Найти тему

Французская прабабушка паровоза

По улице с грохотом двигалось подобие телеги на трех колесах. Из механизма валил дым, и прохожие изумленно останавливались, чтобы посмотреть на диковину. В восемнадцатом веке парижан было сложно чем-то удивить, но телега, которая движется без лошади, самостоятельно — это выглядело действительно невероятно.

Периодически телега останавливалась, люди, сопровождавшие это чудо, разжигали котел, который размещался прямо на самой телеге, и движение начиналось вновь. Мелкие препятствия на пути телегу не смущали, а вот крупные объекты человек, сидящий у руля, старался объезжать. Но управляемость была неважной — один из поворотов не удался, и устройство налетело на стену.

Лязг, треск, гром! Паровой котел взорвался, водителя отбросило в сторону, он чудом остался в живых.

 Авария
Авария

Так произошло перовое в мире паровозное крушение и одновременно — первая в мире автомобильная авария, ведь телега Кюньо, приводимая в движение силой пара, потом послужила прототипом и для паровозостроения, и для автомобильной промышленности.

Николя-Жозеф Кюньо был инженером, состоявшим на службе во французской армии. С начала восемнадцатого века инженеры пытались как-то использовать силу пара, и в 1769 году Кюньо изобрел «огненную телегу», ту самую, авария на которой чуть не закончилась его гибелью.

"Огненная телега"
"Огненная телега"

Поскольку котел телеги не имел собственной топки, для разогрева воды под ним разводили огонь. За счет давления пара вертикальный паровой цилиндр приводил в движение переднее колесо, и телега в течение 10-15 минут двигалась. Затем требовалось вновь наполнять котел жидкостью и заново разводить пламя.

Несмотря на неудачный первый эксперимент, упрямый француз не сдался, и в 1770 году спроектировал «телегу № 2». Испытания этого образца прошли удачно — ни одна стена не была задета. Правда, и большого успеха не случилось — в том же году Кюньо попал в немилость короля, и был забыт вместе со своими изобретениями.

Образец телеги Кюньо
Образец телеги Кюньо

В 1795 году телега была помещена в парижский Музей искусств и ремесел в качестве диковинки, не имеющей никакого практического применения.

Но «огненная телега» Кюньо показала, что создание самоходных агрегатов, работающих на паровом двигателе, принципиально возможно. Это знание породило множество экспериментов, результатом одного из которых стало появление паровоза.

Наша группа в ВК, где еще много интересного, наш Ютуб-канал. Подпишитесь!