Найти тему
Пикабу

МАКОЧУАН’22. Подготовка

Дисклеймер. Все, описанное в моих постах о путешествиях отражает исключительно мои опыт, впечатления, ощущения и мнение.

Всем привет!

Думаю, стоит напомнить, что же такое МАКОЧУАН. Это моя первая большая экспедиция по местам: Магадан - Колыма - Чукотка - Анадырь.

Если слышать такое впервые, то звучит, наверное, немного диковато и возникают вопросики. Поэтому, стоит рассказать о том, как до жизни такой я докатилась. Ну и как мы готовились к столь нетривиальному мероприятию, вдруг кому-то пригодится.

Как же так вышло?

Итак. Все началось в уже относительно далеком 2017 году, когда наши друзья вернулись из продолжительной экспедиции “Полстраны под парусом” на катамаране “Морской слон”. Если что, катамаран - это не только лодка около пруда в парке с педальками как у велосипеда, но и плавсредство, состоящее из нескольких баллонов (часто надувных), чем-то соединенных между собой на расстоянии. В данном случае у ребят он был еще оснащен парусом. Почему пишу об этом так подробно? Потому, что когда они только собирались в это путешествие, я, узнав про катамаран, сначала не понимала, потом гуглила, потом долго думала...

По их возвращению, впечатленная успехом, так вдохновилась, что подумала: “Тоже так хочу”. Вот прям чтоб куда-то далеко и надолго и много-много всего поисследовать и посмотреть. Но внимание. На тот момент у меня из путешествий были только выезды в лес на машине с палаточкой. И самый длинный переход под рюкзаком составлял около 14 км от стоянки до станции. А они все говорили и говорили про какую-то Амазонку. Мол надо, классно и все такое. Так, недолго думая, я вписалась в блудняк. Условием принятия меня в команду было собрать свой экипаж, так как их состав в 4 человека полностью укомплектован.

Не буду описывать поиски и сборы команды, но в итоге нас стало относительно 8 и мы начали подготовку к экспедиции на Амазонку. Предполагалось пройти ее полностью, исключая горные районы + немного океана до крупного города.

Далее будет часть непосредственно про подготовку. Признаться честно, я ее переписывала несколько раз. Тема настолько обширная и сложная, что не понятно, с какого края лучше подступиться и какие звенья важны, а какие можно опустить и основной смысл не потеряется. В свое время у члена нашей команды даже была идея написать книгу, но пока, увы, она не реализована. Я постараюсь покороче изложить суть, а если кому-то интересны подробности, почему тут сделали так, а вот тут так - задавайте вопросы, я обязательно на них максимально подробно отвечу.

Подготовка к Амазонке.

Слава богам, в наше немногочисленной команде уже есть люди с опытом больших автономных путешествий, о чем я писала выше. Поэтому с этой подготовкой нам было немного проще, так как было относительно понятно, что нужно делать.

Первым делом была заведена табличка с кучей вкладочек. Мы постарались выделить основные аспекты подготовки, каждый из которых занял свою вкладку: бухгалтерия, медицина, партнерские программы, задачи, снаряжение, литература по теме, полезные ссылки, идеи, лодки, тенты, плановые расходы, логистика, еда, маршрут. Возможно, за давностью, что-то было удалено и забыто. И каждая вкладка постепенно начала наполняться информацией, доступ был у всех, но большая часть планирования, конечно, легла на плечи главного идейного вдохновителя. Также проводились собрания, на которых мы устраивали мозговые штурмы и распределяли задачи.

Следующим шагом было придумать, а, собственно, на чем мы будем проходить такой маршрут. Нам мечталось это делать на больших комфортабельных лодках, так как предыдущее путешествие ребят показало, что маленький катамаран имеет плюсы, но и минусы, конечно, тоже. Особенно, если речь идет о паре месяцев на нем. В стоке таких лодок, чтобы закрыли все наши требования, не нашлось. Каким-то почти волшебным образом мы вышли на компанию Братан и Константина Голышева. Ему понравилась наша идея и он согласился нам помочь. Естественно не за бесплатно. Но. Тут очень большое НО. Проект лодок мы рисовали сами. И под наш проект делались расчеты и клеились лодки. Проект назвали “Ковчег”. Так у нас появился главный технический партнер.

Всего лодки было две - огромные, почти 12 метров в длину и около 3 с чем-то в ширину. Такая плавучая квартира-студия. Но получили мы их с разницей где-то в год, что в целом нас устраивало. Так мы успели испытать первую лодку в небольших приключениях (Ладога, Беломорско-Балтийский канал), понять недочеты, устранить их и не повторить на второй лодке.

.
.

Лодка №1. Кашалот. Уже с тентом.

-3

Лодка №2. Косатка.

