«Чума» - известный роман французского писателя XX века Альбера Камю, написанный в 1947 году. Он повествует о том, как в небольшом алжирском городе Оране разразилась эпидемия болезни, считавшейся "мертвой" со стародавних времен. Болезнь, которая слишком страшна, чтобы в нее верить, даже когда она неотвратимо марширует по привычным улицам, стучится в родные дома и разделяет жизнь каждого на "до" и "после".
Альбер Камю - писатель, родившийся в 1913 году и проживший совсем недолго, но оставивший неизгладимый след в мировой литературе, за три года до смерти ставший лауреатом Нобелевской премии. Самыми известными и сильными его романами считаются «Посторонний» и «Чума», и интерес к этим произведениям не угасает по сей день. Новая волна интереса к «Чуме» поднялась, как несложно догадаться, когда на наш мир обрушился ковид, и в 2020м году по мотивам романа Камю даже была написана японская манга.
Поскольку я уже упомянула ковид, скажу сразу: думаю, что восприятие романа у тех, кто прочел его до пандемии ковида, сильно отличается. Я прочитала роман совсем недавно, в самом начале 2023го года, когда мир уже пережил несколько волн коронавируса, локдауны, ограничения, ношение масок, эксперименты с вакцинами и, самое главное, страх неопределенности в самом начале со всеми присущими ему стадиями отрицания. Сменился этот страх другим, еще более сильным - страхом неотвратимости и неизбежности болезни, которая все равно со временем постучится к каждому, в каждый дом, что ни делай, какие меры ни принимай. Что ж, хочу сказать, что именно после этого пережитого опыта читать роман Камю - совершенно удивительно. Потому что все, что описано автором, ощущаешь кожей, это больше не полет фантазии, призванный включить воображение читателя. Это личный опыт, который откликается реалистичностью в каждой фразе. Неоднократно ловила себя на том, что если заменить слово "чума" на "ковид", опустить конкретно прописанные симптомы бубонной чумы и не обращать внимание на отсутствие у героев мобильных телефонов с компьютерами, получится в чистом виде книга о локдаунах 2020 в Москве, Петербурге и, думаю, любом другом городе.
Роман Камю повествует не столько о самой чуме, сколько о людях, которые оказываются во власти этой болезни. О людях, об их реакциях, о том, что из кого эти изменившиеся обстоятельства поднимают наружу. Деталей и сцен с физическими ужасами заразы предостаточно, они описаны со свойственным Камю реализмом и обязательно отложатся в сознании, но это не, упаси господи, ужастик, постапокалипсис и точно не фантастика. Камю исследует человеческую природу - и делает это с объективностью хроникера, который никому не выносит оценок, предоставляя читателям судить самостоятельно. Поэтому усиленно мрачных красок и, грубо говоря, "чернухи с порнухой" здесь тоже не будет - и именно благодаря такому стилю повествования, без смакования деталей, но с терпеливым и честным описанием хода эпидемии от начала и до ее конца, в голове по мере чтения складывается наиболее полная картина. Которая, как я уже сказала, сильно "оживает" в силу нашего личного опыта с ковидом.
Люди во всех обстоятельствах, во все времена остаются людьми. Они живут надеждами, боятся, возмущаются, постепенно ко всему адаптируются, продолжают делать то, для чего предназначены. Разные пути развития показаны через призму разных персонажей, от группы людей до нескольких персоналий, каждый из которых описывается рассказчиком максимально честно и беспристрастно. Только в самом конце мы узнаем, кем из этих персонажей является сам рассказчик - впрочем, внимательный читатель будет догадываться об этом по мере чтения и в финале, скорее всего, не удивится.
Люди продолжают жить. Испытывать любовь, страх, обострение чувства долга, надежд, волнений и тревог, жажды одиночества и жажды человеческого общества, колебаний веры от полной потери до эйфорических, страстных всплесков. Весь этот путь читатель проходит вместе с ними, вставая на место каждого и всех, и оставаясь на своем месте одновременно.
