Найти тему
Территория знаний

Традиция и современные тенденции в русской народной песенной культуре

"Три спаса" Архитектурно-этнографический музей "Тальцы"
"Три спаса" Архитектурно-этнографический музей "Тальцы"

Истоки внеобрядового публичного исполнения народных песен восходят к XI веку. Тогда появились первые профессиональные исполнители – скоморохи, гусляры, а также калики перехожие.

Скоморохи — странствующие актёры, певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Они являлись носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно - крестильных, похоронных. Известны с XI века. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. В XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Репертуар бродячих скоморохов составляли шуточные песни, драматические сценки, а также специальные сатирические представления, так называемые глумы, которые исполнялись под шумный аккомпанемент домры, волынки и бубна. Главным героем представлений чаще всего бывал веселый, умный, хитрый мужик, принимавший на себя вид и маску простака. В представлениях принимали участие и дрессированные медведи. Сценическим решением могла быть как живая игра актеров, так и кукольное представление, которое пользовалось в народе большой популярностью. Одним из традиционных персонажей скоморошьего кукольного театра был Петрушка — перчаточная кукла, остряк в красном кафтане и в красном колпаке, непременный участник сатирических сцен. В ходе представления скоморох всегда напрямую общался с публикой и часто бывал проводником оппозиционных и свободолюбивых настроений в народе. С ХI в. скоморохи упоминаются в русских письменных источниках, самый известный из них — «Повесть временных лет».

Кроме странствующих («бродячих»), в Древней Руси были и оседлые скоморохи. Они жили при княжеских и боярских дворах. В ХV–XVI вв. искусство таких скоморохов стало настолько популярным, что их набирали для государственной «потехи», а царь Иван Грозный сам любил плясать со скоморохами во время пиров. Число придворных скоморохов было невелико, и чаще всего им приходилось выступать в роли домашних шутов. К XVIII в. придворные скоморохи стали постепенно превращаться в профессиональных придворных актеров и музыкантов-исполнителей. В середине XVII в. не только церковная, но и гражданская власть Древней Руси активно выступила против скоморошества: указами 1648 и 1657 гг. оно было официально запрещено и к XVIII в. постепенно угасло.

Калики перехожие — это старинное название странников, поющих духовные стихи и былины. Само слово «калика» часто этимологически связывают со словом «калека», однако на самом деле происходит оно от латинского слова «калиги» — то есть сандалии на подвязках, их обували паломники, отправляясь в Иерусалим. Калики перехожие появились на Руси с принятием христианства. Они представляли собой группы паломников, отправляющихся в Константинополь, Иерусалим и другие святые места. Путешествуя, странники рассказывали интересные истории о своих и чужих странствиях, чудесных исцелениях от болезней, доступно пересказывали библейские сюжеты. Калики перехожие путешествовали так называемыми «дружинами»: их основу составляли священнослужители разных уровней, например, готовящиеся принять сан или постричься в монахи. Калики перехожие упоминаются, в частности, в «Житии и хождении игумена Даниила из Русской земли» (игумен Даниил — православный монах и первый русский священник, который оставил описание Святой земли, совершив туда паломничество в 1104-1106 годах), а также в записках Стефана Новгородца, автора «Хождения» (рассказа о путешествии) в Константинополь в 1348 (1349) году. Присутствуют калики и в русских былинах. Причем там это обычно добрые молодцы, например, силачи, одетые «в шубы соболиные или гуни сорочинские, в лапотки семи шелков, с вплетенным в носке камешком самоцветным», как описывается в словаре Брокгауза и Ефрона. Костюм их дополняется сумкой из рыжего бархата, клюкой и шляпой. В «Голубиной книге», сборнике восточно-славянских народных духовных стихов конца XV — начала XVI века, калики изображаются в виде богатырей, сила которых в необычном голосе. «Скричат калики зычным голосом, дрогнет матушка сыра земля, с дерев вершины попадали. Под князем конь окорачился, а богатыри с коней попадали», — говорится там.

