Люди ночами делают новых людей... (с)
Пост-рок неофициально зарождался в России как раз в 2002-2003 гг., когда сам жанр русского рока, вновь получивший звёздный час после фильма Брат 2, начал с вершины потихоньку уходить. Это было закономерно, ведь невозможно всё время быть во главе.
В эксперименты начали погружаться все основные исполнители жанра: Мумий Тролль, Земфира (признана в РФ иноагентом), Найк Борзов... И сам Сплин, причём почти так же неосознанно. Влияние поздних альбомов Blur и депрессии Radiohead дало о себе знать.
На рубеже этих сумрачных тысячелетий группа Сплин любила эксперименты и всегда стремилась к ним, лавируя между суперуспешными и некоммерческими релизами. Так, после культового Гранатового альбома (1998) ансамбль дропнул сильно недооценëнную Альтависту, (1999). И вот после заезженного уже за год 25-го кадра (2001) назрела пора чего-то далëкого от форматности.
Первой ласточкой релиза стала "Гандбол", выпущенная ещё в 2002 году, сразу попавшая в чарты и имевшая массированную ротацию, вследствие чего перед выходом альбома успела изрядно поднадоесть. Смысловая нагрузка песни не поддаётся критике, а сам трек отличается от остального материала, имея запись смеха в студии, и поэтому был выпущен ранее, для фона, после выстрелившего 25-го кадра.
- К слову, на Новых людях песня Альтависта (1999) исполнена в самом известном варианте, с другой точкой зрения. По исполнению, настроению и игре она стала более проникновенной и близкой к тогдашнему стилю питерского ансамбля.
У Сплина всё началось в 2002 году, когда на студии МГСУ в Москве начали записывать очередной альбом. По словам Александра Васильева, запись шла быстро, легко и непринуждённо, а материал давался без трудностей. Более того, в записи помимо участников группы, ударившихся в эксперименты, было задействовано примерно 10 человек, включая струнный ансамбль, Светлану Сурганову и жену фронтмена, которая подарила свой голос на бэках песни Северо-запад.
Заглавная песня альбома, премьерившаяся в ночь на 1 января 2003 года на нашем радио, стала одним из главных хитов группы и королём радиоэфиров на пару десятилетий вперёд. Кто ещё так нежно воспевал секс и продолжение рода как святую добродетель каждого? Никто кроме Сплина так не говорил об этом, и всё равно многие эстетско-лестно плевались. Плюсом идёт также грамотно сделанная аранжировка, в которой гитарные инструменты сливаются со струнными и клавишными, образую неповторимую прекрасную мелодию.
Результатом стал самый неоднозначный альбом тогдашнего Сплина, приближенный к арт-року.
Судите сами: на нём Александр Васильев, слегка меняя свою поэтическую манеру, стал излагаться ещё более размыто и образно. Более того, его начало клонить в разные стороны. Помимо вышеупомянутых хитов в начале диска (плюс Время назад!, монотонная Сломано всё) и медитации (Девятиэтажный дом, Северо-Запад), к 300-летию родного Санкт-Петербурга выкатили нервную песню про Блокаду, которая что тогда, что сейчас, слушается очень неординарно, хотя игралась на концертах несколько раз полноценно.
Пик альбома – трансгаллюциногенный Валдай. После медитативной лирики на одном квинт-аккорде, начиная с 2:20, группа погружает слушателя в психоделический транс на две минуты, всё дальше и дальше удаляя от реальности. И возвращая следующим пофигистическим номером Йог спокоен.
Александр Васильев больше не делает ***** своему микрофону, и это не кликбейт! В оригинальной версии песни "РЭП (Нервное сердце)" была такая строчка (таймкод 1:00), но в эпоху стримингов можно всегда затереть прошлые дела, которые не нравятся сейчас, и исправить. Так же поступил и Васильев, который вместо ***** теперь "делает другое, менее провокационное. Серьёзно, послушайте по ссылкам ниже эту песню, и сравните с оригиналом выше!
...Начиная с 1998 года группа Сплин постоянно находилась под влиянием лейбла и собственной популярности. В 2003 году пришла пора выдохнуть, потому что коллектив явно устал от этого, и на музыке это отразилось в лучшую сторону.
Так, Новые люди вместе с Занозой, 14 недель тишины и Меамурами стали фактически последней эпитафией русского рока и закатом классического Сплина, который известен до сих пор без преувеличения всей стране.
В 2004 году у них выйдет Реверсивная хроника событий, которая, вопреки высокому качеству и паре нетленок, мало кому приглянется. А уже после 2007 года, когда больше половины старого состава покинет коллектив, Александр Васильев с Раздвоения личности начнёт ещё глубже погружаться в собственный мир, всё дальше переставая быть похожим на самого себя. Группа безвозвратно последует за ним.
Однако все эти изменения постепенно начнутся именно с Новых людей.
ВКонтакте | Яндекс Музыка | Spotify | Youtube | Apple Music
музыкальный обозреватель Леонид Алымов
telegram-канал #музРельеф