Как выжить в авиакатастрофе: 10 советов, которые могут спасти вам жизнь

33K прочитали
Мы часто думаем, что авиакатастрофы — это катастрофы, которые невозможно пережить.

Мы часто думаем, что авиакатастрофы — это катастрофы, которые невозможно пережить. Благодаря фильмам и круглосуточным новостным каналам, образ авиакатастрофы обычно включает в себя самолёт, падающий на землю с высоты 10 тысяч метров и уничтожающий всех находящихся на борту в ужасающем огненном шаре.

К счастью, это не так. В отчёте, анализирующем авиакатастрофы с 1983 по 2000 год, исследователи мирового авиасообщения обнаружили, что выживаемость в авариях составляет 95,7%. Конечно, бывают аварии, в которых погибают все или почти все, но они случаются гораздо реже, чем можно предположить, исходя из того, что вы видите в новостях. Даже в серьёзных авариях, где произошёл пожар и значительные повреждения, 76,6% пассажиров всё равно выжили.

Сложите эти данные с относительной редкостью авиакатастроф (шансы среднего пассажира самолёта погибнуть в авиакатастрофе составляют примерно 1 к 11 миллионам), вы поймёте, что самолёт — это самый безопасный вид транспорта. Выезд на дорогу в обычный день гораздо опаснее — просто это не ощущается, потому что у вас есть четыре (или два) колеса на земле и чувство контроля.

Но важно обратить внимание на ещё один интересный факт: 40% смертельных случаев произошли в авариях, в которых можно было выжить. Почти половину всех смертельных случаев в авиакатастрофах можно было бы предотвратить, если бы пассажиры приняли надлежащие меры.

Хотя шансы попасть в авиакатастрофу довольно невелики, они не равны нулю. Если бы это случилось с вами, знаете ли вы, что делать, чтобы увеличить свои шансы на спасение?

У вас есть всего 90 секунд, чтобы выбраться наружу

Мы часто думаем, что авиакатастрофы — это катастрофы, которые невозможно пережить.-2

Понимание этого — ключевой компонент выживания, на котором будут основываться все остальные советы в этой статье. Если вы пережили аварийную посадку, у вас есть неплохие шансы выбраться из самолёта живым. Но на это у вас есть всего 90 секунд.

Видите ли, большинство пассажиров в авиакатастрофе погибает не от удара, а от огня, который обычно охватывает самолёт после этого. Люди шокированы, что выжили после падения, и часто ошибочно полагают, что опасность миновала. Люди недооценивают, насколько быстро огонь может распространиться и поглотить самолёт. Опросы показывают: большинство людей считают, что у них есть около 30 минут, чтобы выбраться из горящего самолёта. На самом деле, в среднем, требуется всего 90 секунд, чтобы огонь прожёг алюминиевый фюзеляж самолёта и уничтожил всё и всех, кто в нём находится. Если это звучит пугающе, то так и должно быть — вам нужна мотивация, чтобы выбраться из самолёта!

Будьте в форме

Мы часто думаем, что авиакатастрофы — это катастрофы, которые невозможно пережить.-3

Эксперты тщательно изучили и проанализировали данные о выживших в авиакатастрофах, а также протестировали почти 2500 человек во время имитации эвакуации, чтобы выяснить, какой тип людей обычно выживает. Результаты?

Молодые, стройные мужчины имеют наилучшие шансы выжить в авиакатастрофе — в свою очередь пожилые, полные женщины имеют наихудшие шансы.

Различия в возрасте и в весе составляют 31% от разницы между временем эвакуации людей. Чтобы избежать авиакатастрофы, необходимо быстро маневрировать в узких проходах с разбросанным багажом и обломками самолёта. Возможно, вам даже придётся отбрасывать заграждения со своего пути. Затем вам придётся проскользнуть через аварийный выход, ширина которого может составлять всего 50 сантиметров. Это трудно сделать, если вы не в форме.

