Продолжение. Первая часть рассказа - тут.
.....
Итак, начались курсы. Два дистанционных теоретических занятия в неделю. Лекции длились по несколько часов. Велась запись, чтобы потом непонятные моменты можно было пересмотреть или прослушать заново.
Домашние задания. По каждой лекции разные. В том смысле, что где то хватало формального знакомства с материалом занятия, где-то требовалось почитать, поискать и разобраться, а где-то взять карандаш соответствующую программу-редактор, и в какой-либо нотации описывать какие-то там системы и взаимодействия.
Кстати, такой момент, пока помню. На данный момент по аналитике ли, по разработке ли, по тестированию, курсов на рынке предлагается много. Обучение ведётся для слушателей самого разного уровня подготовленности, в том числе - с нуля.
Отличаются курсы в первую очередь наличием или отсутствием платы за обучение. При прочих равных предлагаю выбрать бесплатные. Даже не потому, что "денег нет, но вы держитесь"(с). Тут другая история. Парадоксально, но бесплатное может оказаться сильно лучше платного.
Задача платных курсов - дать какие-то знания, получив с вас деньги. Деньги заберут. Дадут ли необходимые знания - вопрос. На выходе будете иметь разве что какое-то формальное свидетельство: имярек успешно прошел программу, обучился, и вообще, весьма хорош и крут...:) Если повезёт, немного обрастете полезными знакомствами. Но не более.
Что же до курсов бесплатных, то тут явно есть интерес тех, кто их проводит, в трудоустройстве учащихся к себе в штат. В конце концов, компании тратят деньги и время своих сотрудников на это бесплатное обучение. Поэтому в результате, скорее всего, будет трудоустройство, пусть без помпы и вручения дипломов/корочек.
Правда, это нужно было относительно редко. Те, кто занятия вел, оставляли свои контакты, и по всем рабочим моментам можно было к ним обращаться. Отвечали кто-то быстрее, кто-то не сразу, кто-то подробнее, кто-то нет. Оно понятно, все ребята, кто курсы вел, действующие сотрудники компании. Но, так или иначе, все шли на контакт.
Самым сложным было разобраться, чего же от тебя хочет товарищ лектор:) Ирония иронией, но правильная постановка вопроса - это семьдесят процентов верного ответа. Так что, бывало, тупил, и приходилось переделывать работу по несколько раз.
Особенно запомнилась одна девушка, Кира. Более она у нас не работает, к сожалению, но... в общем, задание от нее на моем уровне знаний было совершенно, идеально, образцово непонятным.
Раза три переделывал, каждый раз до неё доматывался. И ей ведь хватало терпения объяснять, исправлять и помогать. Было как минимум забавно:)
.....
Что порадовало и приятно удивило: системная аналитика - это не совсем про компьютеры или программирование.
Не бейте меня тапками за то, что я сейчас смешаю в одном флаконе системного и бизнес-аналитика. Но, в самом общем смысле, аналитик в IT-сфере - это человек, который сначала заставляет заказчика понять, чего же заказчик на самом деле хочет. Затем, когда задача сформулирована на языке, понятном заказчику, необходимо его хотелки донести до программистов-разработчиков. Разумеется, в понятной им форме.
Это, конечно, идеально-обобщенная картина мира, но она более-менее верна. Аналитик - прокладка между заказчиком и исполнителем, способная с каждым разговаривать на его языке.
Определённо, аналитику опыт программиста не повредит, равно как и опыт тестирования компьютерных программ.
Но гораздо важнее выделять и понимать частные процессы в общей системе, разбирать их влияние, как друг на друга, так и на систему в целом. То есть, оценивать картину и целиком, и в частностях. Видеть за деревьями лес, понимая при этом роль каждого отдельного дерева.
В общем, по большей части хватало обычной логики и здравого смысла.
Сейчас, кстати, компания проводит очередные курсы по обучению тестировщиков - буду смотреть записи лекций обязательно. Должно быть полезно в работе.
Специальные знания и навыки не требовались. Да, хорошо, когда они есть, но и в их отсутствии я особых проблем не вижу.
Когда же всё-таки пришлось разбираться в архитектуре систем, в написании контрактов микросервисов, в устройстве и работе баз данных, и так далее.. что тут сказать? Ничего сверхъестественного. Лекции в помощь, гугл в помощь, а уж учиться меня институт в своё время научил. Знания - дело наживное.
Единственное, что всё-таки на минималках нужно, и без чего будет по настоящему тяжко - английский язык. Можно и без него обойтись, но с ним сильно проще. Всякие TOEFLы и прочие IELTS нужны как рыбе зонтик, конечно. А вот интуитивное понимание, что некое монструозное, например, PrepareOpenBrokerageAccount - это что-то, что, вероятно, относится к подготовке процесса открытия брокерского счета, сильно облегчает жизнь.
.....
Что определённо на курсах не порадовало сразу, так это "птичий язык".
Безусловно, в любой профессиональной среде существует свой сленг. Что там было про блатную феню, которая, якобы, пошла от сленга уличных торговцев-офеней? Или.. Если бы в годы моего постстуденчества кто-то сказал бы про "двойной трехчасовой хрен", обычный человек заподозрит что? Какое-то особо изощренное ругательство? А имевший дело с профессиональными и полупрофессиональными носителями для записи видео однозначно определит, что речь всего лишь про видеокассету TDK SE-180 XPPEH.
Но сленг остается сленгом, пока он является надстройкой над основным языком. Когда же язык состоит из сленга почти полностью, это беда.
