32 подписчика

Почему "крипта" полна "скама"?

Тема криптовалют, распределенных цепей и протоколов - для меня крайне важная и определяющая все моё развитие как юриста и экономиста (и, надеюсь, как программиста).

Тема криптовалют, распределенных цепей и протоколов - для меня крайне важная и определяющая все моё развитие как юриста и экономиста (и, надеюсь, как программиста). Но, я уверен, что у неискушённого читателя (а может быть и наоборот, слишком искушённого), прочитавшего мое введение в программируемую экономику, может возникнуть резонный вопрос, о какой ещё «экономике будущего» может идти речь, когда для множества людей крипторынок - это абсолютно бессмысленная, а для некоторых и вредная зона рынка. «Скам», «рагпул», «памп и дамп», бесконечные ничем не обоснованные обещания «иксов» и «туземунов», «инфоцыганство», ну и просто откровенная ложь, воровство и обман трудящихся - вот что такое ваша «крипта»! И прежне, чем я продолжу раскрывать свое видение того, что называю ПроЭк, считаю крайне важным оговорить две вещи:

1) я признаю, что сейчас рынок заполнен абсолютно уродливыми проявлениями человеческой природы,

2) я совершенно уверен, что в недрах индустрии куётся новая общественно-экономическая формация с мощным потенциалом для позитивных преобразований нашей жизни в планетарном масштабе.

Чтобы рассмотреть это новое сквозь завесу тумана из человеческих пороков, надо знать, куда смотреть. Для этого прошу вас обратить свое внимание на прекрасную статью Дэвида Хофмана (со-основателя проекта Bankless), которую на английском языке можно прочитать тут. Мой небольшой обзор далее.

Автор статьи предлагает модель Концентрических кругов крипто-индустрии, которая призвана помочь новичкам не заблудиться в «тёмном лесу» крипты. Вы можете посмотреть картинку этой модели в самой статье по ссылке, но она вам не понадобится - словами вполне можно описать этот простой образ (я его чуть изменил для ясности описания). Выглядит она следующим образом.

Представьте себе прозрачную сферу, которая состоит из условных ядра и мантии.

Ядро - это разработчики, философы и строители новых протоколов и «гиперструктур» (термин, который подробнее раскрывается в следующей статье по этой ссылке); люди, для которых «общественное благо» - это не просто слова, а мотивация к бизнес-творчеству.

Мантия - это люди и сообщества, которые разделяют видение и философию ядра, верят в новые открытые протоколы, изучают их, применяют, тестируют, развивают, рассказывают о них, вдохновлены ими.

Но проблема в том, что вся эта сфера покрыта толстым слоем паразитов и мошенников, которые полностью скрывают происходящее внутри прозрачной сферы от глаз стороннего наблюдателя своей шумной, «грандиозной», многословной саморекламой. Это не глупые люди, но часто совершенно не разбирающиеся в технологии - лишь настолько, насколько это необходимо, чтобы продать вам немного «золота дураков» (речь идет о пирите - минерале, который получил такое прозвище во времена золотых лихорадок из-за внешней схожести с золотом).

Такие люди - это юнговская "Тень" общества, неизбежность, с которой нужно бороться, иначе она пожрёт все, потому что только это и умеет. Но в открытой экономике единственный способ борьбы с таким явлением - это знание! В первую очередь знание основ новой формации - знание того, что такое смарт-контракт и как он работает.

Synoptic — e][ machina

Видеть #ProEc!

"Mare Liberum" - канал в Телеграме

"Ассемблер ПроЭк" - чат в Телеграме