Фильм "Игра в кальмара" стал одним из самых популярных в мире и самым успешным финансовым проектом Южной Кореи. Отмечается, что сериал посмотрели более 150 миллионов человек, среди которых дети и подростки. При этом он получил много негативных откликов за кровавые и жестокие сцены. В социальных сетях не стихают обсуждения повышенной натуралистичности съемок и кровавой жестокости. Многие задаются вопросом: чем же зацепил этот фильм зрителей? Попробуем разобраться в этом.
О сюжете фильма
Создатели шоу собрали 456 добровольцев на уединенном острове. Это отчаявшиеся люди, которые жили в нищете, в одиночестве, не способные справиться со своими проблемами. Поэтому они легко соглашаются на предложение. Игроки находятся в закрытом здании, которое охраняют вооруженные люди в комбинезонах, скрывающие их внешность. Перед людьми ставятся задачи, которые они должны выполнить, тот, кто не справляется – выбывает, точнее, его жестоко убивают на глазах у всех. Чтобы выжить, люди предают друг друга, хитрят и обманывают. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. Выживает сильнейший. Именно он получает денежный приз – 38 млн долларов.
Мнение критика Лидии Масловой: «Основная аудитория сериала – те, кто получает удовольствие от убийства»
Лидия Маслова популярность сериала объяснила тем, что зритель получает удовольствие от жестокости и убийств. Она отметила, что секрет привлекательности кровавого шоу примерно такой же, как и у гладиаторских боев или банки с пауками, а основной целевой аудиторией являются люди, которые получают удовольствие от сцен убийств и жестокости.
По ее мнению, в последнее время все больше любителей подобных зрелищ, и популярность сериала является тому доказательством. При этом она отмечает, что в фильме есть и положительные моменты.
- С уменьшением числа участников оставшиеся игроки все больше проявляют гуманизм. Авторы заложили посыл, что даже погоня за деньгами все же уступает человечному отношению, - говорит Маслова.
Популярность «Игры в кальмара» среди детей и подростков
Многие люди выражают опасение за детей, подростков и молодежь, посмотревших южнокорейский серил. Многие отмечают, что дети в жизни используют элементы игр фильма. Так, например, подобные состязания стали практиковать на детских площадках в США. Это вызвало беспокойство у руководства образовательных учреждений. Директор одной из школ пожаловалась, что дети, используя элементы шоу, пинали и били друг друга. К решению проблемы были привлечены родители. Многие дети стран постсоветского пространства также активно практикуют подобные игры.
Кстати, игра в "Кальмара" не выдумана, ее активно использовали в прошлом столетии корейские дети.
Что рекомендуют психологи
Родители всерьез обеспокоены тем, что дети, как завороженные, смотрят сериал, предназначенный для взрослой категории людей. Психологи советуют родителям не паниковать и рекомендуют обсудить с детьми сюжет, чтобы понять происходящее в фильме.
Надежда Мокан из Гагаузии: «Важно не кричать: " Ууууужас!!! Я тебе запрещаю это смотреть!"
Психолог Надежда Мокан отмечает, что в сериале действительно много сцен насилия: проигравшие участники погибают, другие, в надежде стать победителями, предают, теряя честь и совесть.
- Поэтому, - говорит психолог, - понятно желание многих родителей и даже педагогов запретить детям смотреть сериал. Но здесь важно помнить о том, что запрет вызовет обратный эффект, ребенок, особенно подросток, будет упрямо сопротивляться и искать способ обязательно посмотреть сериал. Поэтому очень важно не кричать: "Ууууужас! Я тебе запрещаю это смотреть!", а ненавязчиво повернуть разговор в другую сторону, т.е. склонить ребенка к размышлению, к умению из увиденного делать определенные выводы. Сейчас психологи очень много говорят о личной границе подростка, и сюжет фильма дает эту возможность взрослому обсудить тему личных границ. Обязательно говорите о проблеме насилия, здесь важно объяснить подростку, как не попасть в такую ситуацию".
Мокан советует в беседе с подростком задавать такие вопросы, как: понравился ли тебе фильм, что больше всего привлекло твое внимание, как ты думаешь, почему люди вообще согласились на то или другое действие? и т.д. По ее мнению, только тогда сериал станет для подростка своеобразной рефлексией, а не конфликтом.
"И еще, если подросток уже начал смотреть сериал, то было бы правильнее не просто посмотреть фильм вместе, но и потом обсудить с ним, что его впечатлило, что задело. Не забывайте высказывать и свое мнение. Этот шаг сильно укрепит эмоциональный контакт с ребенком, который в подростковом возрасте в психологическом плане еще не столь крепок. И последнее. В сериале много очень тонких психологических моментов, и возможно, подростка заинтересует больше мотивация, взаимоотношения, а не насилие. Именно через беседы и обсуждение родители смогут больше узнать своего ребенка, это будет лучше, чем запрещать ему смотреть сериал. Если не придерживаться этих правил, то подросток, если захочет, все равно его посмотрит, только уже в другом месте, с другими зрителями, и может сделать совершенно иные выводы", - говорит Мокан.
