Сегодня мы отмечаем 110 лет со дня рождения Нины Алексеевны Железновой (1913–1965), солистки балета ЛГАТОБ им. Кирова, педагога, заслуженной артистки Таджикской ССР.
Нина Железнова была лучшей из выпуска А.Я. Вагановой 1932 г. Как многие ученицы, еще со школьной скамьи она принимала участие в спектаклях на сцене ЛГАТОБ.
Например, Железнова выступала в сцене танцевального урока в балете «Барышня-крестьянка», поставленном в 1927 г. Ф. Лопуховым, а 1928-ом была одной из Бенгальских роз в балете «Талисман», возобновленным В. Пономаревым для выпускных спектаклей училища.
О ней писала Г. Кремшевская в книге «Агриппина Яковлевна Ваганова» (1981):
«В ней находили сходство с Люком. В дальнейшем, уже заслуженной артисткой, высот, свойственных таланту Люком, она не достигла, но было в ней одно незаурядное качество. Железнову отличал профессионализм безукоризненной точности. Ваганова любила ученицу, любовалась ее верным, послушным танцем. Доверяла ей множество сольных вариаций и ведущие партии»
После выпуска, в 1932 году, Нина Железнова была принята в труппу ЛГАТОБ, где прошел весь ее творческий путь.
Будучи классической балериной лирико-драматического амплуа, она исполняла сольные и ведущие партии. В списке ее ролей – партии Сольвейг («Ледяная дева»), Марии («Бахчисарайский фонтан»), Мирейль де Пуатье («Пламя Парижа»), Панночки («Тарас Бульба»), Снегурочки («Весенняя сказка»), Кривляки («Золушка»).
Ей близки были образы лирических героинь, светлых, возвышенных. Пастельные тона преобладали в ее трактовке партий Царь-девицы в «Коньке-Горбунке», Маши в «Щелкунчике», Одетты – Одиллии в «Лебедином озере», Лизы в «Тщетной предосторожности».
Завершив сценическую карьеру, Нина Алексеевна перешла на педагогическую работу. В 1954–1964 годы она преподавала классический танец в ЛХУ.
Фотографии из архива Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой