Казалось бы, что может быть общего между грузовиком и… космическим кораблем? А между тем, грузоперевозки уже давно – с 1978 года – осуществляются не только по планете Земля, но и за ее пределы.
Грузовые космические корабли, как и весь земной грузовой транспорт, служат для доставки грузов. И даже устанавливают мировые рекорды! Мы решили рассказать, в чем особенности внеземных грузоперевозок, чем они похожи и отличаются от доставки грузов на Земле.
Космические грузовые аппараты применяются для снабжения орбитальных станций и МКС буквально всем – в них перевозят техническое оборудование, продукты питания, топливо и другие материалы, необходимые для функционирования космических станций и жизнедеятельности людей в космосе.
Одной из ключевых особенностей грузовых космических кораблей состоит в том, что они – беспилотные. Если на Земле только-только начинают осваивать беспилотные грузоперевозки, то в космосе нет никакой острой необходимости в том, чтобы грузовой космический аппарат был пилотируемым.
Первый грузовой космический корабль запустил СССР – в январе 1978 года на орбиту вышел «Прогресс-1» для стыковки с орбитальной станцией. Аппарат успешно состыковался со станцией «Салют-6» и доставил топливо, научную аппаратуру, продукты питания и воду для экипажа.
Впоследствии грузовые корабли запустили США, Китай, Япония и продолжают регулярно запускать сейчас. Но китайские грузовые корабли, как говорится, впереди планеты всей. Совсем недавно – в ноябре 2022 года – китайский космический аппарат установил мировой рекорд: космический грузовик «Тяньчжоу» состыковался с орбитальной станцией максимально быстро – всего лишь спустя 2 часа после запуска. Это значит, что доставить груз в космос можно быстрее, чем на машине в соседний город.
Еще уже традиционно отличилась американская частная космическая компания SpaceX под руководством Илона Маска – к МКС запустили космический грузовик Dragon, который уже был в космосе – ранее он был возвращен на землю и подготовлен к повторному полету. Возможность повторно использовать космические корабли – в приоритете, ведь это сможет существенно удешевить полеты в космос.
Можете ли вы представить, чтобы для грузового автомобиля, поезда, самолета или морского корабля не была предусмотрена повторная эксплуатация? Или если бы после доставки груза от автомобиля оставался только фургон? А вот для космических грузовиков это было обычной практикой. После выполнения задачи они либо сходили с орбиты и разрушались в атмосфере, либо на землю возвращались только отдельные отсеки корабля. Но теперь ситуация может поменяться к лучшему и космические грузовики станут «многоразовыми», как и весь земной транспорт, и получат с ним больше общих черт.