Найти тему

Межслойная обработка масляной живописи и борьба с прожуханием.

Эта заметка касается тех, кто пишет масляными красками. В масляной живописи от одного сеанса до следующего может пройти достаточно времени, чтобы предыдущий слой полностью высох.

При этом слои масляной живописи согласно своим химическим свойствам не склеиваются между собой сами по себе. (Соответственно, при каких-то неблагоприятных условиях хранения - например, в излишнем тепле, вблизи источника отопления, в сухости, верхние слои могут отслоиться. Я сама наблюдала это явление в картинах, написанных 20-30 лет назад - долгое время работала в художественно-реставрационном училище.)

Поэтому, прежде чем наносить следующим слой масляной краски на полностью высохший предыдущий, поверхность желательно обработать одним из способов:

  • способ "древний", народный - натереть красочную поверхность разрезанным зубчиком чеснока; минусы - запах 😀;
  • способ, описанный в книге "Техника живописи" Д.И.Киплика: протереть поверхность очищенным льняным маслом, тонким слоем, практически втереть.
  • третий способ связан с лаками; думаю, поэтому многие предпочитают писать на тройнике - лак входит в состав разбавителя, попадает в краску и способствует склеиванию слоёв (как я это понимаю). Долгое время я считала, что для межслойной обработки годится лак ретушный. Оказалось, так оно и есть - для этого он и предназначен. Доверяю ему больше, чем протирке маслом.

Следующее явление, о котором логично написать здесь же - прожухание слоя масляной краски.

Наступает по двум вероятным причинам:

  • грунт основы был плохо проклеен, поэтому вобрал в себя масло из красок, и краски стали как бы матовыми, прожухли (при этом может измениться и цвет, стать глухим);
  • следующий слой писался по плохо просохшему предыдущему, в этом случае масло из верхнего слоя втянул в себя нижний слой.

Поправить эту ситуацию можно двумя способами:

  • почти просохший прожухший слой покрыть очищенным льняным маслом; излишки снимать тряпочкой (тканевой, без ворса) - масло впитается, насытит прожухшие краски, при этом может вернутся и блеск, и насыщенность цвета;
  • обработать поверхность ретушным лаком (тонким слоем, кистью, положив картину горизонтально, чтобы не было подтёков).

Книга о технике живописи Д.Киплика, которую я упомянула - интересный труд, переиздание более чем полувековой давности; рассматриваются не только вопросы материалов (красок, масел, лаков, материалов для грунта), различных техник (акварели, темперы, пастели, и пр.), но и вопросы истории живописи - техники живописи старых мастеров.

-2

Если вы знаете что-то интересное о способах межслойной обработки или борьбой с прожуханием, можете поделиться в комментариях! 😉

P.S. Основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, поделюсь профессиональными секретами живописи и рисунка. Кроме этого, рассказываю о художниках, своих путешествиях по музеям и просто красивым местам, и о своём творческом опыте. :) Буду очень рада подписчикам, которым интересно моё творчество, а также уроки живописи онлайн.