Так, например, нам абсолютно не подошел стандартный транец, пришлось его изобретать самим. Сделали его тоже сами из стальных труб, соединенных кулаками от строительных лесов. Тент для первой лодки пришлось заказывать в другой конторе и не без приключений. Вторая лодка пока до сих пор живет без тента, увы.

-4

Транец. Вид сзади.

Также в ходе испытаний мы определились с оптимальными моторами, которые подходят для лодок могущих идти только в водоизмещающем режиме.

Далее мы прикинули примерный бюджет экспедиции. Посчитали стоимость лодок, всего, что для них нужно, логистика, еда, все остальное. Сумма была разделена промеж всех участников и была заполнена таблица с бюджетом.

Параллельно с этим читали различную литературу, начали учить языки, договорились об освоении курсов экстренной медицины. Продумывали бытовые решения и вопросы. В общем, искали любую информацию всеми возможными путями и впитывали ее как губка. Параллельно откладывали деньги и закупали оборудование: моторы, канистры, генераторы, рундуки и т.п. Даже нашли еще несколько партнеров: кто-то помог нам снаряжением и услугами, кто-то грозился подкинуть немного денег, но до дела, слава богам, не дошло. Планировалась экспедиция на конец 2020 года - начало 2021.

Ну а дальше вы знаете)

Грянул ковид, начались всяческие ограничения и карантин. Помимо этого в той же самой Бразилии были супер высокие показатели смертности. Ну и доступность медицины на берегах реки очень сильно под вопросом. Плюс внутриполитическая обстановка, которая и до этого была не очень. И если с пиратами, насекомыми, животными, грязной водой мы как-то смирились и продумывали пути решения, то тут стало совсем ту мач.

Так нашим следующим решением было перенести экспедицию несколько севернее, а именно - в Канаду.

Тут я позволю себе небольшое отступление и расскажу, как мы придумываем маршруты. Просто берем и открываем карту. Начинаем изучать саму карту, фото на карте, достопримечательности. И уже подобрав что-то интересное досконально прорабатываем маршрут, учитывая сложности на нем.

Идея с Канадой нравилась всем: все более цивилизованно, климат более привычный и приятный, не каждая встреченная тварь божья пытается тебя либо убить, либо съесть.

Также начали прорабатывать детали. Планировали на лето 2022 года. Выяснили, что туристические визы как-то пока из-за карантина особо не выдают, да и сам карантин пока не снят. И в целом визу получить непросто. Поэтому в ноябре 2021 года в качестве запасного варианта придумали себе Чукотку.

А потом дальше вы тоже все знаете.

Так наш запасной вариант и стал основным.

Подготовка к МАКОЧУАНу.

Маршрут Магадан - Колыма - Чукотка - Анадырь.

Глядя на карту мы разделили экспедицию на два этапа. Первый: Магадан - Колыма - Певек, вполне проходимый на большой лодке. Второй: Певек - Эльгыгытгын - Анадырь. Причем он уже подразумевал малые реки и пешие переходы, что сходу видно на карте и недвусмысленно подтверждается литературными источниками, где на большой лодке вот совсем никак не пройти.

Людей, как обычно, непонятно количество (это отдельная история, но я ее оставлю за кадром), поэтому пришлось ориентироваться на 6 человек.

Так пришло решение о смене транспортного средства в середине маршрута: решили обзавестись двумя маленькими лодками, на которые можно поставить аэроустановку, так как малые реки Чукотки действительно малые. Особенно к своему истоку. Лодки заказали также у Братанов. Обычные тунгуски но с корректировкой под наш размер и дополнительной защитой снизу в виде примотанных листов пластика низкого давления.

Вот с аэро установками была целая эпопея. Если коротко - одну делали под нас, другую (на базе Ротакс) купили с рук. В итоге одна из них поехала домой из Певека нераспакованная (потому, что была тяжелой, немощной и неудобной).

Так же мы учли, что вполне себе вероятен пеший переход от истока реки до следующего водоема. Поэтому для лодок были изготовлены колесные пары: разборная рама из алюминия + колеса от обычных телек крупного диаметра, чтобы катить.

-5

Вот типа такого. Почти) Фото из интернета.

Всякое кастомное изготавливалось нашими силами на территории мастерской, где работает наш друг и член команды.

-6

Изготовление ограды аэроустановки для самых маленьких.

Для зарядки всего на свете в одну из прошлых поездок был сделан крутой, но очень тяжелый, электрорундук. Но так как мы до конца не понимали, чего нам ждать, от него пришлось отказаться в пользу просто аккумулятора машинного с инвертором.

Всякие заброски от города до рек пытались проработать из СПб. Но учитывая разность часовых поясов и особенности местности, о которых мы узнали уже на месте, часть маршрута прорабатывалась по ходу, исходя из финансовых и физических возможностей.

И конечно, все было готово в почти самый последний момент, а в самый последний - мы проводили испытания)

Итоги подготовки:

Партнерских программ в этот раз никаких не было. Только помощь Братанов с лодками.