"...Наконец, в этом обострившемся до пределов одиночестве никто из нас не мог рассчитывать на помощь соседа и вынужден был оставаться наедине со всеми своими заботами. Если случайно кто-нибудь из нас пытался довериться другому или хотя бы просто рассказать о своих чувствах, следовавший ответ, любой ответ, обычно воспринимался как оскорбление. Тут только он замечал, что он и его собеседник говорят совсем о разном. Ведь он-то вещал из самых глубин своих бесконечных дум все об одном и том же, и образ, который он хотел открыть другому, уже давно томился на огне ожидания и страсти. А тот, другой, напротив, мысленно рисовал себе весьма банальные эмоции, обычную расхожую боль, стандартную меланхолию. И каков бы ни был ответ - враждебный или вполне благожелательный, он обычно не попадал в цель, так что приходилось отказываться от попытки задушевных разговоров" (с)
Камю - философ, поэтому решившему прочесть его «Чуму», стоит быть готовым к богатому языку, длинным насыщенным предложениям, метафоричности, определенной доле неспешности повествования. Это во многом и роман-притча, и роман-хроника, призванная рассказать историю от начала и до конца. От первой окровавленной крысы, выскочившей подыхать как можно ближе к человеку, до последнего мужчины, умирающего от чумы, когда ее уже объявили завершенной и официально вывели город из изолированного положения.
Это роман о любви - в разных ее проявлениях, от вполне банального значения до значения всепоглощающего, можно даже сказать великого (и это как раз герои не всегда осознают, искренне считая, что ими движет не человеколюбие и не любовь в божественном смысле, а просто чувство долга). Это роман о вере, о человеческой природе, о дружбе, которая приходит к людям, когда ее не ищешь, о разлуке с близкими, которая превращается в разлуку и с собой, о радости встречи и о горе утраты. О том, что, цитирую одного из геров, "привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчание". О том, что чума, на самом деле, всегда живет среди нас, и что выживать под ее гнетом и побеждать ее мыслящему человеку приходится всю жизнь.
А еще, конечно, о том, что какие бы бедствия ни постигли человечество, единства не наступает. Наоборот, классовая, ментальная и психологическая разрозненность только увеличивается - вплоть до пропасти между отдельными слоями.
"Кстати, эта эпидемия ничего нового мне не открыла, разве только одно - надо бороться против нее. <...> Мне доподлинно известно, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы" (c)
Говорится в романе и о разных волнах заболевания, когда одна приходит на смену другой, а люди уже успели уверовать, что их мучения почти завершены, и раз лично их "пронесло", то скоро все закончится. Бубонная чума постепенно снимается легочной, которая распространяется и уносит больных подчас даже еще хуже. Есть длительный период, когда господствует промежуточная форма - и бубоны, и легочный жар, и распространение заразы не только через контакт, но и по воздуху. Маски? тоже есть, и тоже, как выражается герой, не помогают, но способствуют успокоению окружающих. И правда, выходит, что "ничего нового". И это-то, пожалуй, больше всего и сближает с романом, и пугает в нем.
Факты, которые интересно знать:
«Чума» - третий роман Камю в хронологическом порядке написания и второй опубликованный.
В 1992 году по мотивам романа вышел одноименный фильм с Уильямом Хёртом, Сандрин Боннер и Робертом Дювалем в главных ролях. Действие в фильме перенесено в 1990-е годы в Южную Америку.
Альбера Камю называют "бунтарем, ставшим классиком". В философском отношении связывают с экзистенциализмом, хотя сам Камю свое отношение к этому движению и к философии в целом отрицал. Отрицал писатель и кинематограф, к фильмам относился подчас негативно и совсем ими не интересовался.
Был награжден Нобелевской премией в 1957 году.
Одной из книг, сильно повлиявших на Камю и его творчество, стал роман «Бесы» Достоевского.
Кстати об одноименном фильме 1992го года. Мое знакомство с «Чумой» Камю как раз началось несколько лет назад с этой картины. Как я позже узнала, прочитав книгу, от изначального сюжета там осталось не так уж много, да и действие перенесено в 90е и Южную Америку. После книги понимаю, что фильм откровенно слабоват и пересматривать его совсем не хочется. Но ощущение и атмосфера оказались достаточными, чтобы толкнуть к первоисточнику - и за это фильму спасибо.
Что касается книги, то я рекомендую «Чуму» к прочтению каждому, кто интересуется исследованием человеческой природы и любит философские притчи, после знакоства с которыми есть, о чем задуматься. Некоторые предупреждения: это классика, это роман-хроника и соответствующая этому особая стилистика. Подчеркнутая объективность, уже упомянутое мной отсутствие эмоциональных и экспрессивных оценок и очень глубокий смысл романа. «Чума» Альбера Камю - роман вне времени, и в свете ковидных событий 21 века это особенно видно. В этом романе переплетено столько простых человеческих судеб и разных мировоззрений, что читатель обязательно найдет себя на страницах этой книги, не исключено, что с самых разных сторон.
И, конечно, этот роман, как любая притча, ставит своей целью предостеречь человека и напомнить о самом главном. Первое - времена меняются, а люди нет. Второе - чума никогда не умирает. Именно этими словами заканчивается книга:
"...вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, Риэ вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, - что микроб чума никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и а бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города" (с)
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