Найти тему
Фиалка

Предзаказы

Оглавление

Это одна из самых популярных и болезненных тем для цветолюбителей. Лично мне всегда жаль заказчиков. Наверно, потому что я и сама нет-нет, да и да. В смысле, заказываю. Поэтому все эти заманчивые уговоры продавцов прекрасно знаю.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников
  • Конечно, это дает покупателю шанс заказать все, что душе угодно, а не то, что осталось.
  • Продавцы часто обещают скидку для предзаказа.
  • Заказчик уверен, что растения вышлют ему в начале сезона - до жары и уж точно до холодов.

А что же он получает в реальности?

Давайте будем оптимистами и не станем подозревать продавца в обмане. Т.е. покупатель твердо знает, что заказывает не у мошенника (хотя, очень многие обжигаются именно на этом).

Даже у самого надежного продавца редкий покупатель получит 100% заказанных сортов. Никакого злого умысла! Просто растения - товар живой. И, по закону подлости, что-то да обязательно "крякнет". Что-то даст меньше деток, чем предполагалось. И вот уже из 10 заказчиков половина может лишиться мечты.

Знаете, что такой продавец скорее всего услышит от заказчика? "Да я только ради этой фиалки и делала предзаказ!". Уж, не знаю, вышеупомянутый закон подлости тому виной или эмоциональное красноречие покупателя, но этот аргумент вы точно услышите!

Теперь денежная сторона вопроса. Да, для продавца проще и спокойнее размножать сорт под конкретных людей. Точно зная, что эти детки уже пристроены. Но! Скидку он заказчикам пообещал, а деток получилось меньше. Кто-то распределяет их по тем людям, кто раньше сделал заказ. А кто-то предлагает доплатить. Кто доплатит, того и тапки фиалки. Есть еще вариант - отказать всем и выставить в продажу в сезон по более высокой цене. Некрасиво? Так ведь и так, и эдак некрасиво. Все заказчики надеялись получить свой сорт по обещанной изначально цене!

Не будем забывать, что за предзаказы чаще всего требуется внести аванс (задаток). Конечно, это логично. Ведь продавец должен быть уверен, что его труды не останутся напрасными, если вы передумаете. А теперь представьте. Вот вы весной узнали, что "пролетаете" мимо самого желанного сорта. Хотите отказаться от всех остальных фиалок, а вам говорят, что задаток никто вам не вернет. Эти деньги ушли на оплату электричества, удобрений, и остальные расходы по выращиванию и передержке. Конечно, вы об этом были заранее предупреждены. Но радужные перспективы туманили разум. А теперь вы столкнулись с жестокой реальностью.

А еще может случиться внезапное подорожание почтовых услуг. Опытный продавец и этот пункт заранее оговорит. А менее опытный просто поставит вас перед фактом:" Вот ваш заказ - хоть на собаках приезжайте, мне дела нет!". Я уж не говорю, что могут и цены взлететь на все. Внезапно. А продавец тоже человек. И тоже хочет кушать. И растения хотят много чего - грунт, удобрения и электроэнергия, к примеру, уже знатно так взлетели. Т.е. вполне вероятно, что вам предложат доплатить за форс-мажор. Да, вы можете отказаться, но вам опять-таки напомнят про невозвращаемый задаток.

Про идеальные условия отправки и вовсе лучше забыть! Конечно, если у продавца куча свободного времени и всего 10 заказчиков, тогда он успеет обсудить с каждым погоду "на той стороне". Но, чаще всего, предзаказов набирают по максимуму.

И вот мы имеем фиалки, которые активно растут и занимают все то место, которое уже запланировано и под обычные продажи, и под новинки для себя, любимой. Естественно, что как только продавец узрел у себя неделю с подходящей температурой (не ниже +9 ночью), как он тут же всех ставит перед фактом - отправки начинаю с такого-то числа! И собирает все, сообразно очередности, т.е. дате сделанного предзаказа. В это время кто-то из Мурманска в панике начинает писать, что де у них еще в начале мая снег лежит! Не отправляйте! Отлично, если продавец читающий и понимающий. И, если покупатель настойчив и опытен - достучался. А если нет?

И не надо думать, что продавец - зверь какой-то без стыда, совести и сочувствия. Просто собрать и упаковать такую кучу заказов это дело, мягко говоря, хлопотное! Ему просто физически не до общения. И не до сна. И вообще ни до чего.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

*А теперь тихим шепотом информация для тех, кто решил заняться продажами.

Для продавца, обычно, сбор предзаказов представляется чем-то волшебным и прибыльным. Эльдорадо во плоти! Но, в реальности, предзаказы делают два раза - первый и последний. А, что бывает еще чаще, первый он же и последний! Т.к. одной зимы вполне достаточно, чтобы понять простую истину: все плохое, что может случиться, обязательно случится!

Я вовсе не пугаю. Но, если вам мало написанного выше, задумайтесь о таких моментах, от которых никто из нас не застрахован. Отопление или электричество отключили. Мы (или кто-то из наших близких) можем заболеть. Попасть в больницу или просто слечь на пару-тройку недель. Поверьте, это очень скажется на качестве растений, даже если они уцелеют!

А "благодарные" клиенты?..

На сотню адекватных людей обязательно наберется с десяток, которые будут вам выносить мозг, угрожать судом и негативными отзывами во всех мыслимых и немыслимых сообществах. Цветочный бизнес построен на "сарафанном радио". Клиент всегда прав! Вы и задаток вернете, только чтобы рот такому заказчику закрыть.

Настоятельно рекомендую сохранять скрины переписки. Покупатель может запросто удалить всю вашу переписку и у себя, и у вас. Вряд ли получится отмыться добела, конечно. "То ли он украл, то ли у него украли, в общем, была там какая-то темная история".

Кстати говоря, суд - наименее вероятное развитие событий. Т.к. тратить свое время и деньги на это "развлечение" люди не хотят. Это уж очень надо постараться вывести человека, чтобы он судиться пошел!

P.S. Я сама очень долго упиралась и отказывалась от этого мероприятия в своей группе. И знаете... стоило мне уступить в 2019 году, как у меня в декабре внезапно умер муж. Все, что люди успели заказать осенью, я собирала на полном автопилоте. К счастью, заказов было немного и никто не заявлял никаких претензий. Но седых волос мне это тоже добавило...