Деньги:

Старались сдавать каждый месяц небольшую сумму с момента начала подготовки к Амазонке, как платеж по ипотеке. Справились не все, по итогу остались те, кто должны. Вполне себе конфликтная история, так что лучше организовывать финансовые взносы иначе. Например, одним или несколькими депозитными взносами сразу. Не сдал - свободен. Сдал и не поехал - деньги в расход, сам - свободен.

Всю бухгалтерию вели и ведем в экселевской (на самом деле гугловской) таблице с кучей формул. Достаточно удобно. Доступ есть у всех членов, все прозрачно.

Так как планы менялись (Амазонка, потом Канада, потом Чукотка), плюс все растянулось по времени, и деньги досдали не все - основные накопления пошли на общую снарягу и были растрачены по ходу. На саму экспедицию (билеты, логистика, еда, расходы по месту) каждый брал с собой денег сколько мог сверх того, что мы должны были сдавать каждый месяц. Учет расходов вели в телефонном приложении Сплитвайз. Было удобно, если расходы заносить сразу.

Скиллы:

Два человека с удостоверением на право управлять маломерными судами (специально учились и получали);

Один человек с минимальной медицинской подготовкой (неоконченное высшее); Остальные знают, что при вирусных инфекциях не стоит пить антибиотики, а в открытую рану не нужно лить йод, т.е. минимально достаточные знания;

Ну и все рукастые, если припрет;

Спортивная подготовка - особо не готовились.

Транспорт:

Лодка Кашалот надувная + транец + тент + катки;

Две лодки тунгуски;

Мотор 15 л.с. как основной + запасной винт;

Мотор 5 л.с. запасной + запасной винт;

Аэроустановка на базе ротакс + самодельное крепление и ограждение;

Аэроустановка не знаю на базе чего + запасной винт и руль - поехали домой;

Запасные части для моторов;

Масло 2т;

Канистры плоские экспедиционные;

Запасные куски ПВХ + клей (полезно и для лодок и для гермомешков).

-7

Укомплектованные тунгуски.

Быт (основное, что может потребоваться в больших поездках):

Аккумулятор + генератор + масло для генератора;

Банки для зарядки + пачка разнообразных проводов + жесткие диски и флешки + ноутбук + батарейки + фонарики;

Веревки, ножи, скотч, стрейч, изолента, пакеты;

Рыболовные снасти;

Кухонное - газовые горелки, самодельный рундук, автоклав, личная посуда;

Еда, закупленная до старта - тушенка в мягкой упаковке, у нас Кронидов. Остальное - крупы, специи (покупали по месту);

Аптечка - собирали по списку из интернетов с упором на травмы + репелленты;

Герметичные рундуки - мы использовали от компании Стерх + гермомешки;

Медвежьи пугалки: сигналы охотника, гудок, перец (наш перец - такой себе);

Спутниковые маячки - у нас были Гарминовские. Один отправляет предустановленные сообщения с координатами. Другой позволяет переписываться СМСками. Минимально необходимая спутниковая связь вместо телефона. Пришлось повозиться, так как Гармина у нас официально нет;

Спутниковые навигаторы - и снова Гармин;

Палатки, спальники, личные вещи.

Малая часть наших вещей.

Отдельно хочется отметить полезные вещи, о которых не говорила выше:

Костюмы поплавки (у нас старые SeaFox, сейчас появилась куча других марок), если вы отправляетесь туда, где холодно. Даже летом в Арктике может пойти снег;

Забродные сапоги. У нас были разные. От самых дешевых до финтрейла. У всех есть как плюсы, так и минусы;

Несколько пар перчаток;

Спутниковый телефон, у нас не было, увы. Если решились его взять - посмотрите покрытие. Разные спутники работают на разных широтах. И прежде чем взять с рук - позвоните оператору и уточните, поддерживают ли они на данный момент такую модель - обязательно;

Термобелье из мериноса. Разорилась, купила пока только штаны. Но как они выручали. И продолжают это делать и в обычной жизни;

Каталитические грелки и всякие вещи с подогревом - я их не взяла и очень об этом жалела;

Запасные свечи для всего, что их имеет. Мы по несчастливому стечению обстоятельств остались без свечей для генератора. Было прям максимально некомфортно;

Крем Ф-99 (крем с витамином Ф для всего). Очень хорошо питает кожу, пользуюсь по сей день, забыла, что такое трещины на руках и сухость. С собой брала два тюбика - их не хватило;

Крем от солнца с высокой степенью защиты. Обгореть очень просто;

Гигиеническая помада для губ;

Витамины. При скудном разнообразии питания без них грустно;

Канистра спирта - без комментариев;

Телефон с кучей заранее установленных приложений с картами.

Всем спасибо за внимание. Надеюсь, что-нибудь из поста кому-нибудь когда-нибудь пригодится.

Читайте также.