Я неоднократно говорил что уже достаточно давно являюсь сотрудником предприятий занимающихся исполнением ГОЗ в области ремонта военного флота. Новость о том что в правительстве РФ приняли решение ужесточить наказание за срыв сроков по ГОЗ меня очень обрадовала. Наконец то взор больших начальников из Москвы упал на эту сферу, где бабло "осваивается" миллиардами.
Если кто-то ждет что я расскажу что-то конкретное, можете дальше не читать, цен, фамилий, названий предприятий не будет. Я думаю все догадываются почему. Я расскажу в общем, что и как, какие главные проблемы. Что еще необходимо сделать, помимо ужесточения сроков. Я понимаю что это не дойдет до тех кто должен это услышать, но вероятность есть.
Предприятие не всегда виновно в срыве, часто все затягивается из-за ужасной забюрократизированности.
Так вот по порядку, о бюрократии и как срываются сроки, в реальной жизни, несколько примеров:
Пример первый. На корабле нужно поменять эжектор. Для тех кто не понимает это по сути труба, специальной формы, ни электродвигателей, ни каких то вертящихся частей там нет, сделана такая штука из МНЖ в основном. Купить его проблем нет, стоит недорого есть с сертификатом РМРС, это регистр если кто не в курсе. Все вроде бы хорошо, но есть нюанс. На предприятии где я работал, начальник военной приемки сказал что подпишет закупку только с приемкой ВП, сертификат регистра для него не документ. Снабжение находит единственный в стране завод, который может делать эжектора с приемкой ВП, но на заводе уже почти нет рабочих, завод в предсмертном состоянии, но выхода нет. Заказали, прошел год, ни денег ни эжекторов. А время прошло, сроки не меняются, они на субподряде и ответственности перед государством не несут, только ноют что свет отключили за неуплату на заводе. Вот кто в этой ситуации виноват, один единственный чудак на букву м., в должности начальника военной приемки. Потом он понял что он, наделал и сказал что я такого не говорил и сертификат РМРС согласился признать. Но время ушло.
Пример второй. На корабле частенько приходит в негодность арматура, это всем ясно и понятно, но с военными опять же все очень интересно. купить просто клапан, даже российский, или советский с хранения, их еще очень много осталось, нельзя. Военной приемке нужен сертификат качества. Производителей арматуры в стране не так уж и много, они все сговорились и цены взвинтили в небеса. Клапан с документами может стоить пол миллиона, при том что такой же без документов 50-100 тысяч. Есть обходные пути, но по понятным причинам говорить об этом я не буду. Еще существует процедура идентификации, причем бумага по этому поводу подписана лично Путиным, я своими глазами видел копию, но бумага есть, а четкой и ясной процедуры нет. Поэтому военные представители импровизируют как могут, и пророй выполнить все требования сложнее и дольше чем ждать новый клапан с завода за бешеные деньги. Но тут кому как повезет.
Что в итоге. Так как все и вся завязано на получение прибыли, это основная цель, ремонт корабля это уже как пойдет. Всем важно чтобы были правильно заполненные документы, чтобы получить бабло, что происходит на корабле по большому счету никого особо не колышит, кроме экипажа. Так как легальный ЗИП дорогой, начинается "алхимия" попытка вымутить подешевле, в 80% случаев это оканчивается тем что не хватает какой-то бумаги, заказ готов, с технической стороны претензий нет, а ВП не закрывает.
Все прекрасно знают, что сроки перенесут, никто никого не накажет. Контракты срывается, директора увольняются, собственники как бы и не причем. Весь геморрой на плечи государства. Если теперь за такие выходки будет маячить срок от 5-до 10 лет, это заставит руководителей предприятий пересмотреть некоторые процессы, ну или в перспективе разучивать блатные песни. Либо Набрать людей, тех кто соображает, и прекратить этот разгул дибилизма и кумовства.
С другой стороны могут пострадать, и скорее всего пострадают те кто действительно хотел работать по закону, но из-за ужасной бюрократии сроки сорвал. Причин на то может быть очень много, во превых военная приемка, все кто сталкивался, поймут меня. Там есть реально заслуженные ветераны, грамотные, прям на своем месте. Но есть другая крайность, ничего не понимающие, непонятно как попавшие в военную приемку персонажи. От страха и непонимания процесса они задают такие вопросы, что волосы встают дыбом. После общения с таким персонажами кажется что они живут на другой планете. С другой стороны всеобщее отупение, сотрудники заводов, в подавляющем бешенстве не хотят брать на себя ответственность, потому что не соображают и боятся. Это процесс тормозит, я писал об этом подробно, ссылки будут в конце статьи.
Чтобы этого не было, нужно сделать следующее:
- Уголовную ответственность за срыв должны нести все участники процесса, включая гос. служащих, а не директор завода единолично.
- Должна быть упрощена процедура гос закупок, предъявления, сертификатов качества и т.д. Ну или хотя бы приведена к общему знаменатель, по примеру РМРС. Где все четко ясно и понятно, у военных же сплошная импровизация и РМРС для них не документ!
- Нужно заставить контролирующие органы смотреть на изделие, а не на бумагу, как это происходит сейчас. Ведь цель написать правильные бумажки, освоить деньги, а что будет с кораблем по большому счету никого не волнует.
- Повышать престиж рабочих специальностей и повышать квалификацию инженерного состава. Я об этом могу написать кучу различных историй, по поводу дибилизма, особенно это касается службы контроля качества, ОТК. Эти порой выдают такую дичь, что просто хочется смеяться и плакать одновременно.
З.Ы. Вы могли подумать что я в статье я пытаюсь оговорить и представить в негативном свете Военную Приемку. Это не так! Они лишь выполняют требования законов и правил которые пишет государство. И скажу я вам они хоть как то заставляют предприятия делать качественно, убери их будет очень плохо. Но порой, как всегда, в нашей стране мы уходим в крайности и сильно перегибаем палку. Вот один персонаж из ВП просил у меня рулетку, с сертификатом и печатью лаборатории, что она проверена и точная. Это преходила приемка стапеля под корабль в доке. На вопрос на кой....... ему точная рулетка, где точность плюс-минус пол метр это хорошо, он развернулся и ушел, сроки сдвинулись потом случилась непогода и все сдвинулось на 3 или 4 дня. Вот такое конечно недопустимо.
Если вам понравилось, ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свое мнение в комментариях. Особое спасибо тем кто сделает репост в соц сеть.
Статьи по теме: