Найти тему

Оценка профессиональных рисков: как проводить и какие отчеты должны быть. Методы оценки профессиональных рисков

Оглавление

В этой статье разберем:
- как разработать карту профессиональных рисков
- какие отчеты профессиональных рисков должны быть по итогам
- методы оценки профессиональных рисков
+ список всех необходимых документов

Оценка профессиональных рисков - обязанность работодателя, которая позволяет определить, какие негативные события могут произойти в процессе работы, что к ним приводит и как можно этого избежать. Статьи 212 и 214 ТК РФ регулируют этот вопрос.

Простым языком, оценка профессиональных рисков сейчас обязательная для всех. Именно поэтому вам пригодится информация о том, что из себя представляет оценка, как проводится и какие документы нужны. Порядок в организации системы не только убережет вас от штрафов, но и поможет сократить производственный травматизм, который по информации Роструда с 2000 года снизился уже в 6,5 раз.

Кто и когда проводит оценку профессиональных рисков

1) Работодатель может провести оценку профессиональных рисков самостоятельно или поручив эту задачу ответственному по охране труда. Они:

  • формируют реестр опасностей;
  • разрабатывают план по снижению профессиональных рисков

2) Можно заключить договор со сторонними специалистами. Оценку профрисков на платной основе можно заказать в организации, специализирующейся на охране труда.

Оценка профессиональных рисков может быть плановой и внеплановой.

Плановая оценка проводится по графику работодателя, внеплановая - при любых изменениях условий труда или несчастном случае. Изменения могут быть:

  • внутренними - применение нового оборудования, появление новых структур на предприятии и т.д.;
  • внешними - например, принятие новых законов, развитие технологий.
Оценку проводят обязательно, если на предприятии не делали этого ранее.

Что проверит инспекция

В процессе оценки вы выявляете опасности, определяете риск наступления последствий и работаете над их устранением. Проверяя эту систему, инспектор обратит внимание на следующее:

  • на предприятии принята система определения опасностей;
  • определены механизмы оценки риска;
  • подготовлен план мероприятий для снижения риска;
  • оценены возможности его реализации;
  • приняты конкретные меры для снижения риска.
  • при проверках и расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ будет проверять эффективность системы оценки, отчеты профессиональных рисков и наличие каждого из этапов.

Ответственность работодателя за отсутствие оценки профрисков

Если в организации не проводится оценка рисков, наступает ответственность согласно статье 5.27.1 КоАП РФ. Штрафы составят:

  • для сотрудника - от 2000 до 5000 рублей;
  • для организации - от 50 000 до 80 000 рублей.

Как провести оценку профессиональных рисков: этапы

1) Подготовительный этап.

Руководитель подписывает приказ о создании комиссии. В нее входят сотрудники организации с профильной подготовкой:

  • начальники подразделений,
  • управленческий персонал,
  • главный инженер,
  • специалист по охране труда,
  • представитель профсоюза.
В комиссии обязательно должно быть нечетное количество специалистов, минимум 3 человека.

📖В нашем блоге есть подробная статья о создании собственной комиссии на предприятии

На этом этапе определяется график работ, подготавливаются документы, опросные листы. Нужно собрать сведения об используемом оборудовании и материалах, несчастных случаях, жалобах и предложениях коллектива. Сотрудникам сообщают о начале работы.

Опрос персонала можно провести с помощью анкет или чек-листов, в которых необходимо указать должность и краткое описание работ, используемых материалов и инструментов, а также ряд факторов, напротив которых проставят отметки “да” или “нет”:

  • работа на открытом воздухе;
  • повышенная или пониженная температура;
  • опасность пожара;
  • наличие плана эвакуации;
  • риск падения с высоты и т.д.
Анкета составляется с учетом специфики работы.

📝Скачать бесплатно образец приказа и положения о создании комиссии

2) Выявление опасностей

На этом этапе составляют перечень рабочих мест, определяют источники возможной опасности, указывают работы, при которых существует конкретная опасность, например, работа в замкнутых пространствах и на высоте, монтаж и демонтаж зданий и линий электропередачи, ремонт и наладка гидравлического оборудования и т.д.. Затем оценивают правильность действий на этом этапе и утверждают реестр идентифицированных опасностей.

В реестр стоит включать опасности исходя из приоритета их исключения или снижения уровня риска.
-2

3) Оценка уровня риска. Как оценивать профессиональные риски

Порядок оценки профрисков определяется приказом Минтруда № . Он подразумевает определенный порядок действий:

  • выявление опасностей;
  • их оценка и определение вероятности наступления;
  • снижение уровня риска.

Методы оценки профессионального риска

Рекомендации по выбору метода оценки профессионального риска можно найти в приказе Минтруда РФ № 926 от 28.12.2021 г. Вы выбираете метод самостоятельно:

  • матричный метод: наиболее распространенный, особенно для небольших предприятий. Вы подготавливаете матрицу, по одной оси которой вероятность возникновения опасности (высокая, средняя, низкая), а по другой - уровень последствий (малый, средний или тяжелый вред). На пересечении вы получите уровень риска.
  • матричный на основе балльной оценки: матрица строится по тому же принципу, что и в методе выше, но каждое значение имеет свой весовой коэффициент (балл), а уровень риска рассчитывается как произведение коэффициентов вероятности и тяжести.

