Найти тему
КНИГИ КНИГ

Глава 1. Муки учителей или девиантное поведение

Есть северный и южный полюс, есть право и лево, можно двигаться вперёд, а можно назад. В конце концов мы говорим хороший или плохой… Так… Ничего не понимаю… Кто хороший, а кто плохой, бегемот что-ли? – задал я свой вопрос учителю. Учитель строго посмотрел на меня и сказал: Хватит задавать глупые вопросы, Хватаймуха! Я осёкся, но не удержался и проворчал: уже и вопрос хорошему человеку задать нельзя.

- Мамонт, ты мешаешь вести мне урок, что ты всё там бормочешь? – оборвала меня учительница.

- Я не мамонт, а мамант… - попробовал возразить я, но безрезультатно.

- Ты споришь с учителем? У тебя самое девиантное поведение в классе! – занервничала учительница. Сиди тихо и не мешай вести урок! Я сидел, сидел, сидел… Наверное, уже минут 20 прошло, а перемены всё не было, и не было, и не было…

Моё терпение всё-таки иссякло, я поднял руку и спросил: Татьяна Николаевна, скажите пожалуйста, что такое девиантное поведение? Татьяна Николаевна вздохнула, ловко потянулась и сказала: Слушайте меня, дети, да так, чтоб не единого шума не было! «Дети» радостно убрали ручки в пеналы и приготовились слушать. И вот Татьяна Николаевна начала свой рассказ:

- В нашем огромном мире всем руководят социальные нормы. Социальные нормы были и в Древнем Египте, Греции, Месопотамии и в ряде других древних странах. Кстати, где находится Междуречье? – спросила учительница.

-Между двумя великими реками: Тигром и Евфратом! – загалдели дети в ответ.

- Правильно! А теперь мне нужна тишина! – повысив голос попросила Татьяна Николаевна.

Именно там, в Междуречье, как вы, наверное, помните нашли первый письменный сборник законов, первый юридический памятник. Да, да, это были законы Хаммурапи! И люди в Месопотамии жили по этим законам и достаточно чётко понимали, что такое «хорошо» и, что такое «плохо». То есть в социуме Месопотамии были общие для всех людей правила и образцы поведения в обществе, а также ожидания с ними связанные – социальные нормы. Вот мы с вами и узнали, что такое социальные нормы и откуда у них ноги растут.

- Нет уши, да нет же руки, большие, большие руки, ногами обхватить ничего невозможно, а руки, словно щупальца весь мир обнять могут и в каждую страну «социарные» нормы засунуть – заспорил весь мой шестой «Б» класс. Шум такой поднялся, будто здесь не дети, а слоны учились!

Прозвенел звонок и началась перемена…

вторая часть

Шёл второй урок обществознания, и Татьяна Николаевна продолжала тему предыдущего урока.

- Дети, напомните пожалуйста, на чём мы остановились в прошлый раз?

- Социарные нормы, ещё про Грецию что-то, и про законы «Харупами» - вспоминали мои одноклассники.

- Спасибо! – поблагодарила учительница и продолжила своё интересное повествование:

- Социальные нормы помогают людям взаимодействовать между собой, обозначают границы допустимого и помогают воздействовать на членов общества с отклоняющимся поведением.

- Татьяна Николаевна, объясните пожалуйста, что такое отклоняющиеся поведение? – задал я свой вопрос.

- Отклоняющиеся поведение- это поведение, выходящее за привычные рамки социальных норм. Отклоняющиеся поведение бывает разное: положительное и отрицательное. Отрицательное по-другому ещё называют девиантным поведением.

Положительное – это поведение, которое выходит за рамки социальных норм и несёт пользу для общества. Девиантное поведение – это поведение, которое выходит за рамки социальных норм, но приносит социуму вред. То есть Девиантное поведение является антонимом к положительному.

- А скажите, пожалуйста, примеры девиантного и положительного поведения. – попросил мой товарищ и друг Миша Петров.

- Хорошо, вот так может проявляться девиантное поведение в жизни: пьянство, наркомания, преступность, взятничество, курение, воровство, вандализм, грабёж и многое другое. – пояснила учительница.

А вот примеры положительного поведения: волонтёрство, высадка редких деревьев, фармакологи придумывают новые лекарства, чтобы помогать выздоравливать тяжелобольным, врачи и пожарные зачастую спасают людей ценою своей жизни.

Снова прозвенел звонок, но мы остались сидеть на своих местах. Я и мои одноклассники буквально переваривали услышанное, но учительница не хотела продолжать объяснения, она хотела получить «десять святых минут тишины и одиночества» и поэтому сказала нам, что перемена уже началась. Мы услышали слово ПЕРЕМЕНА и моментально вылетели из класса, также быстро как пар из ноздрей разъяренного дракона.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...