85,7K подписчиков

Как на самом деле работают гадания? Взгляд психолога

Львы, если сегодня проявлять несдержанность, вы рискуете испортить отношения!
Тельцы, внимательность и кропотливая работа на этой неделе даст вам в будущем отличный результат!

От перемены знака зодиака суть не меняется. Любой человек рано или поздно испортит отношения, если будет на всех срываться. Любой человек может добиться результата, если будет добросовестно работать. Но добавьте сюда немного персонализации – и вот нам уже кажется, что мы читаем именно о себе.

Такая особенность называется эффектом Барнума. Мы склонны примерять на себя «общие фразы» и находить совпадения, если уверены, что все это написано именно для нас. Самый простой пример здесь – гороскопы, но по тому же принципу работают и гадания.

Львы, если сегодня проявлять несдержанность, вы рискуете испортить отношения!
Тельцы, внимательность и кропотливая работа на этой неделе даст вам в будущем отличный результат!

Как-то в юности я навестила гадалку, о которой с восторгом отзывались все мои подруги. Шла к ней с изрядной долей скепсиса, а вышла в полнейшем восторге, прямиком на курс по Таро. Потому что – ну ведь все совпало! И лишь после того, как я всерьез начала изучать психологию, я поняла, где зарыт тот самый пес.

Вопрос, который я задала гадалке – классика топ-3 вопросов к эзотерикам: «Скоро ли найду свою настоящую любовь?»

Провидица выслушала меня, сочувственно покивала, поохала, погладила по плечу, зажгла свечи и заварила кофе (тогда она гадала на кофейной гуще, но вообще, делать это можно на чем угодно, хоть на следах лесных сусликов, потому что принцип один).

Ну что, моя хорошая, вижу, что в жизни твоей сейчас болото. Вижу, что счастья нет, было много неудач, сердечко совсем изболелось.Но все будет хорошо, твой суженый уже на горизонте. Скоро к тебе придет, и года не пройдет.Только смотрю я, что скромничаешь ты, будь ярче, в углу не стой, стенку не подпирай! Знай, что ты прекрасна, найдется тот, кто оценит!И не бойся, гляжу, терзает тебя, что у кого-то из близких плохие отношения были, пустое все это, у тебя другая судьба. Иди спокойно навстречу радости своей!

Давайте разбираться.

Первое, что сделала гадалка – установила контакт. Внимательно выслушала (а порой, чтобы нам полегчало, достаточно просто выговориться), проявила заинтересованность в моей проблеме, приняла и отразила мои эмоции. Такому человеку уже хочется доверять, ведь «она так меня понимает!».

Свечи, кофе, уютно обставленная кухня усиливают этот эффект, расслабляя и создавая ощущение безопасного пространства.

Болото, счастья нет, сердечко изболелось – тогда казалось, что гадалка заглянула мне прямо в душу! Но по сути она всего лишь воспользовалась перефразированием, просто переформулировав то, что я ей уже рассказала.

Все будет хорошо. На самом деле именно ради этих слов подавляющая часть людей оказывается у эзотериков. Во-первых, наш мозг очень любит стабильность и предсказуемость. А здесь не просто стабильность, а 100% гарантия от высших сил, что будущее прекрасно! Во-вторых, детская часть получает от значимого взрослого (ведь это не просто человек, а человек с Даром!) обещание, что все будет ок, ты в безопасности. Тревоги сразу отступают, радостный мозг коварно нашептывает: «Гадалка права!» и с утроенной начинает искать подтверждения всех ее пророчеств.

Львы, если сегодня проявлять несдержанность, вы рискуете испортить отношения!
Тельцы, внимательность и кропотливая работа на этой неделе даст вам в будущем отличный результат!-2

Скоро придет, года не пройдет. Ну, начнем с того, что перед гадалкой – молодая и достаточно симпатичная девушка, активно ищущая отношений. Год – большой срок, есть очень большой шанс, что все устроится. Вдобавок, наша провидица снизила накал переживаний, заверив меня в успехе: а значит, я начинаю действовать решительнее и увереннее. А следующая фраза будь ярче, в углу не стой дает еще +100 к вероятности исполнения прогноза. Если я, конечно, прислушаюсь к совету. А если нет – всегда можно сказать, что сама виновата, мол, еще решительнее надо быть.

Знай, что ты прекрасна – классическое поглаживание. Одинокие люди склонны изводить себя вопросами: «Да что со мной не так?». Да и вообще, все мы порой грызем себя за пару лишних кило, морщинку на подбородке, неидеальный нос – мало ли причин? А тут авторитетный человек заверяет, что с тобой все в порядке.

У кого-то из близких были плохие отношения – найдется ли среди нас хоть кто-то, у кого перед глазами не было хотя бы одного примера неудачных отношений? Причем «плохие отношения» и «близкие люди» можно трактовать как угодно: тут и измены дедушки, и троюродный дядя Пафнутий-алкоголик, и лучшая подруга, которая жалуется на невнимательность мужа. Какая-то подходящая по смыслу картинка точно всплывет в голове.

Иди спокойно навстречу радости своей. К этому моменту критичность мышления находится где-то ниже нуля, вся информация принимается на веру. Срабатывает «самоисполняющееся пророчество» – когда мы во что-то верим и сами воплощаем это в жизнь. Мне повезло, что мое «пророчество» было позитивным. Если бы провидица была бы более ушлой, именно здесь она могла бы продать услуги по снятию венца безбрачия, родового проклятия и других форм облегчения кошелька. Но либо гадалка сама искренне верила в свой дар (чуть позже напишу отдельную статью на эту тему), либо поняла, что с меня взять с меня особо нечего – лучше я своими восторгами напривожу ей более обеспеченных клиентов.

Львы, если сегодня проявлять несдержанность, вы рискуете испортить отношения!
Тельцы, внимательность и кропотливая работа на этой неделе даст вам в будущем отличный результат!-3

Но далеко не всем удается отделаться так легко, как мне. Кто-то теряет огромные суммы, кто-то впадает в настоящую зависимость от специалиста, кто-то просто проводит всю жизнь в плену магического мышления.

Конечно, эффект Барнума, поглаживания и самосбывающиеся пророчества – это далеко не весь арсенал эзотериков. Но даже на этих примерах можно понять, что в гаданиях нет никакой мистики.

Будьте осознанны и берегите себя!

Автор: Подколзина Юлия Алексеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru