Начиная с начала восемнадцатого века европейцы, которые путешествовали по Египту, иллюстрировали места, которые они посетили, рисуя ландшафт, местных жителей и древние памятники.
К середине девятнадцатого века фотография вошла в обиход, но она никогда полностью не заменяла эскизы и акварели как метод иллюстрации путешествий...
Храм Дендур был построен по заказу Октавиана Августа, под руководством Гая Петрония, 4-го префекта римского Египта, в 15 году до нашей эры.
Это был один из многочисленных египетских храмов, построенных в рамках масштабной пропагандистской кампании по укреплению позиций Октавиана в новом регионе империи.
Храм имеет длину около 25 метров и максимальную высоту 8 метров. Внутреннее святилище храма также довольно маленькое, его размеры составляют 6,55 на 13 метров.
Перед храмом была большая терраса длиной 30 метров, которая первоначально выходила на Нил.
Поскольку в 19 веке интерес к Древнему Египту рос, храмы на юге Египта часто посещали европейские туристы. Некоторые не могли не оставить свой постоянный след на стенах в виде граффити.
Некоторые из этих вандалов были высокопоставленными чиновниками, в том числе британским контр-адмиралом Армаром Лоури Корри (1793-1855), который вырезал “A L Corry RN 1817” на всем. Еще одна надпись была оставлена итальянским египтологом Джироламо Сегато (1792-1836).
История храма необычайна: в 20 веке он сменил... Континент!!!
В знак признательности за помощь в перемещении различных важных памятников от последствий постройки Асуанской плотины, египетское правительство предложило храм Дендур в качестве подарка правительству Соединенных Штатов.
Храм был полностью демонтирован в 1963 году, и вскоре после этого огромные гранитные блоки были перевезены в США.
Перенос храма был только половиной работы. Когда 800 тонн гранитных блоков наконец прибыли в Соединенные Штаты, возникла проблема с тем, где следует возвести храм.
В конечном итоге он был передан Музею искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 1967 году. Храм выставили на всеобщее обозрение в 1978 году.
Итак, а теперь- о самом интересном. К середине девятнадцатого века фотография вошла в обиход, но она никогда полностью не заменяла эскизы и акварели как метод иллюстрации путешествий... Вот вам несколько примеров, связанных именно с храмом Дендур.
Фредерик Льюис Норден (датчанин, 1708-1742)
Одно из самых ранних документальных свидетельств посещения храма Дендур принадлежит Фредерику Льюису Нордену, датскому морскому офицеру и исследователю. В 1737 году Норден получил приказ от короля отправиться в путешествие по Египту. В то время культура Египта была известна в Европе в основном по древнегреческим и римским текстам. Немногие современные европейцы посещали страну, описывали ее ландшафт или делали записи о ее древних памятниках. Датский король хотел, чтобы Норден задокументировал все увиденное и составил карту реки для целей навигации.
Норден прибыл в Александрию в июне 1737 года, проследовал в Каир и в середине ноября отправился в путешествие вверх по Нилу, добравшись до эль-Дерра в Нубии, региона к югу от Асуана. На обратном пути он достиг окрестностей храма Дендур 30 декабря. До завершения строительства Асуанской плотины в 1970 году Нил ежегодно разливался с июня по сентябрь, в самые жаркие месяцы года, и большинство европейцев посещали его в период с ноября по февраль, когда было прохладнее. В результате ранние рисунки, картины и фотографии Дендура обычно изображают его в каменистом пустынном пейзаже, без привязки к реке.
План храма Нордена оставляет желать лучшего: он опускает одно помещение, неправильно размещает боковые двери и игнорирует вогнутый изгиб передней части террасы храма. На его рисунке ворота пропорционально слишком малы. Но Норден передаёт для нас своё впечатление от экзотической сцены: храм в пустынном месте, на скалистом склоне холма, расположенный далеко от реки...
Франц Кристиан Гау (1789–1853)
Франц Кристиан Гау родился в Кельне, немецком городе, оккупированном Наполеоном в 1794 году, получил образование архитектора в Академии изящных искусств в Париже. Гау отправился в Египет в 1818 году в качестве компаньона богатого джентльмена. После расставания в Александрии Гау отправился самостоятельно осматривать памятники Нубии, которые не были задокументированы учеными и художниками, сопровождавшими экспедицию Наполеона около двадцати лет назад.
В конце января Гау прибыл в Дендур, который восхитил его своими элегантными пропорциями и простотой. Он сделал удивительно точные рисунки декора. Его самый необычный рисунок показывает вид изнутри крыльца храма с двумя фигурами- для ощущения масштаба: одна сидит справа у входа на крыльцо; другая едва видна через ворота, взгромоздившись на парапет в передней части террасы. Фигура на крыльце только на восемьдесят процентов соответствует натуральному размеру, из-за чего храм кажется несколько больше, чем он есть на самом деле.
Благодаря тщательным измерениям конструкции Гау обнаружил скрытую полость в задней стене, где, возможно, были захоронены культовые предметы, связанные с двумя братьями, которым поклонялись в храме; его местоположение отмечено на его плане.
Нестор Лот (1804-1842)
Нестору Лоту посчастливилось быть одним из четырех молодых художников, сопровождавших известного французского египтолога Жана-Франсуа Шампольона в его экспедиции 1828-30 годов в Египет. Прибыв в Александрию в августе, члены экспедиции в конце концов доплыли до второго порога Нила близ Вади-Хальфы в Судане. На обратном пути они остановились в Дендуре, достигнув храма перед самым заходом солнца 25 января 1829 года. Запись в дневнике Лота за этот день описывает:
"После ужина мы позабавились эхом, которое, я думаю, является одним из самых замечательных из существующих: покидая левый берег [реки], звук повторяется несколько раз на холмах правого берега с большими интервалами и с возрастающей интенсивностью. Он с восхитительной ясностью повторяет двенадцать слогов александрийского стиха и отвечает на выстрелы ужасающими раскатами грома."
Лот и его товарищи сожалели, что этот эффект нельзя выразить в живописи.))
Карандашный набросок храма, сделанный Лотом, датирован 25 января, но свет, похоже, исходит с востока, что позволяет предположить, что он был завершен на следующее утро. Простой эскиз дает превосходное представление о храме в его окружении, масштаб которого обозначен козлом, стоящим на парапете.
Дэвид Робертс (1796-1864)
В 1838 году Дэвид Робертс отправился в путешествие по Египту и Святой Земле. Он намеревался сделать рисунки, которые позже мог бы использовать для создания и продажи картин и литографий публике, все больше интересующейся Ближним Востоком и, в частности, памятниками Древнего Египта.
Прибыв в Александрию 24 сентября, Робертс 1 ноября миновал первый водопад над Асуаном и 4 ноября прибыл в Дендур, который показался ему незначительным после храмов, которые он видел по пути. В акварельной живописи и литографиях, которые он позже сделал на основе этих рисунков, Робертс преувеличил разрыв вдоль правого края фасада и нарисовал человеческие фигуры на высоте, из-за чего храм кажется вдвое больше его фактического размера.
Максим дю Камп (1822-1894)
В 1849 году Максим дю Камп и его друг Густав Флобер отправились в путешествие по Египту и Ближнему Востоку. Готовясь к поездке, Дю Камп взял несколько уроков фотографии. Они прибыли в Александрию в середине ноября и двинулись вверх по Нилу до Абу-Симбела. На обратном пути они достигли Дендура вечером 6 апреля 1850 года, как раз вовремя, чтобы увидеть силуэт храма на фоне неба и услышать кваканье лягушек на берегах реки.
Дю Камп не был впечатлен качеством рельефов на воротах храма, но он сфотографировал его восточную сторону, глядя сквозь них на храм. Необычный ракурс стал возможным благодаря тому, что в то время покрытие террасы перед воротами было частично разрушено, что позволило Дю Кампу установить камеру на уровне глаз с порогом ворот.
Амелия Б. Эдвардс (1831-1892)
Писательница Амелия Б. Эдвардс, которая стала главным покровителем британской египтологии, совершила свою первую поездку в Египет зимой 1873-74 годов. Прибыв в Александрию в конце ноября, она отправилась на юг и остановилась в Дендуре лишь на обратном пути, где-то в конце февраля. Она посетила храм на закате, описав его как "изысканную игрушку". Вернувшись в Англию, она задокументировала свое путешествие в книге "Тысяча миль вверх по Нилу", которая было проиллюстрирована гравюрами на дереве, основанными на ее рисунках.
Иллюстрация Эдвардс с изображением храма узнаваема, но пропорции искажены, из-за чего он выглядит более громоздким, чем на самом деле. Трудно понять, где должны слоняться фигуры перед воротами, и вполне возможно, что она закончила эту часть рисунка по памяти. Из текста явствует, что она провела очень мало времени в Дендуре, продолжая той же ночью спускаться по реке в Калабшу.
Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Начав в возрасте шестнадцати лет работать гравером в Министерстве финансов, Фредерик Артур Бриджмен продолжил изучать искусство в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке, а в 1866 году переехал в Париж для продолжения учебы. В 1872 году он совершил поездку в Северную Африку, посетив Египет зимой 1873-74 годов. Во время своего путешествия вверх по Нилу он сделал десятки набросков ландшафта, древних памятников и современной архитектуры, которые позже включил в свои "ориенталистские" картины.
21 февраля 1874 года Бриджмен нарисовал три вида Дендура акварелью и графитом.
На одной акварели изображен храм в полдень, художник смотрит на северо-запад. Бриджмен включил в композицию сидящего на корточках человека, держащего копье, как для "атмосферы", так и для того, чтобы показать масштаб строения.