2,4K подписчиков

Артхурон и Митын Дада – Деды Морозы Осетии

409 прочитали
Митын Дада
Митын Дада

До недавнего времени новогодним волшебником Осетии считался Артхурон – божество огня в осетинской мифологии, насылающее болезни. В переводе на русский Артхурон (арт – огонь; хур – солнце) означает «солнечный огонь» или Огонь Солнцевич (Огонь, сын Солнца). Причин, по которым Деда Огня «назначили» Дедом Морозом, на самом деле было две.

Митын Дада
Митын Дада

Первая заключалась в том, что через Артхурона можно было с просьбами обращаться к верховному божеству Хуыцау. Причём считалось, что за ниспослание людям благополучия и богатства Артхурон просил верховного лично, т.е. исполнял людские желания. Вторая причина также указывала на непосредственную связь божества огня с новогодним праздником, потому что Артхуроном называется ритуальное традиционное блюда осетин – новогодний пирог, который считался обязательным на праздничном столе. Своё название пирог получил в честь божества, охраняющего огонь.

Митын Дада
Митын Дада

Ног Бон или Новый год принято было встречать в середине зимы. Этот праздник одновременно и завершал, и начинал год, а новогодняя ночь считалась началом нового календарного цикла. В неукороченном виде название праздника произносится как Нæуæгбон (Анзисæр), что означает Новый день (Начало года).

С некоторых пор в Северной Осетии Деда Мороза Артхурона сменил более добродушный Митын Дада. Именно этот сказочный герой является одним из главных персонажей на празднике Ног Бон.

Традиции празднования Нового года в Северной Осетии уходят в глубину веков, однако Митын Дада (Снежный дедушка) – персонаж из национальных легенд, – появился только в первой половине XX века. Суровый, но по-своему добрый и справедливый волшебник живёт высоко в горах. Своей резиденции для встречи гостей не имеет. Он практически ведёд жизнь отшельника и только раз в году спускается к людям на торжество, чтобы подарить подарки или исполнить желания, а заодно узнать самое главное: помнят ли дети историю своих предков, слушаются ли родителей, какие у них успехи в учёбе, насколько хорошо они себя ведут.

Несколько лет назад Митын Дада принял на себя обязанности главного новогоднего волшебника в Северной Осетии. Митын Дада обладает всеми функциями символа Нового года – Деда Мороза, да к тому же демонстрирует национальный колорит.

Одевается осетинский дедушка как настоящий горец: белая папаха (уæлдзарм худ) – вместо шапки, белая бурка (уселседарсен нымсет) –вместо шубы, вместо валенок – æрчъиаг дзабыртæ (зимние сапоги), вместо посоха – деревянная трость. Борода и тулуп у Митын Дада тоже белые. На тулупе голубые вставки и газыри (вместилище для пороховых зарядов). Папаха, борода и бурка из овечьей шерсти – основные атрибуты одежды мага-дарителя, а другие элементы могут отличаться. Так, например, тулуп заменяется на черкеску.

Входя в помещение чародей разбрасывает зерна пшеницы, символизирующие достаток и добро. Любит веселить детишек и устраивать соревнования джигитов – ирата ерш каныш.

До недавнего времени новогодним волшебником Осетии считался Артхурон  – божество огня в осетинской мифологии, насылающее болезни.-5

5 января 2023 года хранитель осетинских зимних традиций Митын Дада приезжал на фестиваль «Путешествие в Рождество» в Москву, вместе с Дедами Морозами из других регионов России. Волшебники проводили всевозможные мероприятия, посвящённые новогодним обычаям разных народов Российской Федерации, в «Зарядье», школе «Московских сезонов», на ВДНХ и даже в метро.

До недавнего времени новогодним волшебником Осетии считался Артхурон  – божество огня в осетинской мифологии, насылающее болезни.-6

Зрителям федеральных российских телеканалов Митын Дада пожелал, чтобы Новый год принёс здоровья, удачи, любви, успехов и кавказского долголетия! «С Новым годом вас, с новым счастьем! Ног азы хорзах уа уад! Ног аз уын ног харзтта архассадт!» – подытожил осетинский Дед Мороз.