Найти тему

Киноляпы, которых не было?

Давайте вспомним о киноляпах в культовых советских фильмах, на которые многие не обращают внимания. Эти ленты мы любим и знаем от первой до последней минуты, и тем интересней будет все-таки определиться, был ли это просто ляп, намеренное допущение сценариста и режиссера, либо исторически все точно.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя", 1979
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя", 1979

Говорят, что Станислав Говорухин очень скрупулезно выстраивал каждый кадр своего сериала "Место встречи изменить нельзя", чтобы зритель ни в коем случае не увидел приметы 1970-х годов. Однако их предостаточно - от грузовиков ЗИЛ выпуска конца 1960-х до современных грузовых поездов, электричек и даже станции "Лосиноостровская", которая в 1945 году выглядела не совсем так. Когда Шерлок Холмс и доктор Ватсон убегают по "лондонским крышам" от приспешников хитроумного профессора Мориарти, мы можем хорошо видеть телевизионные антенны в "Лондоне конца XIX века". Таких мелких огрехов в каждом фильме (особенно на историческую тему) полно. Но давайте коснемся возможных ляпов в культовых советских фильмах, на которых строится весь сюжет. До сих пор не удается получить однозначного ответа на вопрос о том, могло ли так быть на самом деле, или это вольности сценариста. Итак:

Вера Алентова, Ирина Муравьева и Раиса Рязанова в фильме "Москва слезам не верит", 1980
Вера Алентова, Ирина Муравьева и Раиса Рязанова в фильме "Москва слезам не верит", 1980

Москва слезам не верит
Одна из лучших советских киномелодрам про жизнь трех подруг в конце 1950-х, а потом и в конце 1970-х в Москве, их горестей и радостей. Знатоки отыскали там множество неточностей от особенностей гардероба до исполнения песни "Джамайка" итальянским вундеркиндом Робертино Лоретти, которая в реальности прозвучала намного позже упомянутого в фильме 1958 года. Мне также показалось странным, что мы за весь фильм зрители так ничего и не узнали про родителей всех трех главных героинь. Но хотелось бы остановиться на более определяющем моменте, от которого и проистекают особенности сюжета.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит", 1980
Кадр из фильма "Москва слезам не верит", 1980

Все три подруги живут в московском общежитии в одной комнате, но работают в совершенно разных организациях. Одна - на заводе, вторая - строит дома, третья - печет хлеб. Я общался с ровесницами главных героинь, и они подтверждали - это невозможно. Общежития в Москве были ведомственными. У завода - одно, у стройтреста - другое, у булочников - третье. Девушки из разных контор не могли жить в одном месте, этого бы просто не допустили их работодатели, ведь в таких общагах шла бы постоянная перекрестная агитация из разряда «иди лучше к нам, у нас больше платят и воздух чище». Но кто-то говорит, что такое совместное «рабочее общежитие №15» все-таки могло существовать. А вам что-нибудь об этом известно?

Олег Басилашвили, Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982
Олег Басилашвили, Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982

Вокзал для двоих
Завершающий фильм
Эльдара Рязанова из его трилогии о превратностях любви, в которую также входят "Ирония судьбы" и "Служебный роман". Киноначальству лента так понравилась, что ее даже отправили на Каннский кинофестиваль. Наверное, думали, что раз "Москве слезам не верит" дали "Оскара", то теперь советские мелодрамы в моде на Западе. Но фильм не получил ничего, его попросту не заметили. А Рязанов это прокомментировал тогда так: "Нам на фестивале в Каннах приз не дали ни один. Пусть они в Москву приедут, мы им тоже ... дадим!"

Михаил Кононов, Олег Басилашвили и Людмила Гурченко в фильме "Вокзал для двоих", 1982
Михаил Кононов, Олег Басилашвили и Людмила Гурченко в фильме "Вокзал для двоих", 1982

Сюжет строится вокруг скандала за комплексным экспресс-обедом для пассажиров целого поезда - один из них отказался платить, так как ему не понравилось качество пищи. Опять же все мои знакомые, которые не раз колесили на поездах по СССР и в 1960-е, и в 1970-е, и позднее, категорически заявляют: никаких подобных обедов нигде и никогда не было. Я сам начал ездить на советских поездах в 1980-е и тоже не видел такого. Неужели весь сюжет построен на искусственно придуманных обстоятельствах? Но, может быть, где-то такие обеды устраивали?

Александр Ширвиндт, Андрей Мягков, Георгий Бурков и Алекандр Белявский в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975
Александр Ширвиндт, Андрей Мягков, Георгий Бурков и Алекандр Белявский в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975

Ирония судьбы, или С легким паром!
Главный новогодний фильм страны, любимейший и почитаемый. Каждый его кадр давно разобрали знатоки, обнаружившие здесь десятки, если не сотни ляпов. Конечно, они ни в какой мере не делают эту комедию менее замечательной и доброй. Все уже знают, что бдительная советская редактура не обратила внимания на слово "искючительно" в титрах, где пропустили букву л. Но вернемся к главному вопросу - мог ли Лукашин попасть на самолет?

