(1960-е годы. Бобровский. ХМАО-Югра)
Покос - заготовка сена летом.
Покос - это очень тяжёлый труд. Остро наточенной косой-литовкой нужно было нацеленным сильным движением-размахом срезать крепкие сочные травы. Это требовало большой сноровки, силы, умения, аккуратности.
Потом нужно было хорошо просушить ровными рядами уложенную траву. Собрать её в копны (маленькие стога), чтобы трава ещё дальше хорошо просушивалась, проветривалась. И, наверно, ещё сложнее переносить и метать траву в стога. Вилами подхватывали уже почти сено, формировали аккуратную башню-стог. Один человек становился наверх, куда забрасывали охапки сена, утаптывал его, ровно распределяя по окружности. Все должно быть сделано правильно. Иначе стог может упасть на бок или совсем развалиться.
В то же время, на покосе вокруг много красивого и интересного. Наш посёлок и так весь расположен на природе: на берегу Иртыша, на горной стороне, рядом тайга. А когда едут на Покос, на луговую сторону Иртыша, то там уж совсем Природа. Высокие травы, цветы, много птиц, стрекозы, бабочки, ящерицы. Косой-литовкой мне, конечно, не давали орудовать. А при сборе скошенной, подсохшей травы давали грабли её ворошить - переворачивать для лучшей просушки. И потом собирать её в копны.
Поскольку на покосе проводили много времени и в разную погоду, то был сделан большой шалаш. В самые жаркие часы летнего зноя там можно было немного отдохнуть. Хотя, конечно, старались больше работать, чтобы все успеть. В ненастье в шалаше укрывались от дождя.
Жаль, что тогда не было возможности все фото-
графировать. Были бы очень красочные работы!
Необыкновенное небо! То чистое, высокое, ярко-голубое! То темно-синее, предгрозовое, с низко движущимися тучами. А закаты самые разнообразные, от спокойных, ровных до полы-
хающих какими-то фантастическими красками-огнями.
Красивые свежие цветы.
Ещё хотелось проверить, правда ли, что если ящерка потеряет свой хвост, то у неё отрастет новый?!
Они резво бегали по свален-
ным стволам деревьев. Поймать ни одну не удалось.
Огромные стрекозы, блестящие, необыкновенно яркие, переливающиеся на солнце, летали над цветами. В посёлке тоже были стрекозки, но гораздо меньше. Когда рассказывала о больших стрекозах другим, мне, наверно, не очень верили. Но позднее в сборнике научных статей и на музейной конференции "Словцовские чтения" в городе Тюмени встретилась информация специалистов-ученых о том, что на нашей территории действительно сохранились реликтовые виды стрекоз. Значит их мы и видели на покосе!