📝Скачать бесплатно образец бальной оценки

  • контрольные листы: для использования этого метода нужно определить процессы, которые вы планируете контролировать, составить перечень вопросов, уточняющих выполняются ли требования к рабочим процессам и направить листы сотрудникам, которые эти процессы выполняют. Пример контрольного листа можно найти здесь.
  • метод анализа сценариев: этим методом вы можете определить риски на основе возможных сценариев - “лучший случай”, “худший случай” и “ожидаемый случай”. После моделирования ситуаций для каждого случая риск оценивается отдельно.

Мы описали наиболее простые и распространенные методы как провести оценку профессиональных рисков. Всего их 14, но вы можете разработать и свой собственный.

Выбранным методом определяют уровень риска и его допустимость. Составляют карту уровня профессионального риска.

Карта уровня рисков нужна, чтобы:

  • ответственные могли систематизировать полученную при оценке информацию;
  • работник знал о собственных рисках;
  • инспектор мог убедиться, что система оценки рисков работает.

Как разработать карту профрисков?

В законе нет единой формы этого документа, поэтому вы можете подстроить её под потребности вашего предприятия. При этом есть обязательные пункты, которые содержатся в карте:

  • наименование рабочего места;
  • перечень опасностей;
  • уровень риска,
  • меры по снижению риска.

Разрабатывая карту профрисков, на каждой проставляется дата ознакомления, ФИО работника и подпись. Так при проверке вы сможете подтвердить, что сотрудники получили эту информацию.

📰Скачать бесплатно образец положения по оценке профрисков и карты оценки профрисков

Какими могут быть уровни профессионального риска

Для определения уровня необходимо построить матрицу, по одной оси которой вероятность наступления негативного события, а по другой - тяжесть вреда от его наступления. Для удобства присвой им количественные значения:

  • 1 - незначительный;
  • 2 - низкий;
  • 3 - средний;
  • 4- высокий;
  • 5 - экстремальный.

На пересечении будет искомый уровень риска.

Управление профессиональным риском и варианты снижения

На этом этапе необходимо решить, как снижать профессиональные риски и провести необходимые для этого мероприятия.

Способ управления риском зависит от его значимости и мер, которые вы можете принять в конкретной ситуации.

  • Исключение или замена опасной работы, оборудования или сырья.
  • Административные методы.
  • Инженерные методы.
  • Применение средств индивидуальной защиты.
-3

Отчет по итогам проведения оценки профрисков

После проведения оценки профессиональных рисков вы должны подготовить документы, которые помогут проинформировать сотрудников и дополнят Положение о системе управления охраной труда.

1) Карты уровня профессионального риска, которые содержат информацию о возможном вреде, вероятности наступления риска, опасных факторах среды на предприятии.

2)Положение по оценке и управлению профессиональными рисками, в котором план управления рисками, защитные меры, приоритетность рисков и ответственных.

3) План мероприятий по улучшению условий труда.

📰Скачать бесплатно полный список документов

📄Скачать бесплатно образец Положения об управлении рисками

Результаты оценки профрисков могут частично совпадать с результатами СОУТ, но первое понятие шире: оценка рисков затрагивает больше условий труда, включает действия в случаях аварийных ситуации, затрагивает организацию в целом с учетом перемещения сотрудников, а не только рабочее место.

Частые ошибки при оценке профессиональных рисков

1) Ошибка: Несистемная оценка рисков.

Причина: Если вы проводите эту процедуру частями, сложно получить конкретный результат. Отчеты будут разными, могут различаться методы оценки, в результате чего процесс может затянуться.

2) Ошибка: Отсутствие проверок в офисах.

Причина: Оценка уровня профессиональных рисков стала обязательной процедурой для всех, даже если вы работаете исключительно с бумагами, а не на опасном производстве. При проверке системы охраны труда в любом случае потребуют отчёты профессиональных рисков.

3) Ошибка: Несвоевременная оценка.

Причина: Оценка рисков на рабочем месте уже после того, как сотрудник принят на работу. Оценку стоит провести до того, как новый специалист приступит к работе.

Чтобы ваши сотрудники не допускали ошибок, необходимо своевременно проходить обучение и повышение квалификации.

Единый Всероссийский Институт обучает специалистов по охране труда. Вы можете выбрать подходящую программу. Обучение проводится онлайн в кратчайшие сроки. Сотрудник получит документ, подтверждающий обучение.

-4

Итог

Оценка уровня профессионального риска - обязанность работодателя. Она регламентируется статьями ТК и приказами Минтруда.

Оценка может быть плановой и внеплановой. За невыполнение обязанности организация может получить штраф до 80 000 рублей.

За оценку профриска отвечает сотрудник службы охраны труда.

Для оценки профессиональных рисков необходимо следовать плану:

  • создать комиссию, подготовить опросные листы и другие документы;
  • выявить опасности: изучить рабочие места, отдельные виды работ, на которых могут возникнуть аварийные ситуации;
  • оценить уровень риска. Для этого необходимо выбрать метод оценки.
  • выбрать вариант управления риском: исключить определенные этапы работ, изменить процессы или оборудование и т.д..

По итогам оценки подготавливают карты и Положение по оценке профрисков. Они включают в себя сведения об условиях работы, возможных рисках и пути их снижения.