Пойди разберись, что MVP - это не most valueable player, к чему я привык, глядючи в своё время американский баскетбол. Это, оказывается, minimal viable product. То есть, программа с неким минимальным набором функций, при которых она хоть как-то может заинтересовать потребителя. Грубо говоря, мобильный телефон, с которого нельзя позвонить, никому не нужен. Сюда же добавить будильник, фонарик, камеру, СМС-чаты - вот это и есть MVP для кнопочного телефона. А, допустим, встроенная кофеварка уже в MVP не входит.
А может, MVP это Model View Presenter - шаблон проектирования для построения пользовательского интерфейса. Или ещё что-то, о чем я совершенно не знаю.
Всякие скрамы, аджайлы и юаты. Ямлы, адоки и BPMN. Тимлиды, стекхолдеры и продакт оунеры. Докс эс код, черипики и дифы. Короче, пришлось задавать много вопросов, чтобы понимать других и быть понятым самому. Прошло полтора года с тех пор, как я работаю по новой специальности, а подобные вопросы нет-нет, да возникают и по сей день.
Справедливости ради, такая проблема возникла не только у меня. Ребята с курсов, которые по возрасту мне вполне годятся в сыновья, тоже на подобное жаловались:)
В результате, не владея "птичьим языком", часто где-то уже к середине лекции терял связь с происходящим, и переставал улавливать детали. Общий смысл понятен, нюансы нет. Плюс поток новой информации... голова отключалась напрочь, одна надежда на пересмотр видеозаписи.
- Всё понятно? Есть вопросы?
Не говорить же вслух, что вопросов нет, потому что непонятно почти ничего... Дежурно отшучивался в духе:
- Сначала в драку ввяжемся, а там посмотрим.
Второй момент - это "здесь так принято". Помните тот старый анекдот про обезьян в клетке? Некоторые вещи нужно делать так, и никак иначе, даже если это кажется неправильным и нелогичным.
Почему? Долго объяснять, поймешь со временем. А если кто-то и начинал, то объяснение порождало новые "почемучки" в геометрической прогрессии.
Сейчас я уже понимаю кое-что из того, что на курсах казалось некими догмами уровня "смирись и делай". Знаю, что моя работа затрагивает деятельность разработчиков, тестировщиков и так далее. Что у них есть свои особенности, нюансы и технологические моменты. И что нельзя всё это знать и понимать. Не уверен - иди к разработчику, и задавай ему вопросы, как сделать лучше и правильнее. Если повезло нарваться на хорошего разраба, который не поленится рассказать, то узнаешь много нового и полезного. Но по началу жутко бесило.
Отдушиной и приятным исключением были занятия, где приходилось рисовать. Все эти нотации, позволяющие графически представить какую-то последовательность действий, или взаимосвязи в системе, существенных вопросов не вызывали. Да, есть некие формальные правила, но в целом - рисуй так, чтобы тебе самому было понятно, и чтобы ты мог объяснить другим.
.....
Три месяца курсов закончились.
Группа сократилась вдвое. Кто-то тихо-мирно исчез в тумане времени. Кто-то честно сообщил, что "это не моё", "я устал, я мухожуй" (с). Один персонаж отвалился - вы только не смейтесь - потому что у него, якобы, сломался компьютер, и из-за этого он более не может продолжать обучение.
В итоге всем "последним героям" было сделано предложение пройти стажировку.
Стажировка состояла в том, чтобы присоединиться к существующему проекту, и попробовать делать те задания, которые реально выполнялись аналитиками ранее.
Это в теории. На практике всё было гораздо веселее.
Фирма, фактически, торгует специалистами, и для заказчиков выступает как сторонний подрядчик, "продавая" своих сотрудников. Да, некоторые готовые IT-решения тоже, но это крайне редко. Куда было можно, уже всё продано.
Подразумевалось, что по окончании стажировки мы должны были на испытательный срок попасть в действующие организации уже в статусе пусть начинающих, но вполне себе аналитиков. Поэтому и гонять нас должны были на реально работающих системах. По факту же многие клиенты компании были не в восторге от того, что в их внутренний "контур безопасности" получат доступ некие достаточно левые люди. Как эта проблема решалась... ну, решалась, конечно. Хорошо ли, плохо ли, но решалась. О конкретных ситуациях умолчу. Скажу только, что посидеть за компом вечером и ночью стало нормой жизни, и отнюдь не затем, чтобы в игрушки поиграться.
И вот тут мне не повезло.
Сначала меня попытались ввести в проект, где на тот момент ещё было непонятно - будет ли расширение айтишной команды. В итоге я там, хоть и научился чему-то, оказался не нужен.
Потом перебросили на некий "внутренний" проект, где надо было нормально задокументировать работу уже существующей системы. Заказчик настаивал на разработке без какой-либо нормальной документации. А поскольку система, пусть косвенно, имела отношение к финансовым потокам - к нему в конце концов пришли проверяющие органы. Так что документация внезапно оказалась нужна "вчера, в крайнем случае - сегодня рано утром" (с). Документацию как-то сделали, не всерьёз и на коленке, и - здесь снова не нужен.
.....
В таких метаниях прошло два месяца.
Стажировка закончилась. Мне было объявлено, что меня берут на испытательный срок и добавляют в команду, работающую в одном из российских банков, входящих в топ-50 рейтинга.
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ, Я, С ВАШЕГО ПОЗВОЛЕНИЯ, РАССКАЖУ В ТРЕТЬЕЙ, ПОСЛЕДНЕЙ ЧАСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ.