Варанаси, известный как город мертвых, расположен на северо-востоке Индии, на берегу священного Ганга и основан, предположительно, Шивой — одним из главных богов индуизма. Варанаси вселяет в туриста ужас, но при этом вызывает неподдельный интерес. По слухам, здесь день и ночь горят ритуальные костры. Навсегда усопшие становятся в них пеплом, который после разносится водами Ганга. Считается, сожжение здесь остановит череду перерождений души и дарует ей покой.
Чтобы проверить и собственными глазами увидеть, так это или нет, в Варанаси приезжают настоящие путешественники, готовые к приключениям. Но проникнуться атмосферой узких улиц, побывать на загадочных погребальных церемониях и заглянуть в лица колоритных паломников отчасти можно и с экрана. Все благодаря фото Виктора Башкира, побывавшего в Варанаси в рамках своего трипа по Индии. Далее часть рассказа автора, орфография и пунктуация сохранены.
В нашем индийском путешествии именно Варанаси мы боялись как огня. Того самого огня, которым в этом священнейшем для индуистов городе зажигают погребальные костры, в которых кремируют тела усопших на берегу реки Ганги. Пугающая для глаз картина рисовалась в воображении при мысли о Варанаси.
При этом все это в грязи и мусоре, тут же ходят тощие коровы, сюда же сливают нечистоты, здесь же люди совершают омовения и стирают белье, и здесь же по реке плывут трупы животных.
Кругом антисанитария, поэтому есть там ничего не рекомендуется, а пить тем более. Такое стереотипное представление о Варанаси у нас было.
Так вот спешу вам ответственно заявить: всё это не так! То есть, не то чтобы совсем не так. Но всё же не всё и не совсем так.
В тот момент, когда мы поднялись на крышу, часы пробили шесть вечера, и в окрестных храмах начались торжественные песнопения. Многоголосый, вразнобой протяжно затягивающий гимны хор создавал впечатление абсолютной нереальности происходящего. Как провал во времени. Как портал в сакральный, мистический и немного пугающий мир.
Мы с некоторым волнением вышли на гхаты. Гхаты — это ритуальные набережные…
На наше удивление набережные были вполне чистыми и достаточно ухоженными, на них царило вечернее спокойствие и умиротворение, а атмосфера и архитектура были настолько волшебными, что любая «Игра престолов» отдыхает.
И где же все ужасы Варанаси, которыми нас так долго пугали? Где трупы и антисанитария? Где постоянно пристающие к тебе торговцы? Где грязь и нечистоты? Нет всего этого! Точнее, это всё будет, но позже. И далеко не в таких количествах, какими нас устрашали.
Мы шли целенаправленно на Дашашвамедх гхат, где ежевечерне проходит огненная пуджа, называемая Ганга Аарти. Несколько браминов на специальных постаментах возносят хвалу и благодарность Ганге и Шиве.
Это вовсе не театрализованное представление для туристов, а именно религиозное таинство.
Мы ожидали от Варанаси трэша и ужаса, а тут дружелюбие и искусство! В состоянии легкой эйфории мы попорхали по гхатам в сторону дома.
Варанаси и его гхаты лучше всего осматривать с воды, причем на рассвете.
Берег медленно полз мимо нас, показывая бесконечные сменяющие друг друга гхаты, среди которых не было одинаковых. Храмы, жилые дома, отели, ещё какие-то сооружения, цели и функций которых мы не понимали, — всё было диковинным, неожиданным, разнообразным.
Покупая корм для чаек, люди жертвуют богам — так здесь заведено. Поэтому кормление чаек с лодок на Ганге — дело богоугодное, и пассажиры предаются ему с самозабвением.
Через пару часов наша лодка причалила к берегу.
Обитают тут во множестве и садху — святые, отринувшие этот мир, и все его призрачные блага. Ведь этот мир — не более, чем майя. То есть, иллюзия. Его на самом деле нет, и всё, что нам сообщают наши органы чувств, нам всего лишь кажется.
А если очистить от нее все вокруг и себя тоже, вы получите своё истинное я, которого на самом деле и не существует. Существует только Брахман — вселенский бог, часть которого мы все являемся. Освободить себя от майя и стать никем, то есть, всем, то есть, воссоединиться душой с Брахманом — и есть цель каждого садху. Теперь понятно?
В общем, священнейший город Индии показывал себя нам с лучшей стороны и опровергал все кривотолки.
Во-первых, ни одного плывущего по Ганге трупа мы так и не увидели.
Во-вторых, никакой непролазной грязи и повсеместного мусора в городе не было. «Не было» по индийским меркам, конечно, но, поверьте, это уже хорошо.
...мы снова спустились к гхатам, и решили еще раз прокатиться по Ганге на лодке — на этот раз на моторной. Нам надо было осмотреть еще гхаты к северу от Маникарники…
Массивные дворцы соседствовали с удивительных форм жилыми конструкциями, голые пространства стен перемежались выразительными муралами. Ощущение нереальности, фантастичности места на уходило, а приливало с каждым всплеском очередной серо-зеленой волны. Исконная древность витала в зыбком воздухе. Метафизику этого места почувствует, думаю, не каждый, но нас пронимало до мурашек.
В Варанаси вопреки расхожему мнению не кремируют людей повсеместно. Есть только два основных кремационных гхата — Маникарника и Харишчандра.
…индуистам важно быть кремированными на дровах. Когда человек умирает родственники его обмывают, обмазывают маслом, заворачивают в ткань, проносят по улицам и приносят на церемонию. Опускают на десять минут в реку, потом обходят тело пять раз (вода, огонь, дух, земля, ветер). Потом тело кладут в костер (не сверху дров, а внутрь), и оно горит три-четыре часа. У женщин не сгорает тазовая кость, у мужчин грудная клетка. Прах и кости кидают в реку. Многие приезжают в Варанаси специально, чтобы тут умереть.
Завершая рассказ о Варанаси, я понимаю, что большинство читателей скажет: мы, Витя, у тебя про Индию посмотрим и почитаем, а сами туда ни ногой. Что ж, значит, такая у вас дхарма — это тоже нормально, и я не расстраиваюсь. Но вдруг найдется кто-то, кто загорится мечтой.
Полезные сервисы от Туристер.Ру
Текст и фото: Туристер.Ру