Найти в Дзене
СовКино

Самая плохая мать советского кинематографа

Планируя писать на эту непростую и -- для многих -- болезненную тему, я стала перебирать в уме женщин-героинь нашего кинематографа, не являющихся, мягко говоря, хорошими матерями.

Их оказалось пугающе много. Было трудно вычленить какую-то одну. Перед моим внутренним взором чередой прошли -- пресловутая "не мать, а ехидна" Анна Шкапидар ("Евдокия", 1961); Алевтина, жена лётчика Ненарокова ("Экипаж", 1980); Алла ("Время для размышлений", 1982. Недавно писала про этот фильм и эту роль Алентовой, ссылку оставлю внизу); равнодушная Элла, мать Зоси ("Школьный вальс", 1977); холодная и жестокая Маша ("Прости", 1986)... И это далеко не весь список, а только те, кто пришёл в голову в первые пять минут.

Никто из них, конечно, не смог бы сравниться с совершенно чудовищным по уровню жестокости и нелюбви к собственной дочери персонажем фильма "Волчок" (2009) Василия Сигарева. Там невероятно прекрасная Яна Троянова показала такого монстра женского пола, что кровь стынет в жилах... Это абсолютно душераздирающее кино, и я не могу никому его советовать, так как зрелище тяжелейшее.

Да и потом, мы же здесь всё-таки о нашем, о советском больше, так?

И вот, значит, перебрав их всех, я решила остановиться на Ольге, главной героине картины "Зимняя вишня" (1985).

Существует категория женщин, для которых единственная ценность мироздания -- это мужчина. И даже, зачастую, не какой-то определённый мужчина, а в целом. Собирательный образ. На фоне его значимости меркнут все -- родители, друзья, дети... Всё приносится в жертву носителю мужских половых признаков.

Такова Оля (Елена Сафонова). Просто напомню несколько эпизодов из фильма.

1. Подруга-соседка Лариса (Нина Русланова) жалуется, что её сынишка, с которым сын Ольги, Антошка, вместе ходит в садик, "совсем расклеился, чихает, кашляет, видно, в саду у них сквозняки"... Оля продолжает прихорашиваться (девушки собираются в гости, где их ждут перспективные мужики), не реагирует примерно никак.

2. В автобусе, везущем всех по утренним делам, дует на симпатичную белобрысую головушку ребёнка той же Ларисы. Подруга, довольно резко: "На своего дуй!" Оля даже не оборачивается на собственного сынишку, который болтается где-то сзади...

3. Чудовищный диалог во время обеденного перерыва с Вадимом, смыслом Олиной жизни:

-- Что ты делаешь в выходные?

-- Сижу с Антошкой, а что?

-- А нельзя его куда-нибудь деть?

-2

И ведь -- дЕла! Отвела бывшей свекрови, которая, кстати, тоже красотка -- приветствовала внука, этого бедного, никем не любимого малыша, словами: "неблагодарная вы дрянь, Антон Филиппович, весь в папу", чем сразу же обозначила отношение и к собственному сыну, в том числе...

-3

4. В какой-то момент Оля решает попробовать съехаться с совершенно чужим ей Вениамином, абсолютно левым и непригодным для семейной жизни чуваком. Сын, как обычно, -- помеха.

-4

Стартует дикая сцена: теплый и нежный со сна мальчонка, покорно надевающий непослушные, застиранные колготки ставится перед фактом, что его отправляют в сад на пятидневку...

Невозможно смотреть этот эпизод без слёз.

-5

Ольга стоит над ним словно Половецкая каменная баба -- без эмоций, без жалости, -- повторяющая: "мало ли чего ты не хочешь". На секунду смягчается: "Антошка, миленький, ну так надо" (кому надо? зачем?), как вдруг сжимает зубы, отбрасывает полотенце, пускается в крик: "это не ребенок, это наказание какое-то!".. То есть, снова становится собой...

-6

...Лишь однажды, на отдыхе с Вадимом, куда они отправились вдвоём, она начинает рассказывать любовнику забавные истории про сына, в её тоне даже слышится какое-то подобие теплоты. Мужчина реагирует вяло. И тогда -- последний козырь на стол! -- "Вадим, давай поженимся, я тебе девочку рожу"...

И становится ясно, весь этот монолог про Антошку был затеян лишь с целью дать понять Вадиму, какая она офигенная мать. А может, ей и вправду казалось, что вот если будет дочь от любимого, то уж такого ребёнка она непременно полюбит... Кто её знает...

-7

Знаете, что меня интересует больше всего? Извинилась ли она перед сыном когда-нибудь потом? Попыталась ли найти слова, чтобы хоть как-то оправдать себя? Ведь даже бесноватая героиня Алентовой в уже упомянутом мною "Времени для размышлений" в конце концов поняла, что её крысиная злоба на людей и истерическая борьба со всем миром, якобы, устроенная ею ради ребёнка, ранят в первую очередь его самого...

И что, всё-таки, хуже? Грызть всех вокруг (и себя в том числе), чтобы слыть хорошей матерью, или вот как Ольга -- жить мимо ребёнка, в равнодушии и отчуждении... Не пуская его в свою жизнь и не интересуясь миром человека, которого ты когда-то зачем-то произвела на свет.

-8

"Время желаний" и "Время для размышлений": другая Вера Алентова

Вениамин: самый отталкивающий персонаж "Зимней вишни"