Один праздник прошёл, а у юных художников уже начинается подготовка к следующему празднику, с которым в доме увеличивается количество рисунков и открыток.
...Для папы, мамы, для брата, для дедушки, для сестер и бабушек. И чтобы искренней умиляться каракулям и радоваться творениям юного художника, а также поощрять художества, есть несколько научных причин, почему детям надо рисовать. И это не только ради открыточек!
НУ КОНЕЧНО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЭТО МЕЛКАЯ МОТОРИКА
Про мелкую моторику слышали все, даже дети знают это непонятное словосочетание) Ее все развивают в раннем возрасте «для речи», но зачем она нужна потом?
На самом деле навыки делать небольшие, но разнообразные движения пальцами помогают многому. Исследования показали, что чем лучше ребёнок рисует, тем:
Он лучше будет писать (не удивительно, но приятно);
Тем лучше будет общая координация движений, ловкость, баланс;
Тем выше будут развиты творческое и пространственное мышление.
Кроме того, эксперты связали навыки водить карандашами по бумаге даже со способностью планировать время!
РИСОВАНИЕ И РЕЧЬ
Тут карандаши с мелками «убивают сразу двух зайцев».
Во-первых, кончики пальцев отличаются огромной концентрацией рецепторов – на каждом миллиметре как минимум один. И все эти рецепторы постоянно сообщают мозгу, что они уловили. Чем разнообразнее сигналы к мозгу, тем быстрее этому «управляющему центру» придется начать развитие речи – потому что сигналы от пальцев поступают в область, которая рядом с «речевым» отделом мозга, и ей приходится активизироваться вслед за пальцами.
Кроме того, рисование само по себе занятие, которое стимулирует речевую активность. Ребёнку хочется рассказать, что он будет создавать на бумаге, а потом показать результат и получить обратную связь. Еще лучше, если при этом взрослый попросит рассказать, что там нарисовано и почему – это прекрасное упражнение для речи и креативности.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Больше века назад уже было известно – благодаря философу Ж.-А. Люке, что дети (как и взрослые) не просто водят пером по бумаге. Рисунок появляется на свет в результате весьма интенсивной интеллектуальной деятельности: приходится мысленно сравнивать множество образцов, искать ассоциации с реальным миром, выстраивать мини-концепцию. И это даже у самых маленьких художников!
Подобная деятельность – переход от образного к логическому мышлению, которое потом совершенствуется. Так что первые невнятные каракули, на которых «как будто кошка» – огромный шаг для ребёнка. Который он делает дома, без специальных занятий и совершенно бесплатно.
РИСОВАНИЕ ПОМОГАЕТ ДЕЛАТЬ ВЫБОР И РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ
Не верите? Попробуйте сесть и что-то нарисовать, а в процессе отслеживать свои мысли. Они будут примерно такими:
С чего же начать – с оленчика или с деревца?
Каким цветом рисовать?
Как вообще нарисовать это небо?
Рыжего зайца уже нарисовала моя подружка, а я нарисую цветного.
Все это – постановка и решение задач. И пусть эти решения приводят к тому, что на картинке резвятся цветные зайцы, важно не осуждать выбор и не наставлять, как должно быть. А спрашивать – почему заяц? Почему именно такая? Так можно дополнительно обучать искусству аргументировать и объяснять свою точку зрения.
КРЕАТИВНОСТЬ
Модное слово «креативность» известный во всем мире советский психолог Лев Выготский не знал – не то время было. Поэтому в его трудах рисование развивало фантазию и воображение. А сравнивал он этот процесс с игрой: чтобы что-то нарисовать, надо придумать эмоционально насыщенную историю, изобразить ее, потом поделиться ею со взрослыми и получить в ответ информацию.
А вот эта ответная информация будет влиять на развитие воображения («креативности») у ребёнка. Можно отмахнуться или скупо похвалить, а можно расспросить, а потом помочь превращать самые обыденные происшествия в истории: к примеру, рассмотреть птиц на прогулке, придумать про них сюжет и потом зарисовать.
САМООЦЕНКА
Классика первых (а порой и не первых) рисунков: ребёнок с гордостью показывает творение, на котором непонятно, что изображено. Арт-терапевты считают, что поддержать и похвалить усилия и старания нужно в любом случае. И уж точно не сообщать, что «голова у кошки квадратной не бывает». Тогда становление самооценки у ребёнка будет идти правильным путем.
Факт!
Не опасайтесь слегка перехвалить: до средней школы у детей нормой считается завышенная самооценка. С возрастом она сама подстроится под адекватное восприятие, а малышам положено считать, что они лучше если не всех, то хотя бы многих других детей.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
Ребёнок пришел домой расстроенным и нарисовал обидчика темными оттенками, а затем закалякал? Попытки перенести свои эмоции на бумагу – не только положительные, но и после ссор – это не только нормально. Подобную практику используют в психотерапии, а дети неосознанно самообучаются справляться с негативными эмоциями, учатся их принимать и перерабатывать. Так развивается эмоциональная зрелость ребёнка.
КАРАКУЛИ УЛУЧШАЮТ ПАМЯТЬ
Даже для обычного рисунка ромашки или домика придется напрячься и повспоминать, как они выглядят, как крепятся листочки и выглядят окна. Этот процесс – концептуальная визуализация, в ней задействованы память, внимание и образное мышление. Но активнее всего – память.
Так что чем больше ребёнок проводит времени с карандашами, мелками, красками, тем больше приходится памяти трудиться и предоставлять все новые детали для переноса на бумагу.
ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Срисовывать дети учатся позднее – этот навык повторения узоров считается одним из признаков готовности к школе. Да и в школьники прекрасно понимают разницу между копированием и самостоятельным рисунком (пусть даже «по мотивам» увиденного). А чтобы нарисовать что-то самому, это надо вообразить.
Таким образом головному мозгу приходится осваивать навыки причинно-следственных связей, зрительно-пространственное восприятие и даже ориентацию во времени. Именно поэтому арт-терапия и рисование сегодня считаются актуальными даже для детей с нарушениями зрения (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2019).
А еще исследователи говорят, что те, кто увлекается рисованием в детстве, потом лучше осваивают точные науки – от математики до физики, химии и географии.
РИСОВАНИЕ ОТ СТРЕССОВ И АГРЕССИИ
Ученые в очередной раз подтвердили, что дети – тоже люди. Как и взрослых, их успокаивает арт-терапия: в исследовании дошкольники получили 8 занятий с арт-терапевтом (где рисовали), и в итоге оказалось, что уровень стресса и агрессии у них ниже, чем в контрольной группе, которой занятие не полагалось.
Все это не означает, что надо срочно записывать ребёнка в кружок ИЗО или расстраиваться, что он рисует плохо. Но вот поддерживать и подпитывать идеи что-то нарисовать на бумаге и поговорить об этом (даже если это шаблонная открытка из детского сада или кружка) точно стоит!