Образ калик перехожих кардинально поменялся в XIX веке. Как указывают исследователи древнерусской литературы, в этот период калики превращаются в странствующих нищих, часто увечных или слепцов. В духовных стихах эти странники сами называют себя «нищей братией» и «убогими людьми». Основной задачей калик становится не паломничество, а поиск подаяния: они ходили небольшими группами по городам и деревням, где пели духовные стихи у храмов, монастырей, во время церковных праздников и на ярмарках. Исследователи предполагают, что, вероятно, именно поэтому слово «калика» в современном значении стало обозначать человека с физическими недостатками, поскольку милостыню просили зачастую калеки, инвалиды.

Православные странники упоминаются во многих произведениях и мемуарах, касающихся дореволюционной эпохи. После революции, когда начались гонения на Церковь, традиции странничества в России сошли на нет, а словосочетание «калика перехожая» давно стало анахронизмом, то есть пережитком старины.

Народный хор русской песни "Сибиряне" г.Иркутск
Народный хор русской песни "Сибиряне" г.Иркутск

В XIII веке народная песня стала предметом пристального внимания и изучения. Начиная с царствования Елизаветы - "века песен" по выражению Державина, она начинает укореняться при дворе. Использование песни в ранних операх, первые рукописные, а затем и печатные песенные сборники заложили традиции ее исполнения со сцены. Начали появляться первые придворные, крепостные песельники и хоры.

Из крепостных певчих известен Рупин Иван Алексеевич (1792, Костромская губ. — 1850, Петербург) — концертный певец (тенор), хормейстер, композитор и вокальный педагог. Родился в семье крепостного крестьянина помещика П. Юшкова. В детстве пел альтом в составе усадебного церковного хора. В возрасте 18 лет был отправлен в Москву для обучения к итальянскому учителю П. Мускетти, у которого занимался два года. Получив вольную, переехал в Петербург. Обладал небольшим, но красивым "сладкозвучным тенором", прекрасно владел искусством бельканто. Репертуар певца включал колоратурные арии зарубежных композиторов, русские народные песни, которые он пел с большим мастерством под аккомпанемент гитары.

Самый известный хор крепостных – это хоровая капелла князя Ю.Н. Голицына, создана в 1842 году, в селе Салтыки, Усманского уезда Тамбовской губернии. Хор стал заметным явлением в музыкальной жизни России. Количество певчих достигало до 150 человек. Концерты хора устраивались не только в имении Голицына, куда съезжались любители музыки с ближайших губернских городов и со всей Тамбовщины, но также с огромным успехом проходили в столицах и заграницей. Капелла получила европейское призвание.

К концу XIX века количество частных хоров значительно возросло. Наряду с этими хорами во второй половине XIX века в России появляются народные профессиональные хоры. Организатором и руководителем первого профессионального народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881 гг.). До организации своего коллектива Молчанов пел в разных хорах. В 60-70-е годы хор под его руководством пользовался широкой популярностью и концертировал по различным городам России.

В начале XIXвека народную песню начинают исполнять певцы-актеры, такие как Е. С. Сандукова, А. И. Иванова, М. С. Лебедев, Н. Г. Цыганов, и первые профессиональные народные хоры («Армейский хор» под руководством И. Е. Молчанова и др.). В начале XX века в этом направлении работали, к примеру, Ф. И. Шаляпин, Н. В. Плевицкая, О. В. Ковалёва, Л. А. Русланова, И. П. Яунзем, А. И. Загорская, а также народные хоровые коллективы - хоры М. Е. Пятницкого и П. Г. Яркова, Северный русский народный хор под рук. А. Я. Колотиловой, многочисленные народные ансамбли.

Таким образом, можно сделать вывод, что народная песенная традиция это не только элемент обрядовой культуры. Народная песня с давних времен исполняется публично, она развивалась и трансформировалась, став со временем неотъемлемой частью эстрады.

Современные сценические формы фольклорного искусства в эстраде

История новых форм сценического бытования народной песни в России может быть условно разделена на несколько периодов. Новая волна популяризации фольклора на эстраде пришла в 1950-1960 годах. Появилось новое поколение исполнителей народной песни: Л. Г. Зыкина, О. Б. Воронец, А. И. Стрельченко и другие.

Людмила Зыкина https://muzhyazheny.ru/mans/muzh-lyudmily-zykinoj
Людмила Зыкина https://muzhyazheny.ru/mans/muzh-lyudmily-zykinoj

Следующий период, 1970–1980 годы, прежде всего, связан с деятельностью фольклориста, музыканта и композитора Д. В. Покровского, создавшего в 1973 году «Экспериментальный ансамбль народной музыки» при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР (впоследствии «Ансамбль Дмитрия Покровского»). В своём творчестве коллектив и его руководитель объединили богатые традиции народной музыкальной культуры с современными выразительными средствами и способами подачи материала. Успех ансамбля Д. Покровского способствовал появлению множества аналогичных коллективов, в том числе, ставших впоследствии популярными ансамблей «Русская песня» Н. Г. Бабкиной (1975 г.), «Карагод» Е. О. Засимовой (1979 г.), «Россияночка» Р. А. Масленниковой (1980 г.), «Русские напевы» В. С. Девятова (1985 г). Их деятельность внесла значительный вклад в формирование нового сценического облика народной песни, который начал утверждаться на эстраде в 1970-е годы. Совершенно иной, но столь же новаторский подход к ансамблевой интерпретации народной песни продемонстрировали в тот же период некоторые эстрадные вокально-инструментальные ансамбли («Добры молодцы», «Ариэль», «Песняры»), соединившие народный мелос с манерой исполнения, гармонией, фактурными приемами и инструментарием западных рок-групп. Во второй половине ХХ века на сцене появилась целая плеяда самобытных исполнителей, применивших различные подходы к сценическому и музыкальному воплощению народной песни: Ж. В. Бичевская и М. С. Капуро – народная песня в сопровождении гитары; A. П. Литвиненко, Т. Ю. Петрова, Л. Г. Рюмина, Е. Ф. Шаврина – народная песня в сопровождении оркестра или ансамбля народных инструментов и т.д.

Екатерина Шаврина https://ampravda.ru/2014/03/10/046895.html
Екатерина Шаврина https://ampravda.ru/2014/03/10/046895.html

Новый этап жизни народной песни в сценических условиях наступил с началом «перестройки» в 1985-1987 годах. Тогда на сцену стали выходить народные исполнители и коллективы, использующие в своем творчестве стилизацию и элементы эстрадного шоу, а также применяющие в исполнении, свойственные своему времени, электронные музыкальные инструменты (синтезатор, электронные ударные, электробалалайку и др.). Это – эстрадный ансамбль «Золотое кольцо», интернациональная фолк-группа «Baba Yaga», электронная группа «Иван Купала». Данное направление стало популярным среди профессиональных и самодеятельных коллективов и исполнителей, а также у зрительской аудитории. Оно фактически позволило адаптировать народную песню к новым эстетическим ориентирам. В последние десятилетия интерес публики к фольклору породил мощную индустрию многочисленных шоу, концертов, фестивалей, праздников, в которых принимают участие фольклорные коллективы и ансамбли. В основной массе их деятельность представляет собой искусную имитацию фольклора – так называемый псевдонародный стиль. Спрос на произведения фольклора также стимулировал и создание стилизованных произведений, основанных на фольклорном материале или созданных на основе художественных принципов и приёмов фольклора. Среди современных исполнителей есть весьма яркие и талантливые солисты и коллективы, такие как Пелагея, Инна Желанная, Тина Кузнецова, группы «Zventa Sventana», «Якруна», «Мельница», «АлёNа», которые гармонично вплетают народную песню в свое музыкальное творчество.

"Иван Купала" группа https://ampravda.ru/2014/03/10/046895.html
"Иван Купала" группа https://ampravda.ru/2014/03/10/046895.html

Обобщая ранее изложенное, можно сделать вывод, что для поддержания фольклора в живом существовании требуется его актуализировать для широкого потребления, прежде всего для детей, подростков, молодежи. Массовая культура может послужить тем самым механизмом актуализации, ведь она позволяет сделать доступными музыкальные традиции прошлого, она учитывает психологические возможности обычного человека и позволяет сделать музыкальную культуру более доступной для восприятия. В условиях доминирования клипового мышления массовая аудитория, особенно молодёжная, способна воспринимать серьёзную музыку только с усилием, с трудом. Поэтому и приходится адаптировать её под современные условия, как эстетические, так и технические, так и социально – психологические. Важно при этом находить такие формы творческого переосмысления фольклора, при которых традиционная музыка не теряет своих смыслов и ценностей.

Автор статьи Новикова Ольга