Найти тему

Иисус Христос — Бог?

Оглавление

Да, Иисус Христос — воплотившийся Бог, а в этой статье рассмотрим популярный аргумент, который можно услышать от проповедников других религий о том, что в Писании якобы Христос говорит, что Он не Бог. Скажу заранее, что это утверждение является неправдой: нигде в Писании не говорится о том, что Христос — не Бог. Наоборот, Писание многократно прямо называет Христа Богом (цитаты).

Но сначала краткое предисловие. Простите, без него никуда.

Необходимые размышления о природе Бога

По вере православной Церкви, Иисус Христос является нашим Богом. Но так как Бог — не одно из существ тварного мира, такое как черепаха, бык, слон или даже человек, так как Бог уже где-то (условно) находится, как-то живёт когда совсем ничего нет (мир ещё не создан, нет времени и пространства), то нашим ограниченным человеческим умом очень сложно понять (если вообще возможно) как выглядит бытие Бога, как Он Сам выглядит. Мозг на это не способен. Это логично? С этим не трудно согласиться, правда? Бог — не нечто, сидящее на соседней планете в соседней галактике. Он выше тварного мира и материи, потому что Он создаёт их, когда их ещё нет. Нет материи, а Бог есть. И Бог создаёт материю. Значит он не состоит из материи. Логично? Логично.

Так вот, из Писания и рассматривания окружающего мира мы знаем, что Бог — любовь. И Он не начал ею быть, а всегда был. Кого Он любил, когда мира не было? Себя? Нас Он призывает отвергнуться себя, призывает к самопожертвованию ради ближнего, говоря, что больше этой любви нет. Кого же любил Бог, когда мира не было? Вот от Иисуса Христа мы это и узнаём:

"Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира(Ин. 17:24)

Мира нет. Материи нет. Вообще ничего нет, а Бог есть, и Он кого-то любит. А из Писания мы совершенно точно знаем, что Бог один и нет никаких других богов (цитаты). Это известно ещё с Ветхого Завета. Но от Спасителя мира, Иисуса Христа мы узнаём, что тогда, ещё до сотворения мира, в вечности уже есть Тот, кого само же Писание называет Богом: есть Бог Сын, который обращается к Богу Отцу, но ещё Писание прямо называет Богом Святого Духа. Например, тут: "Дух есть Бог(Ин. 4:24).

Именно такую простую веру оставил Христос апостолам, а они — Церкви. Но к этой простой вере возникает множество вопросов, вроде: как это так Бог один и три одновременно, или как это возможно быть Богом и человеком. Находились люди, которые вторгались своим умом в эти тайны и давали какой-то ответ, как они сами это понимали. В итоге, они то отнимали у Христа божественность, то отнимали человечность, оставляя лишь только божественность, то говорили, что в некоего обычного человека Бог лишь на время поселился, и выдумывали многие другие учения, искажающие и противоречащие уже существующему, пусть и простому, учению Церкви: один Бог: Отец, Сын и Святой Дух, при этом Сын — одновременно настоящий Бог и настоящий человек.

Ложные учения вынуждали Церковь собираться всем вместе (это сложнейшее огромное событие) и одним голосом свидетельствовать о своей вере. Отрицание ложной веры, вынуждало Церковь давать более подробное описание веры истинной, отвечая на логичный вопрос: "Ну, хорошо, не так вы верите, а как тогда?". Церковь вырабатывала словесные определения ровно на столько, чтобы опровергнуть ложное учение: "Да, Бог один по природе (одно существо), но в трёх личностях: Отец, Сын и Святой Дух". При этом, Церковью даны и сами определения природы (сущности) и личности (ипостаси). Важно понимать, что Церковь бы и не говорила этого, если бы не появлялись искажения веры.

Объяснив парадокс троичности и единичности Бога, Церковь также даёт ответ и на следующий важный вопрос: как это так, Христос — человек, родившийся от человека (девы Марии) во времени, и Христос — Бог, в вечности рождающийся от Бога Отца.

Церковь верит, что Христос — настоящий человек, но Он же и настоящий Бог. Итак, еретики снова провоцировали Церковь отвечать и Церковь ответила: есть природа Бога и есть природа человека. Человек Иисус — настоящий человек, родившийся от девы (девственницы) Марии. Через божественное действие Бог образовал в утробе Девы Марии человека, который с самого начала существования и навечно принадлежал только личности Бога Сына. Он, обладая природой Бога, воспринял себе ещё и природу человека.

Бог от этого не изменился. Божественная природа не стала какой-то другой, видимой, доступной для восприятия. Нет. Но личность Бога Сына показала Себя через человеческую природу. Это не кто-то другой, похожий по своему поведению, словам и реакциям на Бога. Это и есть поведение, слова, реакции и действие Самого Бога, потому что через человеческую природу непосредственно действует Сам Бог. Когда Христос говорит — это говорит Бог. Когда идёт — идёт Бог. Когда спит — спит Бог (по человечеству, но не по божеству). Когда распят — распят Бог (по человечеству). Когда молится — молится Бог (кому? Отцу. Ведь в Боге три личности). Когда Христос слушает — слушает Бог. Человеческая природа всецело принадлежит Сыну. Также, как и божественная природа. Две природы: бог и человек. Одна личность, которая ими обладает: Сын.

К кому бы мы не обратились: к вечному Сыну Божьему или рожденному во времени человеку Иисусу — обращаемся к одной и той же личности. Поэтому Христа мы называем Богом и человеком по праву, потому что Он именно это и есть: Бог и человек.

Также и Сам Христос, по праву, как человек, может обращаться к Богу, ведь Христос — такой же как мы человек (кроме греха), в Нём всё такое же: человеческие чувства, человеческая воля, человеческие потребности. По праву Он может называть Себя и Богом.

Знаю, друзья, это не просто понять, но возможно приблизиться к пониманию. Здесь нужно просто отдавать себе отчёт в том, что Бог — тот, кто создал сложнейшую вселенную. Для Него нет проблем не только понять, но устроить и содержать её, а мы же не можем до конца понять даже устройство вселенной, нашей планеты, нашего мозга. То есть мы не можем до конца понять творение Бога. Бог же гораздо выше творения.

О ложном утверждении, что в Писании Христос говорит, что Он — не Бог.

Теперь разберём утверждение, что якобы в Писании написано, что Христос — не Бог. Нигде этого не написано. Это просто не правда. Ну а на что же указывают эти люди в качестве доказательств? Как правило приводят цитаты вроде: "един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим. 2:5). И на них пытаются одеть нужные смыслы, построить богословскую систему. Но, посудите сами, разве здесь говорится "Христос — не Бог"? Нет. Говорится, что Он человек, а что Он — не Бог не говорится.

Беда всех таких попыток в том, что Писание этой цитатой не ограничивается. В других местах прямо сообщается, что Христос Бог: "И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1Тим.3:16) и тут: "Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь" (Рим. 9:3-5), и тут: "Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил..." (Ин. 20:28-29), и ещё в огромном количестве мест указывается также.

Когда ловишь людей на таких манипуляциях, показываешь им эти цитаты, они говорят: "Ну, это же не значит, что он тот самый настоящий Бог, потому что Библия много кого называет богами". И Библия действительно многих называет богами, но эти попытки не являются до конца честными, потому что важен смысл слова, важен контекст. Если Библия называет кого-то иного богом, то в смысле земном, приземлённом, в смысле правителя, но не так со Христом. А как?

Ну давайте поступим так. Чтобы выпутаться из этих обвинений надо уцепиться за какую-то стабильную общую точку опоры.

Ветхий Завет заключался с нужным Богом? Настоящим? Богом Творцом вселенной? Да. Думаю, тут все согласятся. А через кого он заключался? Через пророка Моисея. И вообще общение Бога с народом происходило через посылаемых Им пророков. Ну, так же? Да. Пророков посылал именно тот самый Бог, настоящий, Творец. Он посылал их через ангелов? Нет. Он лично обращался к каждому пророку и посылал их на служение: Исх. 3:12; Мал. 4:1,5; Суд. 6:8; 2Пар. 25:15; 1Цар. 15:1; 2Цар. 12:1; 2Цар. 12:24-25; 3Ездр. 1:32.

Так вот, не кто иной, а именно Христос Бог и посылал всех этих пророков:

"Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город" (Мф. 23:34)

То есть Христос свидетельствует прямым текстом, что Он и есть Тот Самый Бог. Именно тот Самый. Настоящий. И даже тот самый Творец: цитаты. Именно Его апостолы называют Царём Царей, Господом Господствующих (Откр. 17:14), Вседержителем (Откр. 1:8), кстати, так же, как и Бога, настоящего Бога: Пс. 135:2-3.

Против этих прямых цитат не с чем выступить, поэтому дальше бросают в бой логику: как, мол, может так быть, чтобы Христос, будучи Богом, обращался в молитве к Богу? Ответ очень простой. Помните, выше я писал, что Бог один, но личности три: Отец, Сын и Святой Дух. Христос — Сын. И когда молится Сын — Он молится Отцу:

"Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня" (Ин. 11:41)

"Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел" (Ин. 12:27)

"Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю" (Ин. 12:28)

"Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя" (Ин. 17:1)

"И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Ин. 17:5)

"Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы" (Ин. 17:11)

"да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин. 17:21)

"Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною" (Ин. 17:24)

"Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня" (Ин. 17:25)

"Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22:42)

"Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34)

"Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лк. 23:46)

И так далее. Подобных мест ещё много.

Бывают аргументы и против логики, вроде: как же Христос — Бог, если он Сын Божий? Ну... что тут сказать? А ты-то, вопрошающий, сам кто? Человек или сын человека? Опять скажут: ну так в Библии кто только сынами Божьими не называется. И снова верно, да, многие сыны Бога, но если верующие — сыны по усыновлению, а не по природе (Рим. 8:15; Рим. 8:23; Рим. 9:4; Гал. 4:5), то Сын Божий — Сын Единородный (Ин. 1:18; Ин. 3:16; Ин. 3:18; Гал. 4:4; 1Ин. 4:9), что значит: никто больше не Сын Отцу, как только Сын Божий. Другого Сына у Отца просто нет. Он не первородный (рождённый первым), а единородный, то есть единственный сын.

Итак, Христос, родившись от человек (девы Марии) явился настоящим человеком, но не перестал быть тем, кем был прежде — настоящим Богом. Как настоящий человек, с человеческой волей, свободой, жаждой богообщения, Он по праву говорит о Боге, обращается к Нему, и говорит, что Бог больше Его Самого.

Однако же Христос не всегда называл Себя одинаково. Иногда Он говорил о Себе как о Сыне человеческом, в другой раз — Сыне Божьем, в третий — как о Боге (Лк. 8:39). Причина проста — ситуация. Люди часто не вмещали Его возвышенные слова. Когда Он хотя бы косвенно говорил о Себе как о Боге, его тащили скидывать с обрыва, хватались за камни, не слушали Его божественные слова, обвиняя в богохульстве. А Ему надо было, чтобы они послушали. Поэтому Он и на лодке отплывал от толпы чуть дальше (чтобы не устраивали толкотню, базар), и просил чтобы о чудесах не рассказывали никому, а когда исцелившиеся, всё равно рассказывали в городе о Нём, то Он туда уже не мог войти. Попробуй поговори. Всем нужно срочно исцелиться. Да оно и понятно.

Из слов Христа становится ясно и отношение лиц божественной троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Это не отдельные существа, а одно, всецело единое. Все три божественные личности всегда действуют вместе, как целое. Из Писания мы узнаём, что эти действия от Отца исходят (Он — причина), через Сына простираются (Сын творит дела Отца) и завершаются Святым Духом. Одно действие совершается тремя лицами. Всегда. Поэтому-то, Бог Сын может сказать об Отце, что Отец больше, в том смысле, что Он — причина действий Сына (Сын послушно во всём следует воле Отца: Ин. 14:10), да и самого бытия Сына (Сын рождается от Отца).

Всё это — тема одновременно простая и не простая. И всё это Святой Дух предоставил нам посредством своих служителей в Церкви Божьей, как столпу и утверждению истины (1Тим. 3:15).

Итак, Христос — Бог и человек. Поэтому, когда этого требует ситуация, Писание называет Его Богом, а в остальных случаях исходит из того, что Он ещё и настоящий человек. Люди разные: одни могут слышать большее, а другие едва готовы к молоку, то есть мягкой, подготовленной пище (1Кор. 3:2; Евр. 5:12). Поэтому в Писании встречаются разные слова об одном и том же скромном Боге, пришедшем спасти своё творение.

"Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетелствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз" (Пс. 49:7)