Найти тему
artsy boy

Поиски гармонии Жана Деготтекса

Яркий живописец XX в. начинавший свой путь с фовизма и лирической абстракции — Жан Деготтекс (Jean Degottex) — перенес учение дзен-буддизма и эстетику китайской каллиграфии в свои живописные работы, выработав уникальный стиль. Его изящные монохромные работы наполнены спокойствием и умиротворением, но, в тоже время, в них чувствуется энергия. Живописец в своих произведениях стремится передать суть дзен — антифилософского, антидискурсивного и антирассудочного учения, подчеркивающего важность собственного опыта.

Жан Деготтекс на побережье Бретани © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris
Жан Деготтекс на побережье Бретани © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris

Жан родился 25 Февраля 1918 г. в бедной семье в городке Сатоне-Кам на востоке Франции, провел свое детство в Лионе, а в 15 лет переехал в Париж. В столице Франции будущий художник вовлекается в либертарианские круги, бросает школу, начинает работать и участвовать в мастер-классах по рисованию и живописи в либеральных академических учреждениях, таких как Академия де ла Гранд-Шомьер. В Тунисе, где Деготтекс завершает военную службу, а затем в Алжире, с 1939 по 1941 гг., он пишет свои первые фигуративные картины, вдохновленные работами фовистов. Именно в эти годы Жан решает посвятить свою жизнь искусству.

Жан Деготтекс, "Сиди-Бу-Саид", 1941 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris
Жан Деготтекс, "Сиди-Бу-Саид", 1941 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris

В 1946 г. Жан Деготтекс женится на сестре своего друга, художника Мишеля Патрикса, Марии-Розе Патрикс. В 1947 г. у них рождается дочь Фредерика. В 1949 г. Деготтекс знакомится с Рене Беслон, поэтессой, художницей и искусствоведом, которая останется его другом до самой смерти и сыграет важную роль в защите и развитии его творчества. Под ее влиянием живописец окончательно уходит от фигуративности и становится художником-абстракционистом.

Жан Деготтекс, "Дыра в небе", 1954 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris
Жан Деготтекс, "Дыра в небе", 1954 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris

Его ранние абстрактные картины по своей сути являются вольной интерпретацией природы, воплощением субъективных цветовых впечатлений и фантазий художника — поток сознания, запечатленный в цвете. Эти абстрактные работы принесли Деготтексу премию Кандинского в 1951 г. В 1953 г. Жан впервые выставился в галерее L'Étoile Scellée, художественным руководителем которой являлся Андре Бретон. Именно Андре познакомил Жана с восточной каллиграфией и дзен-буддизмом.

Жан Деготтекс, "Знамение", 1958 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris
Жан Деготтекс, "Знамение", 1958 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris

Дзен-буддизм представляет собой одну из ветвей дальневосточного буддизма. Он похож на букет из хризантем, который пленяет взоры своими красками, но не имеет аромата. Дзен можно рассматривать как своеобразную реакцию восточного пиетизма на элитарность и тонкий интеллектуализм буддийской философии. Этот индо-китайский гибрид возник под влиянием даосизма, от которого перенял пренебрежение к формальной логике, философским системам и понятийным категориям, культивировавшимся в буддизме и ведизме. В широком смысле дзен — это школа мистического созерцания или учение о просветлении. Цель дзена — возвращение человека к самому себе через самосозерцание. Истина дзена — это движение духа, того, что лежит глубже, чем мысль и эмоция.

Жан Деготтекс, "Пустота внешних и внутренних вещей", 1959 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris
Жан Деготтекс, "Пустота внешних и внутренних вещей", 1959 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris

Работы Деготтекса меняются, становятся более минималистичными и медитативными, но остаются живописными, благодаря изящным мазкам, напоминающим китайскую каллиграфию. Контрастные мазки, своего рода абстрактная каллиграфия, след мгновения, удар кисти — мгновенный и спонтанный, без поправок и угрызения совести. Эта абстрактная каллиграфия подчеркивает необъятность и умиротворенность фона. Некоторые его работы напрямую вдохновлены энсо (яп. 円相, "совершенная отметка") — каллиграфический символ в виде круга. Считается, что энсо выражает собой "изначальную природу будды", "облик реальности", и совершенное просветление. Символом, аналогичным энсо, считается полная луна.

Период с 1956 по 1963 гг. особенно плодотворен для художника. Жан Деготтекс создает большие полотна, часто пишет серии работ, которые называет "сюитами". В своих сюитах он отрабатывает одну и ту же идею, пока не выжмет ее досуха. Художник заранее подготавливает монохромный холст, затем долго медитирует перед ним, а потом набрасывается на холст с серией нескольких точных мазков. Работы этого периода считаются вершиной творчества Деготтекса.

Жан Деготтекс, "18 пустот небытия природы самой по себе", 1959 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris
Жан Деготтекс, "18 пустот небытия природы самой по себе", 1959 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris

В 1963 г. его единственная дочь Фредерика погибает в результате несчастного случая в возрасте 16 лет. Проведя год в горе, отчаянии и бездействии Жан возвращается к живописи и продолжает серию работ Écritures (Священные Писания). Меняется не только колористика работ, но и характер мазков — они становятся более тревожными, в них нет былой уверенности, но появляется нервная дрожь.

Жан Деготтекс, "Темная сюита", 1954 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris
Жан Деготтекс, "Темная сюита", 1954 г. © Succession Jean Degottex / ADAGP, Paris

С 1968 г. художник экспериментирует с шелкографией, в 1970-х гг. много работает с бумагой, используя различные техники — он рвет бумагу, расслаивает ее, заливает "слезами" краски или накладывает окрашенную бумагу на холсты — делает все, чтобы восстановить утраченную гармонию своей души.

"От написания знаков я перешел к письму.
От письма — к написанию строк.
От написания строк — к линиям".
— Жан Деготтекс.