Когда я еще только начала вести этот канал, мы вспоминали, какими были старые здания Уфы до и после революции. Сегодня мы вспоминаем обстановку накануне большевистского переворота и во время Первой мировой войны с помощью публикаций агентства "Башинформ" и газеты "Комсомольская правда".
7 ноября со дня Октябрьского переворота, ключевого события в новейшей истории, исполнилось 100 лет. Чем жили Уфа и Уфимская губерния накануне революции, как провинциальный город встретил это событие и что последовало сразу за ним – в нашем материале.
За годы войны положение россиян ухудшилось катастрофически. Особенно тяжело приходилось в сельской местности – женщины, оставшиеся без мужской рабочей силы, выдерживали недолго. По словам Геннадия Мордвинцева, если в мае 1914 года 100 яиц на рынке в Бирске стоили 16 копеек, в мае 1917 – уже 1 рубль 60 копеек. Если зарплаты выросли в среднем в три раза, продукты подорожали в десять раз, одежда и обувь – в 10-15 раз.
«Экономической литературой установлено, что важнейшими причинами повышения цен на все без исключения предметы продовольствия являются: падение курса нашего рубля, расстройство железнодорожного транспорта, военный железнодорожный налог, повышение цен на рабочие руки, спрос со стороны армии и нездоровая спекуляция.
<…> в нашей Уфимской губернии, как губернии, вывозящей сырье, недостаток в мучных продуктах обнаруживается только в горнозаводском районе и городах и то, главным образом, в отношении крупчатки. За последнее время выдвигаются мясной и дровяной кризисы. Первый наиболее ярко выясняется в городах и горнозаводском районе, второй пока только в Уфе. Но более всего, однако, испытывает губерния недостаток в сахаре и соли.
По сведениям управы, имеющегося количества соли в стране вполне достаточно: нужно лишь перевезти ее. Что же касается сахара, то такового не хватит на весь год до новой кампании; поэтому неминуемо выступает вопрос о нормировке его потребления».
Февральскую революцию в Уфе встретили доброжелательно. Свержение самодержавия приветствовали на многотысячных митингах и демонстрациях. А либеральные газеты даже писали, что люди в одночасье из монархистов превратились в республиканцев.
Геннадий Мордвинцев, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ Академии ВЭГУ, член-корреспондент Российской академии военных наук.
«В Уфе были хорошо осведомлены о том, что происходит в Петрограде. Связи в столице были, в конце концов, в Государственной Думе было шесть депутатов от губернии. Телефон и телеграф тоже работали – причем у каждой партии были свои шифры. Вот представьте, депутат Госдумы пишет в Уфу своему другу-интеллигенту: «Тетушка заболела». Все понятно: «придворная камарилья» уступает давлению, значит, здесь тоже нужно нажимать. К революционным событиям здесь были готовы».
Если накануне Первой мировой войны численность населения Уфы составляла 110 тысяч человек, осенью 1917 года она увеличилась до 180 тысяч: город наводнили эвакуированные, беженцы, военнопленные и военные – в Уфе располагался 40-тысячный гарнизон. В городе, относящемся к Казанскому военному округу, дислоцировались 103-й, 144-й и 127-й запасные пехотные полки. Больше всего беспокойств доставлял последний: по словам историков, солдаты 127-го полка славились своей безнаказанностью и представляли собой скорее сброд, чем организованную армию.
Как пишет уфимский историк Андрей Егоров, мест в казармах на всех не хватало. Поэтому воинские части размещались в гостиницах и в верхних этажах магазинов. Купцам это доставляло массу неприятностей. Солдаты плевались и выкидывали мусор прямо из окон, да и в остальном вели себя не очень прилично. На трех мирных жителей в городе приходился один человек с оружием.
В дни октябрьского переворота по улице Большой Казанской регулярно проводились шествия и митинги. Красные флаги, громкие лозунги. До стройно организованных местной властью первомайских шествий пока далеко - все акции организованы на скорую руку, а участники приходили на митинги действительно добровольно, поскольку реально верили в будущее новых политических сил.
Одним из самых серьезных потрясений для Уфы в 1917 году стал бунт, который случился… из-за галош. Столкновения праздно шатающихся солдат и торговцев происходили в городе и раньше, однако событие 12 сентября, как написали бы в новостях сегодня, «потрясло всю губернию».
По свидетельствам очевидцев, погром начался утром. В тот день в магазине Абдулкадира Сагадеева на Верхне-торговой площади по продовольственным карточкам продавали дефицитные галоши - по одной паре в руки. Около 10 утра покупателям объявили о том, что обувь закончилась. Недовольная толпа потребовала обыскать магазин. Группа рабочего контроля обнаружила под прилавком две припрятанные коробки галош. Их мгновенно распродали, однако очередь все равно не расходилась. Напряжение в толпе нарастало - и в какой-то момент в окно магазина полетел первый камень.
По воспоминаниям одного из трех комиссаров рабочей милиции Тимофея Кривова, участвовавшего в ликвидации беспорядков, разобравшись с лавкой Сагадеева, бунтари принялись грабить соседние магазины. «Толпа погромщиков обрастала обывателями, беженцами, разложившимися солдатами из тыловых частей…».
Разогнать бунтовщиков удалось лишь к вечеру. Уфимский Совет обратился к командующему Казанским военным округом с просьбой разрешить ввести в Уфе военное положение.
Конечно, революционная борьба касалась далеко не всех. Город жил своей жизнью: люди обсуждали кино, ходили на танцы, устраивали вечеринки. В 1917 году в городе работало несколько кинотеатров: «Фурор» на Бекетовской (ныне ул. М. Карима), «Вулкан» на Большой Казанской (ныне – ул. Октябрьской революции), «Луч» на Большой Успенской (ныне – ул. Коммунистическая), «Мир» в Ушаковском парке (теперь – парк им. Матросова), «Эффект» на Центральной (ул. Ленина). Новинок уже не показывали – в военное время киноиндустрия в стране пришла в упадок. Поэтому в залах кинотеатров нередко давали другие увеселительные представления – выступления лилипутов, юмористов, куплетистов и других артистов.
Чем жила Уфа того времени, хорошо рассказывают газетные объявления. Война войной, но и зима не за горами – время покупать шубы, валенки и пуховые платки. А еще – продавать велосипеды, искать утерянные вещи, лечить зубы (и не только зубы), готовить детей к экзаменам…
В 1917 году все храмы и мечети Уфы работали в обычном режиме. Прихожане молились за жизнь и здоровье членов своей семьи, ушедших на фронт. Причем политические взгляды тогда значения не имели. Свечки ставили как за белых, так и за красных.
Главным храмом центральной Уфы был Смоленский собор на месте бывшего уфимского кремля. Взорвали его уже после Великой Отечественной войны. Теперь здесь возвышается Монумент дружбы.