В Северной столице 16 января прошёл Всероссийский экспертно-аналитический круглый стол "Курс "История религий России" в образовательных программах высшего образования: цели, задачи, перспективы". Рассказываем, что именно обсуждали докладчики, а также объясняем, почему внедрение подобного курса в вузах в наши дни действительно необходимо.
11 декабря прошлого года президент Владимир Путин поручил Минобрнауки совместно с Межведомственной комиссией по историческому просвещению и Ассоциацией "Российское историческое общество" рассмотреть вопрос о разработке и внедрении в образовательные программы вузов учебного курса "История религий России". Специалисты должны представить главе государства доклад до 15 марта 2023 года.
В связи с чем в Северной столице 16 января состоялся Всероссийский экспертно-аналитический круглый стол "Курс "История религий России" в образовательных программах высшего образования: цели, задачи, перспективы”. Особое внимание участники дискуссии уделили тому, каким должен быть этот курс, а также какие ценности он должен донести до молодёжи.
Инициатором форума стала кафедра истории религий и теологии РГПУ им. А..И. Герцена, вёл круглый стол директор института истории и социальных наук, доктор исторических наук Роман Александрович Соколов. А благодаря поддержке Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) к столу подключилось не менее 20 разных регионов страны, что сделало мероприятие практически всероссийским.
Религия против "расчеловечивания" человека
Не секрет, что в наше непростое время особенно важно избегать различных фейков, вранья и подмен. Сейчас одним из основных трендов в соцсетях и в целом в воздействии на молодёжь можно назвать “расчеловечивание”. Как отметили участники круглого стола, снизить пагубное влияние западных трендов способны представители традиционных религий нашей страны. Собравшиеся на форуме эксперты, в числе которых были и преподаватели различных ведущих вузов страны, сошлись на том, что им необходимо выступить единым научно-педагогическим фронтом и выработать концепцию будущего курса.
Большая проблема современности в том, что на молодые умы оказывают сильное влияние блогеры, ютуберы с миллионами подписчиков, которые зачастую не имеют образования, однако называют себя психологами, историками, религоведами. Другими словами, пытаются выглядеть экспертами в какой-либо области, по факту таковыми не являясь. Мнить себя кем-то — это ещё полбеды. Основная проблема в том, что они делятся своим, чаще всего ошибочным, мнением с молодёжью.
Они часто несут откровенный бред, но, самое главное, формируют мировоззрение у молодого человека. Он больше доверяет ютуберу или иному лидеру общественного мнения, несмотря на отсутствие реальных на то оснований. Этот момент должен учитываться для организации и создания педагогической методологии этого курса.
— отметили собравшиеся.
Особенно пагубно влияние подобных "лидеров мнений" в те времена, когда страна проходит непростые испытания и должна бы сплотиться вокруг своих ценностей, истории и веры.
Потому введение подобного курса в вузах России важно не только с образовательной точки зрения. Оно необходимо и с точки зрения распространения традиционных ценностей, которые становятся таковыми в основном через призму религии.
Традиционные ценности становятся традиционными только с точки зрения религии и теологии, в её контексте.
— подчеркнул и.о. директора гуманитарного института Новгородского государственного университета, кандидатом философских наук Даниил Евгеньевич Крапчунов.
Каким должен быть учебник
Любой курс нуждается в необходимых учебных материалах. Выражаясь проще — в учебниках. О том, какими они должны быть рассказал руководитель Секретариата регионального отделения ВРНС, протоиерей, кандидат богословия, председатель ОВЦО Санкт-Петербургской епархии Александр Пелин.
Ясно, что разговор идёт о России, но я так понимаю, что о большой и полной России. То есть о Новороссии, о новых присоединённых территориях. Если пора писать учебник, то нужно об этом говорить. Вот недавно мне пришлось участвовать в круглом столе с представителями Запорожского казачества, который проходил как раз-таки в Херсонском государственном университете. Оказалось, что там много лет проходила трансформация под воздействием украинизации. Там говорилось, что никакого отношения к России это всё не имеет, мол, мы тут самостоятельные, боролись, всё время воевали. Как будто не было ни Переяславской Рады (собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким 8 (18) января 1964 года, на котором было принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским царством — Прим. Ред.), ни заслуг запорожского казачества.
Как подчеркнул Александр Пелин, это всё надо менять. Касательно уже написанных учебников по теме, протоиерей отметил, что самый лучший из них, посвящённый теме истории России был написан в рамках Московского государственного университета и называется "Введение в историю Церкви. Обзор источников в общей истории Церкви. Часть 1".
И наконец о религии. Я считаю, что главным преобладающим элементом этого словосочетания ("История религий России" — Прим. Ред.) должна стать тема религий. Потому что это должна быть не история религий с датами соборов и именами митрополитов. Эти информативные материалы без связи не работают. Представьте себе студента: как он это всё поймёт? Почему этот собор собрался? Для чего? Этот курс обязательно должен иметь ценностную ориентацию. Именно ценностная ориентация, единая линия, а говорить нужно, как мне представляется, именно о традиционных религиях России. Прежде всего — православие, ислам, буддизм и иудаизм.
Протоиерей добавил, что остальные религии тоже нужно упомянуть, однако необходима мера, ибо если каждой уделят достаточное внимание, то учебник выйдет слишком большим и превратится в "энциклопедию обо всё и ни о чём". А такой материал способен внести не знания, а лишь сумятицу в умы студентов.
Как отметил заведующий кафедрой философии Мордовского государственного университета имени Огарёва Евгений Владимирович Мочалов, простое перечисление исторических фактов ничего не даст.
Ещё одна важная проблема — неоязычество. Заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ имени Герцена, доктор философских наук Александр Михайлович Прилуцкий обратил внимание на то, что если в учебном курсе ограничиться концептом традиционных религий, то тогда выпадает целый пласт дотеологических религий России, на незнание которых опираются новые религиозные идеологии, зачастую — весьма маргинальные.
Касательно православия, как основополагающей религии в России, сейчас оно переживает серьёзные трудности. В связи с чем участники круглого стола не смогли обойти стороной выступление владыки Кирилла, в котором тот резко осудил произвол нацистов в отношении Православной церкви.
Работа над резолюцией
Напомним, что президент дал достаточно чёткие сроки для внедрения в вузах нового курса — доклад о проделанной работе должен быть представлен до 15 марта этого года. Потому и резолюцию круглого стола докладчики планируют принять оперативно — до конца этой недели. В неё войдут основные вышеперечисленные темы, а о самой резолюции мы обязательно напишем после её принятия.
Кроме того, участники решили ходатайствовать о проведении масштабной методической конференции.
Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!