Психолог отмечает, что эти правила касаются не только сериала, но и других моментов взросления ребенка. Главное - помнить, что подросток тоже личность и имеет право на свое мнение.
Психолог из Украины Виктория Яковенко о психологических смыслах и крючках сериала рассказала на своем ютуб-канале
- В первую очередь надо сказать о психологических смыслах и крючках серила. Главный герой - мужчина, но он все еще остается в роли ребенка. В его поведении мы наблюдаем несдержанность, ненадежность и безответственность. Он любит азартные игры и одним большим выигрышем стремится решить все свои проблемы. Заметно, что его психологический возраст значительно меньше, чем фактический. Я бы дала ему не больше 10 лет. В нем сохраняются наивность и детская доброжелательность. Почему же он любит играть в игры, и как он к этому пристрастился? В игре он чувствует себя уверенно, здесь есть четкие правила и есть возможность быть на коне, в жизни же ему страшно, а игра может сделать его царем мира за мгновение. Не зря фильм начинается с детских воспоминаний актера о победе в игре в кальмара. Я бы сказала, что по завершению игры и последовавшей годовой депрессии, герой вошел в возраст подростка: новый цвет его волос, цвет ярости, также может служить примером подросткового бунта, - отмечает психолог.
Яковенко считает, что большое богатство дает безграничную власть, а сама власть развращает, потребности человека претерпевают трансформацию, извращаются.
- Именно поэтому аскеза считается одной из самых главных духовных практик. Очень важным моментом в воспитании является частичная фрустрация ребенка, фрустрация, которая возникает между запросом на удовлетворение потребностей и непосредственно удовлетворения этой потребности. Человек, не прилагающий усилий к достижению намеченного, человек, получающий все и сразу, принимает самый ужасный подарок для души, праздность и извращенность приводят к пресыщению и скуке, которая формирует более изощренные способы взаимодействия с миром, более изощренные способы стимуляции своих органов чувств. Желание принимать участие в игре не случайно, это желание почувствовать какую-то остроту. В этом случае деньги не так важны, как азарт и напряжение, - объясняет Яковенко.
Специалист назвала также несколько причин, которые, на ее взгляд, повлияли на популярность сериала.
Первое – остросоциальная тема неравенства, займов, бедности. Однако психолог отмечает, что этот аспект в популярности сериала сыграл не ведущую роль.
Второе – эстетика и красочность. Гробы в виде подарков, отличные декорации, запоминающаяся кукла, гротескные комнаты и инвентарь, яркие цвета - все эти моменты визуально цепляют и интригуют зрителя.
Третье – смерть и жестокость. Здесь Яковенко цитирует Марию Луизу фон Франц, которая в своей книге «Феномен тени и зла» написала, что люди любят страшные и жестокие истории, нас влечет к ним некая бессознательная сила.
Четвертое – эмоциональное напряжение, которое испытывает зритель, идентифицируя себя с героями.
Пятое – загадки. Множество загадок, масок, замалчивание, отсутствие реакции там, где она нужна, - постоянно держат зрителя в напряжении. Остается много вопросов.
Шестое – психологическая достоверность персонажей и ситуаций. Персонажи многогранны, узнаваемы, понятны и продуманы.
Виктория Яковенко отметила, что по «Игре в кальмара» можно изучить социальную психологию. В сериале присутствуют различные социальные феномены.
Она также отметила простоту и узнаваемость игры, а также организованность происходящего.
Сенатор Российской Федерации Алексей Пушков раскритиковал куклу-убийцу из «Игры в кальмара»
Недавно мир облетела еще одна новость: в Сиднее, в преддверии Хеллоуина, установили громадную копию куклы-убийцы по мотивам южнокорейского сериала "Игра в кальмара". В фильме взгляд куклы уничтожает любого, кто пошевелится.
Сенатор РФ Алексей Пушков раскритиковал эту идею, отметив, что это еще одно подтверждение того, что люди во всем мире теряют нравственные чувства и представление о добре и зле.
- Люди ориентируются только на один критерий – смесь известности и хайпа. В ряду утративших это чувство оказались и власти Сиднея, установившие у себя в городе копию куклы-убийцы из "Игры в кальмара" и тем самым превращающие ее в культовый образ индустрии развлечений, сказал Пушков.
Он выразил озабоченность тем, что борьба за ценности в наши дни превращается в борьбу за сохранение нравственного чувства.
Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 40% россиян (в основном это пожилые люди) не исключают, что сцены жестокости и насилия, показанные в сериале, могут стать причиной жестокости и насилия в реальной жизни. 57% (в основном молодежь) считают это маловероятным. 26% поддерживают идею запретить сериал в России, 29% не поддерживают эту идею, а 31% опрошенных ответили, что им безразлично.