Слово «Библия», обычно используемое по отношению к священным писаниям иудейской и христианской традиции, на самом деле просто означает «маленькие книги». Библия состоит из серии небольших книг. Таким образом, спрашивать об индуистской «Библии» означает спрашивать о священных текстах индуизма. В этом смысле в индуизме есть много священных текстов, которые определяют теологическую, духовную и общественную жизнь индуистов. Однако в нем нет ни одной книги, имеющей религиозный авторитет.
Индуистские писания представляют собой обширную коллекцию религиозных писаний, авторство и даты которых в значительной степени неизвестны. Они возникли в устной традиции на протяжении тысячелетий и записывались постепенно на протяжении многих лет. Мифология обширна и разнообразна, с часто противоречивыми историями о богах и богинях, сотворении мира и о том, как люди должны реагировать на божества. Тексты включают в себя мифы о сотворении мира, законы, поэзию, истории, философию, ритуалы, божественно-человеческие взаимодействия и разговоры, а также широкий спектр текстов, посвященных краеведению.
Индуистские ученые выделяют в этой обширной коллекции две основные категории религиозных текстов. Первая категория называется шрути, что означает «раскрыть». Шрути включают Веды, Брахманы и Упанишады. Вторая категория называется смрити, что означает «вспомнить». В эту категорию входит все, чего нет в шрути, обычно состоящее из множества мифов, эпических сказаний и местных традиций. Различные школы индуизма придерживаются разных избранных текстов.
Веды являются древнейшей категорией текстов и считаются большинством индуистов основополагающим авторитетом индуизма. Веды написаны на санскрите и могут быть датированы вторым тысячелетием до нашей эры. Веды состоят из четырех разделов: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Вместе они составляют более 1000 песен, восхваляющих богов. Они включают в себя замысловатые инструкции о том, как приносить жертвы богам. Многие из мифов, занимающих центральное место во всем индуизме, можно найти в Ведах. Веды в основном сосредоточены на гимнах и формулах, которые священники должны петь и читать во время поклонения. Последний раздел, Атхарваведа, включает истории и заклинания.
В каждом из четырех разделов Вед также есть четыре подраздела, в которых раскрывается материал. Первая часть называется Самхита, которая содержит сам оригинальный ведический текст. Интерпретации и комментарии к тексту следуют в следующих трех подразделах, называемых Брахманами, Араньяками и Упанишадами.
Упанишады имеют особый статус, хотя они и включены в ведическую литературу. Хотя существует более сотни Упанишад, написанных в разные периоды истории, основные из них были записаны где-то между 800-100 гг. до н.э. Хотя они являются частью Вед, они на самом деле переворачивают многие ведические акценты. Вместо того чтобы пытаться умилостивить многочисленных богов и богинь Вед, Упанишады сосредотачиваются на единственной, абстрактной божественной реальности, Брахмане. Упанишады продвигают индуизм к внутренней преданности, называемой бхакти, посвященной раскрытию иллюзий, не привязанности к нереальности и признанию того, что «я» на самом деле является Брахманом.
Смрити включает многие из самых известных эпических сказаний, в том числе Махабхарату и Рамаяну, а также разнообразный сборник текстов, называемый Пуранами. Пураны рассказывают многослойные истории о богословии, истории и мифологии, и в этом массиве материала часто можно найти уникальные истории о конкретных богах или богинях. «Махабхарата», обширный и сложный рассказ об истории Индии, включает в себя «Бхагавад-гиту», один из самых популярных и любимых индуистских текстов. Гита пытается примирить священническую работу Вед с личной преданностью Упанишад.
Великие эпосы, рассказанные во всех этих текстах, раскрывают взаимодействие богов с человечеством. Истории многослойны, сложны и героичны, и поэтому их часто изображали в музыке, искусстве, театре, кино. Они были пересказаны в нескольких современных итерациях и вызвали бесчисленное количество комментариев. Например, на Бхагавад-гиту ссылались такие разные люди, как Редьярд Киплинг, Ральф Уолдо Эмерсон и Роберт Оппенгеймер. Истории служат не только драматическим повествованием, но и служат моральным и этическим ориентиром для индуистского общества и составляют основу их мировоззрения.
Эти священные тексты не имеют такого веса или роли, как священные тексты в западных традициях. Набожному индусу не нужно разбираться в текстах, и просветление не приходит от изучения текстов.
Божества раскрывают себя не через тексты, а через внутреннее просветление поклоняющегося. Будучи просветленными существами, многие религиозные лидеры, такие как гуру, свами, риши, ачарьи, садху, пандиты и другие, имеют такой же авторитет в обучении, как и священные тексты. Существуют также тысячи других индуистских священных текстов и устных преданий, столь же авторитетных в жизни многих индусов.
Читайте также: