Курган Аптон Ловелл G2a находится в Уилтшире (Англия). Этот памятник был раскопан еще в 1802 году антикваром и археологом Уильямом Каннингтоном. Памятник считается одним из самых необычных захоронений раннего бронзового века в Англии. Увы методика раскопок в начале XIX века была далека от современных стандартов.
В 1801 году любителей древностей из Уилтшира заинтересовала круглая насыпь диаметром 10 м. На глубине 1 м археологи обнаружили скелет, лежавший на спине головой на север, а над ним – еще один скелет в «сидящей позе». По мнению исследователей, первый скелет принадлежал мужчине, а второй, более изящный – женщине, хотя антропологический анализ этих останков не проводился, кости после раскопок были оставлены в погребении. В процессе раскопок кости скелетов перемешались, что затрудняло определение того, кому из погребенных принадлежали найденные в могиле вещи. Инвентаря найдено много, но планы его расположения в погребении не сохранились. Возможно, второй индивид был похоронен в кургане значительно позднее первого.
Инвентарь включал более 40 перфорированных костяных наконечников; большинство из них были найдены близко к ногам мужчины. Другие находки у ног включали девять каменных молотков, шило из медного сплава, несколько боевых топоров, три продырявленных клыка кабана и четыре «чаши» из кремневых желваков.
Рядом с грудью лежал боевой топор и еще несколько костяных наконечников. Кроме того, в погребении находилось несколько бусин и кольцо из гагата.
Судя по особенностям боевых топоров, погребение относилось к раннему бронзовому веку Англии, примерно 1850–1700 гг. до н.э.
Исследователи полагают, что костяные изделия и клыки кабана были частью костюма. Некоторые костяные наконечники, вероятно, носились на шее в виде ожерелья, другие были нашиты на одежду. Части аналогичных костюмов, найденные в Европе, относили к «шаманским». Поэтому уже в середине XX века погребение интерпретировали как принадлежавшее шаману.
Кроме того, в кремневых чашах обнаружили следы пигментов, и исследователи предположили, что этот набор в сочетании с медным шилом использовался для нанесения татуировок. Полагают, что в древнем мире татуировки делались в магических целях.
Позднее специалисты обратили внимание, что каменные инструменты из кургана напоминают орудия для металлобработки, найденные на европейских памятниках.
На крупных камнях обнаружились следы металлов, прежде всего золота, состав которого оказался аналогичным составу золотых изделий из других английских памятников раннего бронзового века (15% серебра и 1% меди в виде примесей).
Несколько орудий, судя по износу, играли роль молотков и наковален, и на одном плоском камне имелись следы золотых полосок. По мнению специалистов, этот камень использовался как «пробник», с помощью которого оценивалось качество металла (Ювелиры сравнивали цвет полос, оставленных известными сплавами, и сплава, качество которого проверялось). Один из камней имел абразивную поверхность, которая, по данным трасологии, использовалась для обработки бронзы и дерева. С помощью нескольких кремневых орудий измельчался красноватый пигмент. Ни один из инструментов никак не связан с плавкой золота; найденные орудия использовались для получения металлических листов и нанесения золота на другие предметы. Возможно, для создания украшений из металла использовалось и медное шило.
Появилась другая интерпретация: человек из кургана – металлург-ювелир, авторитетный ремесленник, а возможно, судя по наличию пробного камня, ещё и торговец. Впрочем, по мнению ученых, это не исключает того, что погребенный, обладавший высоким статусом в обществе, выполнял и шаманские функции.
Портрет мужчины из Аптон Ловелл G2a выполнен археологом-иллюстратором Кельвином Уилсоном.
Благодарим Женю Хлистуна за материалы. Источники
💀 Вам также будет интересно: