве благодарности за столь щедрый дар для членов семьи Полежаевых в церкви было выделено место под семейное захоронение, а само кладбище получило название Тихвинское.
В 1931 году храм был закрыт, а в его помещение устроили гораздо более полезное с точки зрения новой власти учреждение – почту.
Ну а потом грянули коренные перемены. Кладбище решено было превратить в своеобразный музей под открытым небом «Некрополь мастеров искусств» вошедший в состав Государственного музея городской скульптуры. В рамках этой реорганизации на кладбище была произведена перепланировка и сюда были перенесены порядка 60 надгробий и памятников, которые сочли представляющими историческую и художественную ценность. В то же время были уничтожены сотни могил «не представляющих никакой ценности для новой власти».
Сегодня это кладбище больше похоже на парк. Могилы от дорожек отделяет живая изгородь. На перекрёстках аллей - столбы с указателями. Имена на табличках ни у кого не вызывают вопроса "а кто это?"
Я не знаю сколько раз я здесь бывал, начиная со времен моей учебы в Академии художеств, но каждый раз нахожу, что то новое для себя. По сути это совсем небольшое кладбище, насчитывающее всего около двухсот захоронений, но каждый из этих людей по настоящему уникален и оставил яркий след в истории, и конечно же культуре нашей страны.
Все фамилии будут указаны в алфавитном порядке.
Авилов Михаил Иванович (1882—1954)
Русский и советский живописец, и педагог, Народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. Учился в рисовальной школе Общества поощрения художников и в Высшем художественном училище при АХ. Был учеником знаменитого баталиста Франца Рубо, автора знаменитых панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Возможно, именно этот факт и повлиял на то, что Михаил Иванович Авилов в дальнейшем стал одним из крупнейших советских мастеров батальной и исторической живописи. В частности он входил в группу художников работавших под руководством М. Б. Грекова над панорамой «Штурм Перекопа», которая экспонировалась в Симферополе и погибла во время Великой Отечественной войны.
Самую знаменитую картину Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» написанную в 1943 году, я думаю, видел каждый, кто учился в школе.
Ныне она хранится в Русском музее, так же как и многие другие работы мастера. Кроме того Карины Авилова есть в Третьяковской галерее и некоторых других собраниях.
Скончался художник 14 апреля 1954 года. Похоронен в Некрополе мастеров искусств.
Андреев Василий Васильевич(1861 – 1918)
Знаменитый русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории оркестра русских народных инструментов, композитор, балалаечник-виртуоз.
Выходец из купеческой семьи. Специального музыкального образования не имел, но будучи весьма одарен от природы, не только в совершенстве овладел струнными народными инструментами, но и внес ряд конструктивных изменений. В частности он разработал балалайку четырех размеров. В 1888 году дал первые концерты со своим оркестром, а затем много и успешно гастролировал, не только в России, но и в Европе. Можно сказать, что благодаря ему балалайка стала одним из национальных символов России. Скончался в декабре 1918 года от свирепствовавшей тогда «испанки». Был похоронен на Никольском кладбище, а в 1936 году прах перенесли в Некрополь мастеров искусств.
Памятник на могиле В.В. Андреева был установлен в 1950 году. Лично мне кажется, что траурная ваза венчающая прямоугольный постамент «позаимствована» с какого то другого надгробия, которых в то время скопилось в гранитных мастерских огромное количество.
Балакирев Милий Алексеевич (1837 – 1910)
Знаменитый русский композитор, пианист, педагог. Организатор и идейный вдохновитель музыкального кружка, вошедшего в историю мировой культуры под названием «Могучая кучка».
В марте 1862 года стал одним из учредителей, а впоследствии директором «Бесплатной музыкальной школы» находившейся под императорским покровительством. С 1883 года был заведующим придворной певческой капеллой. Автор множества симфонических и фортепианных произведений, романсов, песен, обработок русских народных песен. Скончался 29 мая 1910 года. Похоронен на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь мастеров искусств).
Баратынский Евгений Абрамович (1800–1844)
Выдающийся русский поэт первой половины 19 века. В юности учился в Пажеском корпусе, самом престижном учебном заведении России, но был отчислен за ненадлежащее поведение. Поступил на службу Егерский лейб-гвардии полк. В свободное время с головой окунулся литературную жизнь Санкт – Петербурга. Близко сдружился с бароном Антоном Дельвигом, вместе с которым даже снимал небольшую квартиру:
«…Там, где Семёновский полк, в пятой роте, в домике низком,
Жил поэт Боратынский с Дельвигом, тоже поэтом…»
Через Дельвига познакомился с Пушкиным, Кюхельбекером, Гнедичем и многими другими поэтами –вольнодумцами. Печататься начал в 1819 году, но основные поэтические произведения поэмы «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница» появились после 1826 года когда он оставил воинскую службу и переехал в Москву.
В 36 лет Баратынский после кончины отца жены вступил во владение подмосковным поместьем – Мураново, где поселился с семьёй практически безвыездно.
Осенью 1843 года вместе с семьей отправился в путешествие по Европе. В июле 1844 года скоропостижно скончался в Неаполе. Лишь спустя год в августе 1845 вдове удалось переправить кипарисовый гроб с телом мужа в Санкт – Петербург и захоронить на Ново –Лазаревском кладбище в Александра – Невской лавре.
Памятник на могиле представляет собой стелу темно-серого гранита, с килевидным завершением, на прямоугольном постаменте и ступенчатом цоколе. На лицевой стороне - овальный бронзовый медальон с барельефным портретом Баратынского. К сожалению, оригинальный медальон был утрачен. Воссоздан, в 1950 году известным советским скульптором Н.В. Давыдкиным
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время рассказ о «Некрополе мастеров искусств» будет обязательно продолжен. Однако прежде чем пожелать всего доброго хочу сказать, что: