Авария на заводе «Красное Сормово» в 1970 году — трагический случай, произошедший при строительстве атомной подводной лодки. Авария, которая произошла 18 января 1970 года, унесла жизни более 1000 человек и замалчивалась 25 лет. Завод, расположенный в Нижнем Новгороде, официально был гражданским предприятием, но на самом деле использовался в основном для оборонной промышленности Советского Союза.
В момент аварии завод работал в бешеном темпе, руководство обязалось ежегодно поставлять ВМФ по две атомные подводные лодки. В одном из цехов строилась боевая атомная подводная лодка К320 проекта 670 «Скат». Была проведена проверка герметичности контура реактора, но из-за ошибки сборщиков пластиковые заглушки не были заменены на металлические. В результате реактор был запущен несанкционированным образом, что привело к взрыву и выбросу радиоактивного пара.
В результате взрыва были получены смертельные дозы радиации для находящихся на объекте. Шесть пострадавших были доставлены в больницу в Москве, где через неделю от острой лучевой болезни скончались трое. Остальные жертвы подверглись воздействию различной степени радиации и должны были подписать клятву конфиденциальности. Многие из 450 человек, узнавших об инциденте, уволились с завода.
Инцидент держался в секрете в советское время и был раскрыт общественности только в 1995 году, когда секретность была снята. Авария на АЭС «Красное Сормово» служит напоминанием о разрушительных последствиях ядерных аварий и важности надлежащих мер и процедур безопасности на ядерных объектах.21 января на заводе «Красное Сормово» состоялось совещание по обсуждению критической ситуации, вызванной ядерной аварией на объекте. В то время в составе ВМФ имелся экипаж, способный профессионально справиться с ситуацией, но его не пустили к месту аварии, так как Министерство судостроения отвечало за подводную лодку, пока она строилась, и она могла быть только передан в ведение ВМФ во время ходовых испытаний. В результате было решено, что с ситуацией справятся рабочие завода, и в итоге к ликвидации последствий привлекли более тысячи человек.
23 января первая группа волонтеров, состоящая из 18 человек, вошла в цех, чтобы начать субботник. Это были обычные заводские рабочие, которым поручили отмыть 320-ю подводную лодку, заменить реактор и достроить ее. Подлодки были готовы на 75%, каждая из них обошлась государству в 50 миллионов рублей.
Усилия по очистке были изнурительными и опасными: рабочие проводили в опасной зоне около четырех часов в день. Их защищали от радиации специальными масками и халатами, а перед выходом из зоны давали рюмку спиртного. Также были привлечены рабочие соседних предприятий для помощи в очистке, которая включала уборку цеха и подводной лодки швабрами, сжигание мусора и отправку пепла на Семеновский полигон, а также загрузку радиоактивной воды в специальные суда для сброса в реку Волгу. . Очистка продолжалась до 26 апреля 1970 года, и рабочие смогли очистить подводную лодку и заменить реактор.
Несмотря на их усилия, вклад рабочих не получил широкого признания. Их хвалили за постройку сухогрузов и перевыполнение плана по производству стали, но об аварии и их роли в очистке широко не сообщалось и не обсуждалось. Горожане никогда не были проинформированы о бедствии или загрязнении реки Волги, и даже крупная вспышка холеры в этом районе была связана с чем-то другим. Директору завода было присвоено звание Героя Социалистического Труда и вручен орден Ленина, но самопожертвование и трудолюбие рабочих не получили должного признания.