В 2023 году 21 заданию ЕГЭ по русскому языку был присвоен повышенный уровень сложности (как 3 и 26). Статистика выполнения этого задания не самая радостная: не более 50% выпускников справляются с ним.
Предлагаю вспомнить самое основное, без чего выполнить 21 задание будет нелегко.
21 задание - это пунктуационный АНАЛИЗ. То есть вам не придётся самим расставлять знаки препинания (они уже все на своих местах). Нужно будет понять, ПОЧЕМУ в предложении использован ИМЕННО ЭТОТ знак препинания. Необходимо будет вспомнить ПРАВИЛО, регламентирующее постановку этого знака. И самое главное❗️➡️ Надо будет СРАВНИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, чтобы найти те из них, в которых ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ СТАВИТСЯ ПО ОДНОМУ ПРАВИЛУ.
Работать придётся с тире, двоеточием или запятой. Для этого надо отлично знать ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ ПОСТАНОВКИ того или иного знака препинания.
Двоеточие используется в 3 темах (не путать: случаев больше!).
Усвоить правила постановки этого знака достаточно легко. ⤵️
Сложнее обстоит дело с тире. Правил много, и есть риск "не узнать" нужное из них.
Затруднение вызывает у очень многих выпускников тире при приложении. Многие забыли о том, что такое приложение. 😉 Или же путают два разных пунктуационных правила:
✔️тире между подлежащим и сказуемым ⤵️
▪️Санкт-Петербург - культурная столица России.
(Санкт-Петербург есть столица)
✔️ тире при приложении ⤵️
▪️ Мы посетили Санкт-Петербург - культурную столицу России. (как иначе назвать Санкт-Петербург, который мы посетили? - культурная столица России)
Чтобы запомнить основные случаи постановки этого знака препинания, рекомендую изучить ПРИМЕРЫ из таблицы или из статьи. ⬆️
Не всё просто и с запятой. Скажем так, с этим знаком сложнее всего.
Больше всего пунктограмм в русском языке звязано именно с запятой.
Со многими случаями постановки запятой вы имели дело, когда выполняли пунктуационные задания 16 - 20. Сейчас необходимо вспомнить и систематизировать всё, что вы знаете. И в этом случае тоже рекомендую работать с примерами! ⬆️
___________
Предлагаю выработать чёткий алгоритм работы. ⤵️
1. Обратите внимание на ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.
2. Внимательно прочитайте текст и ИСКЛЮЧИТЕ из него те предложения, в которых НЕТ УКАЗАННОГО ЗНАКА ПРЕПИНАНИЯ.
3. В предложении с нужным знаком обязательно найдите ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ (или оновы).
4. Вспомните ПРАВИЛО, в соответствии с которым в предложении СТАВИТСЯ ИМЕННО ЭТОТ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.
❗️Помните о том, что у каждого правила есть множество конкретных случаев. Нас же будет интересовать именно правило (например, "запятая между частями ССП" или "тире между подлежащим и сказуемым").
5. Подберите предложения, в которых есть СОВПАДАЮЩИЕ УСЛОВИЯ (то есть знак ставится по одному правилу).
6. Внесите в бланк ответов нужные цифры.
Для удобства выполнения задания можно напротив каждого предложения в черновике помечать УСЛОВИЯ ПОСТАНОВКИ ЗНАКА. Например, ⤵️
1. Тире между подл. и сказ.
2. Прилож.
3. БСП
4. Прилож., БСП
5. -
6. Прямая речь
7. Неполн.предл.
8. Прилож.
❗️Если нашлось несколько совпадений (2 4 8 или 3 4), то в бланк ответов впишите одно из них (лучше то, в котором больше уверены😉).
______________
Потренируемся❓️
1) Южный Урал – этот самобытный край – называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч. (В предложении есть обособленное при помощи тире приложение "этот самобытный край", дающее второе наименование Южному Уралу)
2) Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала – Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (Тире отделяет подлежащее и сказуемое, выраженные сущ. в И.п.)
3) Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (Нет указанного знака)
4)Красота озера с древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей. (Нет указанного знака)
5) Увильды – самое крупное озеро Южного Урала. (Тире отделяет подлежащее и сказуемое, выраженные сущ. в И.п.)
6) По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (Нет указанного знака)
7) Наличие многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового – является одной из его особенностей. (Тире использовано в качестве второго знака при обобщающем слове)
Таким образом,
1. Приложение
2. Подл. и сказ.
3. -
4. -
5. Подл. и сказ.
6. -
7. Обобщ. слово
ответ: 2 5
_____________
А теперь сами! 😉