По данным ЦРУ, в мире насчитывается более 41 000 аэропортов. Хартсфилд-Джексон в Атланте (США) считается самым загруженным аэропортом в мире, в 2021 году его посетило около 75 миллионов пассажиров, а катарский аэропорт Хамад в Дохе был признан лучшим в мире на 2022 год, но их едва можно отнести к удивительным аэропортам по всему миру. Взгляните на 10 самых захватывающих и экстремальных аэропортов мира: от взлетно-посадочных полос на льду до неожиданных удобств и сложных заходов на посадку.
1. Аэропорт имени Тенцинга и Хиллари (Лукла, Непал)
Высокое положение в Гималаях делает этот аэропорт одним из самых опасных в мире. Плотность воздуха уменьшается на больших высотах, что вынуждает пилотов приземляться на более высоких скоростях. Названный в честь сэра Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея, первых альпинистов, покоривших Эверест, аэропорт имеет всего одну короткую (527 метров) взлетно-посадочную полосу, которая становится более опасной из-за коварных ветров и окружающих гор. Несмотря на опасность, «ворота на Эверест» ежегодно посещают тысячи туристов и альпинистов.
2. Аэропорт Чанги (Сингапур)
Футуристический аэропорт Чанги в Сингапуре, который регулярно называют «лучшим в мире» в рейтингах аэропортов, выглядит как нечто из фильма «Аватар» . И не зря: архитектор Моше Сафди, спроектировавший аэропорт Чанги, вдохновлялся потусторонними пейзажами из фильма 2009 года, когда проектировал пространство на природную тематику. В Чанги летают не только самолеты: в аэропорту есть сад бабочек с более чем 1000 крылатых существ, а также ботанические сады, множество скульптур, подвесной батут, лабиринт из живой изгороди и самый большой в мире крытый водопад.
3. Ледяная взлетно-посадочная полоса (станция Мак-Мердо, Антарктида)
Антарктической станции Мак-Мердо требуется значительное количество груза для поддержки ученых и экипажа, проводящего исследования на дне мира. Асфальт уложить невозможно, а вот льда в избытке. В результате большие самолеты приземляются на взлетно-посадочную полосу из подготовленного снега, уложенного поверх слоя морского льда над глубокими и опасными водами. Взлетно-посадочная полоса реконструируется ежегодно каждое лето и остается в эксплуатации до декабря, когда лед становится неустойчивым.
4. Международный аэропорт Кансай (Осака, Япония)
Занимая искусственный остров в Осакском заливе, плавучий аэропорт Кансай представляет собой чудо инженерной мысли. Кансай, обслуживающий города Осака, Киото и Кобе, был первым аэропортом, построенным на территории, полностью созданной руками человека. Построенный в 1987 году океанский аэропорт протяженностью в 4 километра был крупнейшим проектом гражданского строительства в мире в то время. Он соединен с материком шестикилометровым мостом, стоимость которого составляет около 1 миллиарда долларов США. ( Весь проект стоил более 20 миллиардов долларов.) Сегодня Кансай, один из самых загруженных аэропортов Японии, был построен так, чтобы противостоять тайфунам, волнам и землетрясениям. Однако сейчас ему угрожает повышение уровня моря.
5. Аэропорт Барра (Уэстерн-Айлс, Шотландия)
Полет на пляж никогда не был более буквальным, чем в этом аэропорту на продуваемых ветрами Внешних Гебридских островах в Шотландии. На острове Барра утоптанные пески являются взлетно-посадочной полосой — единственной в своем роде в мире. Поскольку здесь нет асфальта, самолеты используют пляж для взлетов и посадок, внимательно следя за приливами и постоянно меняющимися погодными условиями. Аэропорт предлагает регулярные рейсы в Глазго – крупнейший город Шотландии.
6. Международный аэропорт Мюнхена имени Франца-Йозефа Штрауса (Мюнхен, Германия)
Катание на скейтборде и серфинг — это два занятия, которые путешественники обычно не ожидают найти в аэропорту , но когда этот аэропорт – мюнхенский , лучше отбросить в сторону свои предвзятые представления. Помимо скейт-парка и 10-метрового крытого бассейна с искусственными волнами, в аэропорту есть Airbräu, собственная баварская пивоварня и первая в мире пивоварня в аэропорту. Во время курортного сезона аэропорт также превращается в рождественскую ярмарку с крытым катком и более чем 450 красиво украшенными деревьями.
7. Международный аэропорт имени Принцессы Юлианы (Синт-Мартен)
Любители самолетов со всего мира стекаются на голландскую сторону карибского острова Сен-Мартен, чтобы полюбоваться уникальным видом самолетов с пляжа Махо, когда они прибывают в аэропорт Принцессы Юлианы . Взлетно-посадочная полоса аэропорта имеет длину чуть более двух километров, что вынуждает пилотов лететь низко над Симпсон-Бей и использовать почти всю длину взлетно-посадочной полосы. Наблюдатели за самолетами установили стулья, бинокли и (надеюсь) средства защиты органов слуха, чтобы получить невероятно близкое представление самолетов, когда они совершают захватывающий заход на посадку на малой высоте.
8. Международный аэропорт Гибралтара (Гибралтар)
Скалистый выступ Гибралтара, британской территории, пересекает одноименный пролив, разделяющий Европу и Северную Африку. Точно так же единственная взлетно-посадочная полоса в этом уникальном аэропорту отделена проспектом Уинстона Черчилля. Шоссе — единственная дорога, соединяющая остров с материковой частью Испании, и ее необходимо перекрывать каждый раз, когда прилетает или улетает самолет. Наряду с оживленной дорогой, пересекающей взлетно-посадочную полосу, аэропорт подвержен сильным боковым ветрам вокруг Гибралтарской скалы и Гибралтарского залива, что делает его одним из самых удивительных аэропортов в мире.
9. Аэропорт Хуанчо Ираускин (Саба, Нидерланды)
Аэропорт имени Хуанчо Ираускина, один из самых маленьких коммерческих аэропортов в мире, имеет взлетно-посадочную полосу длиной всего 400 метров, благодаря чему он занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самая короткая коммерческая взлетно-посадочная полоса на планете. Его размеры немного длиннее, чем взлетно-посадочная полоса типичного авианосца, что создает настоящую проблему для пилотов, приземляющихся на крошечном гористом острове. Со скалами на одном конце взлетно-посадочной полосы и карибскими водами залива на другом, аэропорт Сабы предлагает настоящее испытание нервов во время 15-минутных полетов на близлежащий остров Синт-Мартен и обратно.
10. Аэропорт Блэк-Рок (Герлах, Невада)
Про базовые удобства, конечно, нечего говорить, но чего можно ожидать от аэропорта, который работает всего 13 дней в году? Муниципальный аэропорт Блэк-Рок — одобренная FAA взлетно-посадочная полоса, построенная для обслуживания ежегодного фестиваля Burning Man. Фестиваль проводится в северной Неваде в конце каждого лета и собирает участников со всего мира, некоторые из которых прибывают на маленьком самолете. «Бёрнеры» создают взлетно-посадочную полосу длиной 1800 метров на дне высохшего щелочного озера и, как они это делают со всем остальным на фестивале, стирают все следы до следующего года.