Самый протяжённый пригородный железнодорожный маршрут в России запустили в Новосибирской области.
С 1 января 2023 года компания «Экспресс-пригород» запустила новый пригородный маршрут «Новосибирск — Татарская» («Татарская — Новосибирск»). Прямые электропоезда были введены по поручению губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, что стало реакцией как на многочисленные обращения жителей западных районов региона, так и на просьбы депутатов Законодательного собрания НСО. Новый маршрут хоть сейчас можно заносить в Книгу рекордов России: это самый протяжённый маршрут пригородного сообщения в стране — 458 км. По словам заместителя председателя комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Сергея Титкова, который избран депутатом как раз от западных районов, в плане пригородного сообщения наш регион вообще является одним из лидеров в России.
— Пассажиры со стажем помнят, что около 20 лет назад был запущен ускоренный поезд «Новосибирск — Татарская», который до Барабинска шёл три часа, а до Татарской — четыре, — говорит Сергей Титков. — И вот во время запуска маршрута Владимир Иванович (тогда начальник Западно-Сибирской железной дороги Владимир Старостенко. — прим. авт.) и произнёс, что в путь отправляется «наша первая ласточка». Так это название и закрепилось за ускоренными поездами.
Быстрый и комфортный поезд с вагонами трёх классов обслуживания пользовался большой популярностью у пассажиров, но была одна существенная проблема. Тогдашними нормативными документами федерального уровня зона пригородного железнодорожного сообщения была определена в 200 км. В связи с этим не действовали никакие льготы, цены на билеты были довольно «кусачими». Даже электричку «Новосибирск — Барабинск» (330 км) приходилось «разбивать» на две части — до Чулыма и от него, чтобы вписываться в нормативы. Пассажиропоток в нашей «Ласточке» падал, а для жителей западных районов центром притяжения — покупки, отдых, образование — всё больше становился не Новосибирск, а Омск. Власти нашего региона неоднократно поднимали тему на федеральном уровне, в том числе на Сибирском транспортном форуме, но понимания не было. Ведь мало какие регионы европейской части страны могут похвастаться такими расстояниями. Наконец, два года назад норматив изменился: теперь пригородное сообщение ограничивается только границами региона. Это и позволило активизировать работу по возобновлению маршрута.
— Огромное спасибо губернатору Андрею Травникову, компании «Экспресс-пригород», руководству Западно-Сибирской железной дороги, — отмечает Сергей Титков. — Транссиб — одна из самых напряжённых линий движения на железных дорогах России, и найти дополнительное «окошко» для ещё одного маршрута было, поверьте, непросто. Но всё получилось, и жители сразу восьми районов, через которые проходит новый маршрут, получили дополнительные возможности транспортной доступности.
Как показали новогодние каникулы и первые рабочие дни 2023 года, прямой маршрут между Новосибирском и Татарском оказался суперпопулярным. Настолько, что к первоначальному составу из восьми вагонов пришлось добавлять ещё два. По словам заместителя генерального директора по пассажирским перевозкам АО «Экспресс-пригород» Константина Руденко, за первые 10 дней перевозок им воспользовались 25 тысяч пассажиров.
Этот маршрут субсидируется, и компенсации «Экспресс-пригороду» за выпадающие доходы из областного бюджета вот уже 20 лет выплачиваются так же чётко и в срок, как курсируют электропоезда. В прошлом году компенсация из бюджета составила 780 млн рублей, в этом будет более 900 млн. На новой электричке действуют все льготы, в том числе сезонные.
Работа по улучшению пригородного сообщения будет продолжаться. По словам Сергея Титкова, есть вариант сократить более чем на час время в пути за счёт исключения остановок на маленьких станциях и остановочных платформах. Со временем могут появиться и вагоны разных классов обслуживания.
КСТАТИ
Время электрички в пути составляет 6 часов 26 минут, стоимость проезда — порядка 500 рублей. Для сравнения: дорога в пассажирском поезде до Татарска займёт около 8 часов, самый дешёвый билет в общем вагоне — под 1 000 рублей. На автобусе — 7 часов 10 минут при цене от 1 595 рублей.
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА