В этой статье разберем:
- как разработать карту профессиональных рисков
- какие отчеты профессиональных рисков должны быть по итогам
- методы оценки профессиональных рисков
+ список всех необходимых документов
Оценка профессиональных рисков - обязанность работодателя, которая позволяет определить, какие негативные события могут произойти в процессе работы, что к ним приводит и как можно этого избежать. Статьи 212 и 214 ТК РФ регулируют этот вопрос.
Простым языком, оценка профессиональных рисков сейчас обязательная для всех. Именно поэтому вам пригодится информация о том, что из себя представляет оценка, как проводится и какие документы нужны. Порядок в организации системы не только убережет вас от штрафов, но и поможет сократить производственный травматизм, который по информации Роструда с 2000 года снизился уже в 6,5 раз.
Кто и когда проводит оценку профессиональных рисков
1) Работодатель может провести оценку профессиональных рисков самостоятельно или поручив эту задачу ответственному по охране труда. Они:
- формируют реестр опасностей;
- разрабатывают план по снижению профессиональных рисков
2) Можно заключить договор со сторонними специалистами. Оценку профрисков на платной основе можно заказать в организации, специализирующейся на охране труда.
Оценка профессиональных рисков может быть плановой и внеплановой.
Плановая оценка проводится по графику работодателя, внеплановая - при любых изменениях условий труда или несчастном случае. Изменения могут быть:
- внутренними - применение нового оборудования, появление новых структур на предприятии и т.д.;
- внешними - например, принятие новых законов, развитие технологий.
Оценку проводят обязательно, если на предприятии не делали этого ранее.
Что проверит инспекция
В процессе оценки вы выявляете опасности, определяете риск наступления последствий и работаете над их устранением. Проверяя эту систему, инспектор обратит внимание на следующее:
- на предприятии принята система определения опасностей;
- определены механизмы оценки риска;
- подготовлен план мероприятий для снижения риска;
- оценены возможности его реализации;
- приняты конкретные меры для снижения риска.
- при проверках и расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ будет проверять эффективность системы оценки, отчеты профессиональных рисков и наличие каждого из этапов.
Ответственность работодателя за отсутствие оценки профрисков
Если в организации не проводится оценка рисков, наступает ответственность согласно статье 5.27.1 КоАП РФ. Штрафы составят:
- для сотрудника - от 2000 до 5000 рублей;
- для организации - от 50 000 до 80 000 рублей.
Как провести оценку профессиональных рисков: этапы
1) Подготовительный этап.
Руководитель подписывает приказ о создании комиссии. В нее входят сотрудники организации с профильной подготовкой:
- начальники подразделений,
- управленческий персонал,
- главный инженер,
- специалист по охране труда,
- представитель профсоюза.
В комиссии обязательно должно быть нечетное количество специалистов, минимум 3 человека.
📖В нашем блоге есть подробная статья о создании собственной комиссии на предприятии
На этом этапе определяется график работ, подготавливаются документы, опросные листы. Нужно собрать сведения об используемом оборудовании и материалах, несчастных случаях, жалобах и предложениях коллектива. Сотрудникам сообщают о начале работы.
Опрос персонала можно провести с помощью анкет или чек-листов, в которых необходимо указать должность и краткое описание работ, используемых материалов и инструментов, а также ряд факторов, напротив которых проставят отметки “да” или “нет”:
- работа на открытом воздухе;
- повышенная или пониженная температура;
- опасность пожара;
- наличие плана эвакуации;
- риск падения с высоты и т.д.
Анкета составляется с учетом специфики работы.
📝Скачать бесплатно образец приказа и положения о создании комиссии
2) Выявление опасностей
На этом этапе составляют перечень рабочих мест, определяют источники возможной опасности, указывают работы, при которых существует конкретная опасность, например, работа в замкнутых пространствах и на высоте, монтаж и демонтаж зданий и линий электропередачи, ремонт и наладка гидравлического оборудования и т.д.. Затем оценивают правильность действий на этом этапе и утверждают реестр идентифицированных опасностей.
В реестр стоит включать опасности исходя из приоритета их исключения или снижения уровня риска.
3) Оценка уровня риска. Как оценивать профессиональные риски
Порядок оценки профрисков определяется приказом Минтруда № . Он подразумевает определенный порядок действий:
- выявление опасностей;
- их оценка и определение вероятности наступления;
- снижение уровня риска.
Методы оценки профессионального риска
Рекомендации по выбору метода оценки профессионального риска можно найти в приказе Минтруда РФ № 926 от 28.12.2021 г. Вы выбираете метод самостоятельно:
- матричный метод: наиболее распространенный, особенно для небольших предприятий. Вы подготавливаете матрицу, по одной оси которой вероятность возникновения опасности (высокая, средняя, низкая), а по другой - уровень последствий (малый, средний или тяжелый вред). На пересечении вы получите уровень риска.
- матричный на основе балльной оценки: матрица строится по тому же принципу, что и в методе выше, но каждое значение имеет свой весовой коэффициент (балл), а уровень риска рассчитывается как произведение коэффициентов вероятности и тяжести.
📝Скачать бесплатно образец бальной оценки
- контрольные листы: для использования этого метода нужно определить процессы, которые вы планируете контролировать, составить перечень вопросов, уточняющих выполняются ли требования к рабочим процессам и направить листы сотрудникам, которые эти процессы выполняют. Пример контрольного листа можно найти здесь.
- метод анализа сценариев: этим методом вы можете определить риски на основе возможных сценариев - “лучший случай”, “худший случай” и “ожидаемый случай”. После моделирования ситуаций для каждого случая риск оценивается отдельно.
Мы описали наиболее простые и распространенные методы как провести оценку профессиональных рисков. Всего их 14, но вы можете разработать и свой собственный.
Выбранным методом определяют уровень риска и его допустимость. Составляют карту уровня профессионального риска.
Карта уровня рисков нужна, чтобы:
- ответственные могли систематизировать полученную при оценке информацию;
- работник знал о собственных рисках;
- инспектор мог убедиться, что система оценки рисков работает.
Как разработать карту профрисков?
В законе нет единой формы этого документа, поэтому вы можете подстроить её под потребности вашего предприятия. При этом есть обязательные пункты, которые содержатся в карте:
- наименование рабочего места;
- перечень опасностей;
- уровень риска,
- меры по снижению риска.
Разрабатывая карту профрисков, на каждой проставляется дата ознакомления, ФИО работника и подпись. Так при проверке вы сможете подтвердить, что сотрудники получили эту информацию.
📰Скачать бесплатно образец положения по оценке профрисков и карты оценки профрисков
Какими могут быть уровни профессионального риска
Для определения уровня необходимо построить матрицу, по одной оси которой вероятность наступления негативного события, а по другой - тяжесть вреда от его наступления. Для удобства присвой им количественные значения:
- 1 - незначительный;
- 2 - низкий;
- 3 - средний;
- 4- высокий;
- 5 - экстремальный.
На пересечении будет искомый уровень риска.
Управление профессиональным риском и варианты снижения
На этом этапе необходимо решить, как снижать профессиональные риски и провести необходимые для этого мероприятия.
Способ управления риском зависит от его значимости и мер, которые вы можете принять в конкретной ситуации.
- Исключение или замена опасной работы, оборудования или сырья.
- Административные методы.
- Инженерные методы.
- Применение средств индивидуальной защиты.
Отчет по итогам проведения оценки профрисков
После проведения оценки профессиональных рисков вы должны подготовить документы, которые помогут проинформировать сотрудников и дополнят Положение о системе управления охраной труда.
1) Карты уровня профессионального риска, которые содержат информацию о возможном вреде, вероятности наступления риска, опасных факторах среды на предприятии.
2)Положение по оценке и управлению профессиональными рисками, в котором план управления рисками, защитные меры, приоритетность рисков и ответственных.
3) План мероприятий по улучшению условий труда.
📰Скачать бесплатно полный список документов
📄Скачать бесплатно образец Положения об управлении рисками
Результаты оценки профрисков могут частично совпадать с результатами СОУТ, но первое понятие шире: оценка рисков затрагивает больше условий труда, включает действия в случаях аварийных ситуации, затрагивает организацию в целом с учетом перемещения сотрудников, а не только рабочее место.
Частые ошибки при оценке профессиональных рисков
1) Ошибка: Несистемная оценка рисков.
Причина: Если вы проводите эту процедуру частями, сложно получить конкретный результат. Отчеты будут разными, могут различаться методы оценки, в результате чего процесс может затянуться.
2) Ошибка: Отсутствие проверок в офисах.
Причина: Оценка уровня профессиональных рисков стала обязательной процедурой для всех, даже если вы работаете исключительно с бумагами, а не на опасном производстве. При проверке системы охраны труда в любом случае потребуют отчёты профессиональных рисков.
3) Ошибка: Несвоевременная оценка.
Причина: Оценка рисков на рабочем месте уже после того, как сотрудник принят на работу. Оценку стоит провести до того, как новый специалист приступит к работе.
Чтобы ваши сотрудники не допускали ошибок, необходимо своевременно проходить обучение и повышение квалификации.
Единый Всероссийский Институт обучает специалистов по охране труда. Вы можете выбрать подходящую программу. Обучение проводится онлайн в кратчайшие сроки. Сотрудник получит документ, подтверждающий обучение.
Итог
Оценка уровня профессионального риска - обязанность работодателя. Она регламентируется статьями ТК и приказами Минтруда.
Оценка может быть плановой и внеплановой. За невыполнение обязанности организация может получить штраф до 80 000 рублей.
За оценку профриска отвечает сотрудник службы охраны труда.
Для оценки профессиональных рисков необходимо следовать плану:
- создать комиссию, подготовить опросные листы и другие документы;
- выявить опасности: изучить рабочие места, отдельные виды работ, на которых могут возникнуть аварийные ситуации;
- оценить уровень риска. Для этого необходимо выбрать метод оценки.
- выбрать вариант управления риском: исключить определенные этапы работ, изменить процессы или оборудование и т.д..
По итогам оценки подготавливают карты и Положение по оценке профрисков. Они включают в себя сведения об условиях работы, возможных рисках и пути их снижения.