Мало того, что лишний вес снижает ваши шансы на выживание, он также может подвергнуть опасности жизни других людей, поскольку им придётся ждать, пока вы благополучно выйдете. Задержки на выходе из-за проблем с выходом пассажиров стали причиной многих смертей, которых можно было избежать. Во время столкновения на взлётно-посадочной полосе, произошедшего в 1991 году, следователи обнаружили обугленные останки 10 пассажиров, выстроившихся в проходе в ожидании выхода через крыло — люди, которые с трудом протискивались через выход, создали смертельно опасное узкое место.

Если вы тучный человек, поставьте перед собой цель сбросить вес, чтобы быть в хорошей физической форме, спасти свою жизнь и, возможно, жизни других людей (не только в самолёте, но и в любых ситуациях выживания).

Летайте на больших самолётах, если это возможно

Если у вас есть выбор между «кукурузником» и 737-м, выбирайте 737-й. Согласно исследованиям, большие самолёты лучше поглощают энергию при падении, что означает, что вы подвергаетесь меньшему воздействию смертоносной силы, а это означает большие шансы на выживание.

Помните о правиле пяти рядов

Мы часто думаем, что авиакатастрофы — это катастрофы, которые невозможно пережить.-4

Несколько лет назад американский журнал «Популярная механика» опубликовал статью, в которой анализировались все авиакатастрофы коммерческих самолётов и места, где сидели выжившие в каждой аварии. Автор статьи пришёл к выводу, что в случае катастрофы самым безопасным местом для сидения является задняя часть самолёта. Хотя в статье приводится убедительная аргументация, выводы «Популярной механики» не подкреплены экспертными исследованиями.

По словам людей, посвятивших свою жизнь изучению авиакатастроф, статистика неубедительна, потому что каждая авиакатастрофа происходит по-разному. Конечно, многие аварии происходят носом вперёд, что делает заднюю часть самолёта более безопасной, но есть и такие, которые происходят хвостом вперёд или крылом вперёд. Вы просто не знаете, в какую катастрофу можете попасть. Вместо того чтобы беспокоиться о расположении вашего места уже по факту, заранее сосредоточьтесь на том, чтобы найти место рядом с выходом. По словам исследователя Эда Галеа, те, кто выживает в авиакатастрофе, обычно располагаются в среднем в первых пяти рядах от эвакуационного выхода. После пяти рядов шанс выбраться живым уменьшается.

Лучше всего занимать место в ряду у выхода, так как в случае необходимости выхода вы будете первым. Если вы не можете занять такое место, выбирайте место у прохода. У вас не только будет более удобный доступ к туалету во время полёта, но и 64% шансов выжить по сравнению с 58% шансов, если бы вы сидели у окна.

Галеа признаёт, что существуют исключения из правила пяти рядов: он нашёл людей, которые успешно переместились с 19-х рядов, чтобы добраться до выхода. К тому же, даже если вы находитесь всего в двух рядах от выхода, всегда есть вероятность, что дверь выхода будет заблокирована или зажата. Тем не менее ваши шансы на выживание возрастут, если вы будете находиться в пяти рядах от выхода.

Преодоление предубеждения нормальности с помощью плана действий

Мы часто думаем, что авиакатастрофы — это катастрофы, которые невозможно пережить.-5

Предвзятость нормальности заставляет наш мозг предполагать, что всё всегда будет предсказуемо и нормально. Когда ситуация не является нормальной, нашему мозгу требуется много времени, чтобы это осознать. Вместо того чтобы начать действовать, когда происходит что-то неожиданное, наш мозг «пожимает плечами» и думает, что происходящее не может быть таким уж плохим, потому что действительно плохие события выходят за рамки обыденности.

Следователи обнаружили, что предвзятое отношение к нормальности стало причиной многих смертей в авиакатастрофах. Вместо того чтобы принять немедленные меры после крушения, люди как бы мечутся вокруг. Многие даже начинают искать свою ручную кладь, прежде чем добраться до выхода.

