В Петербурге, неподалеку от Тихорецкого проспекта, в парке Сосновка не так давно установили памятник. Тоненькая высокая девушка в военной форме держит за ошейник немецкую овчарку, а собака преданно смотрит в лицо хозяйке. В руке у девушки саперный щуп. Именно на этом месте располагалась в войну школа служебного собаководства на базе собачьего питомника.
А в музее Прорыв блокады Ленинграда на панораме — фигура девушки с собаками, которые выносили раненых с поля боя. Она в центре первого фото. Это должно быть кинолог Маргарита Меньшагина.
До войны Маргарита занималась в клубе служебного собаководства, что располагался на улице Рубинштейна, 40. Руководил им Петр Заводчиков. Из переживших первую блокадную зиму девочек сформировали 34-й отдельный инженерный батальон миноискателей Ленинградского фронта (ОБИМ). Командовать назначили подполковника, того самого Заводчикова.
В клубе служебного собаководства сохранились данные, что семья ленинградцев Бутыркиных отдала своего любимца овчарку Мига в служебный питомник осенью 41-го. Через год и Нина Бутыркина пошла записываться добровольцем. Ее отправили в Сосновку, где девушка встретилась со своим четвероногим другом. Нина с Мигом прошли всю войну. Миг прожил долгую собачью жизнь и умер, окруженный заботой хозяйки.
«Знаете, вот таскаешь нарты целый день — не одни собаки таскают, ты с ними, можно сказать, наравне — под обстрелом, вся взмокнешь даже на морозе, но об этом не думаешь, ведь раненые на тебе, они истекают кровью, надо спешить. И вдруг где-нибудь по дороге на передовую почувствуешь, что все, что нет у тебя больше сил, что невозможно это дольше переносить. И сядешь в сторонке на пенек или на лед и заплачешь. Просто ревешь, ведь никого нет рядом, никто не слышит, так что не стыдно. А они собьются возле тебя, морды кладут на колени, лижут и поскуливают, из сочувствия, что ли. И высохнут слезы. Потреплешь собак, поднимешься — и пошли. Опять бежим туда, опять откуда-то берутся силы. Уж и счет рейсам теряешь. А собаки все тянут, они не то, что слово, вздох твой понимают, и слушаются, и готовы защитить»
Воспоминания Нины Бутыркиной из книги Петра Заводчикова и Семена Самойлова «Девичья команда».
34-й ОБИМ принимал участие и в операции «Искра». Задачей «девичьей команды» было доставлять на левый берег Невы боеприпасы, а оттуда вывозить по льду раненых. В каждой упряжке до семи собак и два кинолога: одна бежала на лыжах впереди, вторая — за нартами. Девочки гибли, оплакивали своих павших любимцев, к которым успели привязаться, сочувствовали раненым, падали без сил, вставали и снова бежали выполнять свою работу.
По данным командира части и автора книги Заводчикова, за время операции «Искра» бойцы 34-го отдельного батальона вывезли с поля боя 1 800 раненых. Служили друзья человека и связистами, и санитарами. Своим тонким животным чутьем безошибочно определяли еще живых, подбегали, вылизывали лицо, помогая бойцам прийти в себя. Но самая главная заслуга подразделения — разминирование. Обычные миноискатели не справлялись, зашкаливали от нашпигованного в земле металла, выручал тонкий собачий нюх. Девушки с собаками занимались поиском мин в ленинградской земле вплоть до начала 1950-х. Только на участке северо-западного фронта на их счету более 250 тысяч обезвреженных мин и снарядов.
Удивительно, но среди голода, холода, смертей и болезней вместе со своими двуногими в осажденном и измученном городе выживали собаки. Не просто выживали. Клички своих четвероногих спасителей город запомнил!
С началом войны их собрали в питомник — и породистых, и дворняг. И тренировали на подрыв танков. Собакам укрепляли на спине взрывное устройство, которое срабатывало от соприкосновения с днищем танка. Но в 1942 году было принято решение использовать собак в других целях. Как подрывники, они были ненадежны, случался подрыв и своих танков. И из собак стали готовить минеров, санитаров, связистов и доставщиков груза.
А с осени 1942 года собак стали учить ходить в нартах. В каждой упряжке было по 5 – 7 собак, руководили ими два кинолога. Одна девушка-кинолог бежала на лыжах перед нартами, вторая — за ними. Они везли взрывчатку, противотанковые мины, колючую проволоку, стальные щитки для укрытий. На обратном пути забирали раненых.
Девушки с собаками занимались поиском мин до 1953 года. Только на участке северо-западного фронта 34-й отдельный батальон обезвредил более 250 тысяч мин и снарядов.
Такой вот он был, героический 34-й отдельный батальон. Хрупкие девочки-блокадницы, почти дети, и преданные им собаки. Девочки рисковали жизнью, обезвреживая мины, вытаскивали раненых, оплакивали погибших собак. И гибли сами.
Они держались — девочки и собаки. И поддерживали друг друга.
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас