Найти тему
Anatoly Fanatov

АРКАИМ

Распространение колесниц в древнем мире. Ареал наиболее ранних находок (ок. 2000 г. до н. э.) обозначен красным цветом, более поздних цветами голубой части спектра (Месопотамия ок. 1700 г. до н. э., Китай ок.1600 г. до н. э., Западная Европа после 1300 г. до н. э.). В Индии колесницы появились между 1500 и 1200 гг. до н. э.
Распространение колесниц в древнем мире. Ареал наиболее ранних находок (ок. 2000 г. до н. э.) обозначен красным цветом, более поздних цветами голубой части спектра (Месопотамия ок. 1700 г. до н. э., Китай ок.1600 г. до н. э., Западная Европа после 1300 г. до н. э.). В Индии колесницы появились между 1500 и 1200 гг. до н. э.

Блог Изборского клуба: Аркаим XXI век - концепция геостратегического усиления России и её союзников

Аркаим представляет собой раскопки наиболее изученного археологами древнего городища из так называемой Синташтинской культуры, получившей у ученых метафорическое название «Страна городов». Поселения этой культуры разбросаны по территории Южного Урала диаметром 350 км и расположены в нескольких областях России и северного Казахстана. Находки археологов во многом уникальны – это объясняется тем, что в отличие от других древнейших цивилизаций (Месопотамии, Египта, Микен и т.д.) территория Южного Урала оставалась в первозданном виде на протяжении четырех тысяч лет, и таким образом слой протоцивилизации сохранялся почти нетронутым. Это своего рода законсервированный историей «музей» под открытым небом и под небольшим слоем земли. «Страна городов» была покинута ее жителями в середине II тысячелетия до н.э., что было связано, скорее всего, с изменением климата. Носители этой культуры, как предполагается, двинулись на юг – в Афганистан, Иран, Индию. Какая-то их часть могла пойти и на запад, к бассейнам Волги, Каспия, к Северному Причерноморью.

«Авеста» сохранила воспоминание о полулегендарной стране, именуемой Арьянам-вайча («Арийский простор»), ранней области обитания иранских (или арийских вообще) племен[101]. Локализация изначального очага индоиранцев (древних ариев) в степной зоне Евразии сегодня является широко распространенной, хотя и не единственной, научной версией[102]. Велика вероятность того, что иранцы пришли на территорию сегодняшней своей родины из районов Южного Урала и Поволжья через юг Средней Азии. До своего разделения это был единый субстрат племен, предков не только персов и индоариев, но и скифов, сарматов, тех, кто через несколько поколений стали славянами. Подтверждение такому пониманию можно найти и в исторической лингвистике, и в палеогенетике, и отчасти собственно в археологии по артефактам, найденным на территории России, Индии, Средней Азии, Пакистана и Ирана.

Это были те самые древние «индоевропейцы», которые изобрели колесо, приручили лошадь, создали первую колесницу (так называемая «ямная культура» IV – III тысячелетий до н.э.). Ведомый этой гипотезой, Александр Проханов пишет об этом так:

«От Аркаима повелось человечество. Арии потоками изливались из аркаимской чаши. Одни из них создали великую Индию, другие — великую Персию, третьи, уйдя на Запад, сложились в народы Европы… (…) Кичливые европейцы, гордящиеся Кёльнским собором, Эйфелевой башней, Вестминстерским аббатством, высокомерно называющие русских варварами, не ведают, что Россия для них — мать родная, в России — колыбель, откуда они вышли в мир. (…) Не дай Бог, Россия перекроет эти таинственные световоды, отсечёт Европу от питающей её сокровенной матки. И Европа зачахнет, увянет, как цветы на клумбе, что перестали поливать. (…) Грядёт проект «Аркаим» — огромное начинание XXI века. Когда история покидает изнурённую Европу и перемещается с Запада на Восток. Под шатром Аркаима, в этой обсерватории, где расположены солнечные часы человечества, сойдутся лучшие представители Индии, Ирана, России, таджики, аланы и вспомнят свою прародину, узрев своё историческое гнездо. Создадут союз культур, экономик, верований, мощнейшее экономическое, политическое, культурное единство, озарённое солнцем Аркаима».[103]

Мифопоэтическое письмо Проханова, конечно, нельзя понимать буквально, как некое «задание» историкам и археологам. Историки возразят, что Аркаим развивался уже после разделения индоевропейцев на западную (нынешняя Западная Европа) и восточную (индийцы, иранцы, славяне) ветви[104]. Тем не менее, само направление-Аркаим, указание на «евразийскую матку» для всех народов индоевропейского корня – вполне справедливо. В древнюю эпоху предки индоевропейцев селились широкой полосой по пространствам от Дуная на западе до северо-казахских степей на востоке.

Европа и Иран понимаются всюду как географические понятия. Хотя у самих персов Иран и арии – слова одного корня. Но если с географии переключиться на лингвистику, то окажется, что русские (восточные славяне в целом) не меньшие индоиранцы, чем персы и индийцы, и наш славянский праязык весьма близок санскриту.

Синташтинская культура вполне могла выступать предковой культурой по отношению к индоиранцам, мигрировавшим на юг, или одной из таких групп. По крайней мере, жители Аркаима, даже если они и остались в Северной Евразии, относились к тому же массиву, что и предки индоиранцев. По найденным в могильниках черепам был восстановлен облик жителей Аркаима, оказавшихся европеоидами. С высокой долей вероятности можно утверждать, что жители Аркаима, предки славян и ряда других народов Восточной Европы (носители культур Шнуровой керамики) имели общих предков к западу от Южного Урала. Это и объясняет их большую языковую близость, о которой писали ряд индийских и славянских авторов[105].

Историко-археологические исследования синташтинских памятников позволяют прийти к следующим выводам:

Мы имеем дело с древнейшим очагом протоарийской культуры весьма высокого для своего времени уровня развития; по радиокарбонной хронологии артефакты синташтинской культуры принадлежат в основном к эпохе трех столетий: конца XXI - XVIII вв. до н.э., но есть основания говорить и о более древних слоях. Самому молодому из памятников этой культуры 3700 лет.

Города сооружались по плану, а не развивались из поселений; в них обнаружены следы развитой для того времени металлургии, гидротехники (плотины, отводные каналы), ливневой канализации с водосборными колодцами, древнейшие из найденных на земле колесницы и др.

По мнению руководителя Челябинского государственного заповедника «Аркаим» профессора Г.Б. Здановича, посвятившего Стране городов свою научную жизнь, перед нами даже не город, а «некий сверхгород с очень жесткой организацией пространства, буквально до сантиметра», неким подобием современных многоквартирных домов. По своей форме город повторяет мандалу или «вару», описанную в Видевдаде как идеальный трехстенный город; принципы организации могил наследуются от «ямной культуры» и предвосхищают то, что описано в Ригведе и Авесте. Также фортификация, домостроительство, планировка городов и многое другое находят соответствие в религиозных гимнах индоариев и индоиранцев; если это не сама прародина ариев Арьянам-Вайча, то «стоянка», в которой отчетливо видны черты незамутненного арийского архетипа.

Самая древняя из найденных в мире колесниц датирована 2026-м годом до нашей эры. Остатки этих боевых повозок, родиной которых теперь оказывается не Древний Египет, а наш Аркаим, были найдены в 27 могильниках. Хорошо сохранились остатки колес с кожаной отделкой, спицы, детали упряжи