Андрей Мягков и Александр Ширвиндт в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975
Андрей Мягков и Александр Ширвиндт в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975

Оставим в стороне тот факт, что в самолеты людей в состоянии алкогольного опьянения не пускали. Отвлечемся даже от тех обстоятельств, что самолет - это не поезд, и друзья не могли его туда занести, посадить в кресло, а потом уйти, когда сам он явно передвигаться не мог и уж по трапу бы точно не поднялся без носилок. Вопрос в следующем - продавались ли авиабилеты в СССР в 1975 году по паспорту? Кто-то уверяет, что продавались - там обязательно стояли имя и фамилия, и ее сверяли с паспортом при посадке. Кто-то говорит, что продавались без паспорта как на поезд (хотя в советских детективах того времени следователи проверяют списки пассажиров, зарегистрированных на рейс, чтобы найти преступника). Если продавались по паспорту, то Лукашин, даже зачем-то взявший этот документ с собой в баню, не мог попасть на самолет. Да и его друзьям не нужно было гадать о том, кто летит в Ленинград - Женя или Павлик. Достаточно глянуть в билет.

Михаил Кононов и Александр Збруев в фильме "Большая перемена", 1973
Михаил Кононов и Александр Збруев в фильме "Большая перемена", 1973

Большая перемена
Замечательная и добрая четырехсерийная комедия о вечерней школе, ее учениках и педагогах, в которой очень большую условность сюжета с лихвой компенсирует команда первосортных советских артистов под руководством не менее профессионального режиссера Алексея Коренева. В фильме не так много откровенных ляпов, бросающихся в глаза, но есть одно ключевое обстоятельство сюжета, вызывающее сильные сомнения.

Михаил Яншин и Михаил Кононов в фильме "Большая перемена", 1973
Михаил Яншин и Михаил Кононов в фильме "Большая перемена", 1973

В ленте заканчивающий педагогический институт Нестор Северов не поступает в аспирантуру, после чего идет работать в школу. Однако, как уверяют знатоки, этого просто не могло быть. Во-первых, выпускники вузов с дневной формой обучения должны были перед поступлением в аспирантуру обязательно отработать по специальности два года, это правило не распространялось только на вечерников и заочников, которые и так уже работали. Нестор Петрович явно первый раз в жизни преподает – он нигде прежде не работал. Во-вторых, профессор Волосюк (Михаил Яншин) никак не мог брать только одного выпускника со всего курса - слишком мало. Но, возможно, это все-таки могло быть?

Леонид Броневой, Михаил Жарковский и Татьяна Лиознова на съемках фильма "Семнадцать мгновений весны", 1973
Леонид Броневой, Михаил Жарковский и Татьяна Лиознова на съемках фильма "Семнадцать мгновений весны", 1973

Семнадцать мгновений весны
Подробный список киноляпов этого культового советского сериала даже был издан отдельной книгой - их там целое море. Автор книги доказал, что
Юлиан Семенов вообще создал параллельную вселенную, и почти ничего из того, что там показано, включая образ жизни и работы эсэсовцев, географическое расположение ведомств, отношения между сотрудниками и начальниками, секретные операции и т.п. просто не могло быть в реальности в той Германии. Конечно, и в этом фильме мчатся советские грузовики, а из Швейцарии радистка Кэт уезжает с детьми в вагоне, на котором имеется надпись на русском языке "тара 58 т".

Светлана Светличная, Эмилия Мильтон и Вячеслав Тихонов в фильме "Семнадцать мгновений весны", 1973
Светлана Светличная, Эмилия Мильтон и Вячеслав Тихонов в фильме "Семнадцать мгновений весны", 1973

Самые большие вопросы рождает фигура Штирлица. Да, понятное дело, что советский разведчик не смог бы притвориться немцем до такой степени, чтобы дослужиться до заместителя Шелленберга, какую бы легенду ему не придумали. Кроме того, Штирлиц работает в СС - организации, которой руководит Гиммлер. Она имеет очень жесткие законы. Штирлиц не может быть холост, так как по требованию Гиммлера все эсэсовцы в обязательном порядке должны были создавать семьи и рожать фюреру детей. Он не может курить, как и остальные сотрудники РСХА (в фильме все дымят, как паровозы), ведь некурящий Гиммлер категорически запретил курение в стенах своих ведомств (исключение сделали лишь для шефа РСХА Кальтенбруннера, который выкуривал в день по пять пачек). И самое главное - Штирлиц не может быть таким откровенным бездельником.

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны", 1973
Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны", 1973

В фильме мы видим Штирлица за выпечкой картошки в камине, на долгих прогулках в лесу, игрой в шахматы и танцах с фрау Заурих и Габи, в многчасовых хождениях по Берлину и размышлениях, в кинотеатрах (он даже успел возненавидеть "Девушку моей мечты" - смотрел ее бессчетное количество раз) в постоянных посещениях баров и кабаков и во время тому подобных праздных занятий. А ведь он - штандартенфюрер СС в службе внешней разведки, под его руководством, как минимум, должен находиться целый отдел в десятки подчиненных, работающих в последние дни войны 24 часа в сутки. Но их начальник от скуки спички на столе раскладывает, и это когда у Мюллера глаза от бессонницы красные?

Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!