СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Шелепова Оксана Викторовна
В данной статье представлены советы родителям по формированию правильного звуко-
произношения у детей дошкольного возраста с ОНР.
Ключевые слова: неправильное звукопроизношение, советы родителям, речь, звуки.
Эффективный результат формирования правильного звукопроизношения у детей дошколь-
ного возраста с ОНР достижим только при комплексном подходе всех участников образова-
тельного и оздоровительного процесса – цель которого – достижение правильного звукопроиз-
ношения детей. Значение семьи здесь нельзя переоценить: атмосфера, в которой растет ребенок,
является основой для успешной реализации образовательной и коррекционной программы.
Первое, что необходимо преодолеть родителям и на что должны обратить внимание спе-
циалисты - развеять мифы об исчезновении речевых дефектов без работы над ними. Для пре-
одоления проблем требуется систематическая, длительная коррекционная работа, в которой ро-
дителям отводится одна из ведущих ролей. К 4-5 годам речевой слух и артикуляционный ап-
парат должны быть сформированы. Если к данному возрасту ребенок искажает или заменяет
звуки речи, то важно своевременно обратиться за помощью к логопеду, чтобы до школы
поставить и закрепить правильное звукопроизношение и предупредить дальнейшие наруше-
ния письменной речи.
Основные правила, которым необходимо следовать родителям в общении с детьми до-
школьного возраста с нарушенным звукопроизношением.
не ругать ребенка ошибки в речи;
мягко и спокойно исправлять неправильное произношение;
не фиксировать внимание на запинках и повторах слогов и слов;
заботиться о положительной атмосфере на занятиях ребенка с педагогом.
Одно из главных и базовых правил – овладение родителями простыми артикуляционными
упражнениями, которые они могут использовать в ежедневном общении с ребенком. Детский
лепет, искажение слов должны восприниматься спокойно, но не поощряться. Важна «гигиена»
разговорного языка: родители должны разговаривать с ребёнком только на правильном рус-
ском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
Большое значение в решении проблемы имеет конструктивное и тесное взаимодействие
родителей и логопеда. Рекомендации логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоян-
ным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной
демонстрацией активного действия.
Огромным ресурсом является естественная потребности и способность детей к подража-
нию, поэтому, если старший ребенок в семье или взрослый говорит неправильно, то и младший
ребенок будет стараться произносить слова правильно.
Также важно проводить периодическую диагностику физиологического, а также речевого
слуха, положительно проявляющуюся в том, что ребенок слышит окружающие звуки, обра-
щенную речь и понимает значение слов, обращенных к нему. Если не установлено нарушений
в речевом слухе с физиологической точки зрения, то эффективным способом устранения нару-
шений является регулярное выполнение упражнений, предложенных логопедом.
Журнал «Студенческий вестник» No 37 (135), часть 1, 2020 г.
39
Для детей дошкольного возраста разработано большое количество упражнений и задача
логопеда, подобрать наиболее соответствующие конкретному ребенку и семье. Это должны
быть следующие группы упражнений:
1. Упражнения на развитие мелкой моторики: нанизывание бусин, лепка из пластилина,
пальчиковая гимнастика, сопровождающаяся потешками, стихотворениями, организованная
в игровой форме.
2. Упражнения, нацеленные на развитие мышц лица: пережёвывание грубой пищи,
полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
3. Ежедневная артикуляционная гимнастика. Она включает упражнения для тренировки
органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения
звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
4. Развитие речевого слуха, а также привыкание к норме произношения (чтение книг,
беседы, где ребенок имеет возможность спокойно высказаться, обсуждение событий дня).
В занятиях с ребенком необходима регулярность: дети любят и поддерживают «ритуалы»,
когда распорядок ддя знаком и предсказуем. Это значит, что лучше проводить занятие в опре-
деленное время. Также родители должны помнить о гармоничности нагрузок – лучше орга-
низовать непродолжительные но регулярные занятия, чем стараться сделать много, но редко.
Логопеды рекомендуют проводить занятие более 20 минут.
Также родителям следует обратить внимание на позитивное действие музыкальных за-
нятий, способствующих развитию речевого дыхания, темпа и ритма.
Учитывая возраст детей, необходимо проводить знания в игровой форме, тогда ребенок
будет вовлечен и будет ждать каждого следующего занятия Позитивный настрой – одно из
базовых условий для работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, исправление речи - продолжительный процесс, основанный на системном
подходе и сотрудничестве родителей с логопедом.
Список литературы:
1. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: по-
собие для логопеда / Т.А. Ткаченко. - Москва. : Владос, 2015. - 112 с. (Коррекционная пе-
дагогика).
2. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с
нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родите-
лей / Т.А. Ткаченко. - Москва. : Гном и Д, 2001. - 32 с.
3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие / Т.В. Буденная. –
Санкт - Петербург : Детство-пресс, 2008. - 64 с. + вкл.