Предвзятость нормальности проявилась драматическим образом во время столкновения самолётов в 1977 году, в результате которого погибли 583 человека — самой страшной авиационной катастрофы в истории. Два реактивных самолёта Boeing 747 «Jumbo», столкнулись друг с другом прямо над взлётно-посадочной полосой на небольшом острове Тенерифе (часть Канарских островов у побережья Марокко). После столкновения один самолёт упал на землю и взорвался, в результате чего погибли все 248 пассажиров, находившихся на борту.

Мы часто думаем, что авиакатастрофы — это катастрофы, которые невозможно пережить.-6

Другой самолёт упал на землю, но не взорвался. В результате столкновения оторвало верхнюю часть лайнера, и пламя охватило самолёт. Пассажиры, пережившие первое столкновение, могли бы спастись, но им пришлось действовать быстро. Пол Хек, пассажир горящего самолёта (кстати, ему было 65 лет), сразу же начал действовать. Он отстегнул ремень безопасности, схватил за руку свою жену и бросился к ближайшему выходу. Они, а также 68 других пассажиров выжили, но 328 других погибли.

В интервью после катастрофы г-н Хек отметил, что большинство людей просто сидели на своих местах, делая вид, что всё в порядке, даже после того, как столкнулись с другим самолётом и увидели, что салон наполнился дымом. Исследователи считают, что у пассажиров было чуть больше минуты, чтобы спастись, прежде чем их поглотило пламя, и убеждены, что если бы больше людей приняли немедленные меры, а не оставались на своих местах, делая вид, что всё в порядке, процент выживших был бы намного выше.

Чтобы преодолеть предубеждение нормальности, вам необходимо иметь план действий на случай аварии каждый раз, когда вы садитесь в самолёт. Знайте, где находятся выходы. Когда вы заметили ближайший выход, посчитайте количество рядов между собой и этим рядом. Если наступит ночь или погаснет внутреннее освещение, вам не придётся поддаваться растерянности, потому что вы будете знать, куда идти. Оцените окружающих вас пассажиров, чтобы понять, кто может стать потенциальным препятствием на пути к вашему выходу. Если вы путешествуете с детьми, обсудите с женой, кто из них будет отвечать за ребёнка в случае аварии. Мысленно прорепетируйте, как можно быстро перейти к действиям, как только самолёт остановится.

Ещё одна причина, по которой важно иметь план действий: существует большая вероятность того, что экипаж самолёта не окажет вам особой помощи. Одно исследование показало, что 45% бортпроводников в авиакатастрофах в той или иной степени недееспособны. Вы должны быть готовы действовать без чьих-либо указаний.

Читайте карточку безопасности и слушайте бортпроводников

Мы часто думаем, что авиакатастрофы — это катастрофы, которые невозможно пережить.-7

Ещё одна вещь, которую вы можете сделать, чтобы преодолеть предубеждение нормальности — это прочитать карточку безопасности, а также послушать бортпроводников, когда они рассказывают о безопасности перед полётом. Только потому, что вы накопили достаточно расстояния для часто летающих пассажиров, чтобы обогнуть земной шар 1000 раз, вы определённо не освобождены от ответственности. Вы можете думать, что вы оправданно уверены в себе, но, скорее всего, вы просто самодовольны: примечательно, что именно часто летающие пассажиры наименее информированы о том, что делать, и наиболее подвержены предубеждению нормальности в случае авиакатастрофы.

Перечитывая карту безопасности, вы вспомните, где находятся ближайшие выходы и что делать при аварийной посадке. По мере прочтения инструкции по безопасности сформулируйте свой план действий.

Помните правило «Плюс 3 / минус 8»

В мире авиации «Плюс 3 / минус 8» означает первые три минуты после взлёта и последние восемь минут перед посадкой. По данным специалистов по расследованию авиакатастроф, около 80% всех авиакатастроф происходит в этот период времени. В промежутке между этими периодами вероятность авиакатастрофы резко снижается. Таким образом, если вы хотите повысить свои шансы на выживание, вам необходимо быть особенно бдительным и готовым к действиям в течение первых 3 минут после взлёта и последних 8 минут перед посадкой. Вот несколько рекомендаций о том, что делать и чего не делать во время «Плюс 3 / минус 8»:

  • Не спите в эти периоды.
  • Убедитесь, что ваша обувь надета и плотно сидит. Если вы путешествуете с женой или подругой, убедитесь, что на ней туфли на плоской подошве, а не на высоких каблуках. Шпильки — далеко не самый лучший выбор для бега.
  • Не пейте перед посадкой в самолёт. Лучше быть в полной готовности в случае аварии.
  • Убедитесь, что ваш ремень безопасности надёжно пристёгнут — низко и плотно.
  • Проанализируйте свой план действий.

