Йойк очень отличается ритмической структурой мелодии от той что привычна, например, для западной музыкальной культуры, его можно условно разделить на три жанра в зависимости от регионального диалекта.
Наиболее распространенным и известным является северная форма йойка – louhti. Louhti характеризуется использованием пентатоники. Louhti это всегда йойк конкретного предмета, чаще всего человека. Для этой формы йойка характерно использование выраженного ритма с синкопами, изменение акцентов и вокальных тембров с добавлением глиссандо и декоративных фигур, таких как вибрато. Для получения желаемых звуков используются различные стили дыхания.
Для южных регионов характерна форма йойка – vuolle, которая включает использование только двух или трех нот расположенных близко друг к другу по шкале. Vuolle также содержит различные мелодичные отрезки, состоящие из нескольких длинных звуков, перемежающихся быстрым глиссандо и декоративным фальцетом.
Восточная форма йойка называется – leu’dd – эпический жанр. Этот диалект является уникальным и очень отличается от южного и северного, ключевую роль здесь играет импровизация. Йойкер при исполнении leu’dd может включать элементы vuolle и louhti, изменять мелодию, касаться широкого круга субъектов без выраженной одной темы. Leu'dd на сегодняшний день является наиболее редкой формой йойка.
При написании своих собственных йойков я использовала смешение разных форм и это не является традиционным исполнением йойка, так как саамы не воспринимают йойк как творческое начало. Раньше это было больше как ритаульное песнопение.
В 1955 году в северной Норвегии было записано большое музыкальное исследование йойков - двумя крупнейшими специалистами в области музыкальной этнологии - профессором Цюрихского университета Вольфгангом Лааде и профессором Колумбийского университета Дитером Кристенсеном.
Послушать йойки можно здесь.