Не нужно быть параноиком в это время, просто будьте бдительны и спокойны.

Наденьте кислородную маску, как только она опустится

Мы часто думаем, что авиакатастрофы — это катастрофы, которые невозможно пережить.-8

Кабины самолётов находятся под давлением, чтобы вы могли нормально дышать на высоте 10 тысяч метров. Когда давление в салоне падает, воздуха на большой высоте становится так мало, что доставить кислород в кровь становится практически невозможно. Вот тут-то и приходят на помощь кислородные маски. Они закачивают чистый кислород в нос и рот, чтобы вы могли получить необходимый воздух.

В случае, если маска падает сверху, наденьте её сразу же, как только она упадёт. Согласно исследованиям пассажиров, большинство людей думают, что смогут прожить час без маски после того, как самолёт потеряет давление. На самом деле у вас есть всего несколько секунд. Всего несколько секунд кислородного голодания могут привести к нарушению психики. Если вы хотите выбраться из неисправного самолёта живым, вам нужно, чтобы все ваши умственные способности были в порядке, когда самолёт приземлится или разобьётся — адекватное восприятие действительности вам ещё пригодится! Кроме того, следуйте правилам безопасности: сначала закрепите свою маску, прежде чем помогать другим закрепить свои. Вы практически бесполезны для других, если ваш мозг не получает необходимый кислород.

Примите положение скобы

Мы часто думаем, что авиакатастрофы — это катастрофы, которые невозможно пережить.-9

Идея позы, обычно принимаемой людьми во время авиакатастроф, может показаться немного глупой: не может же быть, чтобы вы выжили в авиакатастрофе, попросту свернувшись в клубок? Но исследования показали, что подобное положение действительно повышает шансы на выживание при аварийной посадке. Эти позы помогают уменьшить скорость движения головы, когда она неизбежно врезается в сиденье перед вами. Кроме того, они помогают свести к минимуму опасное махание конечностями.

В дополнение к положению убедитесь, что ваш ремень безопасности надёжно застегнут (низко и плотно) над вашими коленями. Эти устройства рассчитаны на усилие в 1300 кг, что примерно в три раза больше, чем может выдержать ваше тело, не теряя сознания. Им можно доверять.

Забудьте о ручной клади, помните о детях

Мы часто думаем, что авиакатастрофы — это катастрофы, которые невозможно пережить.-10

Хорошо. Самолёт совершил аварийную посадку, а вы все ещё живы. Пора бежать к выходу как можно быстрее. Помните, у вас всего 90 секунд!

Хотите — верьте, хотите — нет, но вам нужно напоминать, чтобы вы забыли (!) ручную кладь! Она будет тормозить вас и мешать другим выбраться, а также может травмировать вас или кого-то ещё, если вы попытаетесь спуститься с ней по очень крутым надувным горкам спасательных служб. Вы сможете получить другой iPad или модные предметы личного гардероба, когда благополучно вернётесь домой. Помните: жизнь дороже всех вещей в мире!

Торопясь покинуть самолёт, также не забудьте о своих детях. Такое действительно случается. В катастрофах мозг людей совершает глупые поступки. Постоянно напоминайте себе: «У меня есть дети. У меня есть дети. У меня есть дети!». В идеале у вас должен быть план с женой и детьми о том, кто с кем пойдёт в случае аварийного выхода.

Также может быть интересно:

Как выжить в автокатастрофе при переворачивании автомобиля
«iDeaWay» - журнал для умных людей26 ноября 2022

Ещё больше интересных материалов на нашем сайте:

Также подписывайтесь на «iDeaWay» в социальных сетях!