- В каких случаях необходимо подавать претензию?
- Содержание претензии
- Подача и рассмотрение претензии
- Преимущества использования претензионной процедуры
По логике вещей контрагент, нарушивший договорные обязательства, должен первым обратиться к пострадавшей стороне с предложением возместить ущерб, причиненный несоблюдением контракта. Но добросовестные предприниматели встречаются довольно редко. Поэтому пострадавшему зачастую приходится либо обращаться в суд, либо самому как-то решать проблему в досудебном порядке. В последнем случае правовое регулирование спора начитается путем направления претензии – письменного протеста с требованием возместить причиненный ущерб. Однако данный способ разрешения конфликта не всегда является обязательной процедурой.
В каких случаях необходимо подавать претензию?
Стороны договора самостоятельно должны решить вопрос о способах досудебного урегулирования спорных ситуаций. Если они приняли такое решение, то обязаны зафиксировать его письменно в документе. Если необходимость претензионной процедуры не закреплена в договоре, то пострадавшая сторона сразу же может обратиться в суд. Поскольку досудебное урегулирование конфликта считается правом, а не обязанностью сторон.
Если способы разрешения споров зафиксированы в контракте, то контрагенты должны придерживаться этих положений. Однако это не лишает пострадавшую сторону возможности обратиться в суд, поскольку в любом случае она имеет право на судебную защиту.
В отдельных случаях необходимость подачи претензии предусмотрено законодательством. Так, претензионная работа должна проводиться в сделках, связанных с перевозкой пассажиров, грузов или при буксировке объектов водным транспортом. Также необходимо подавать претензию в случаях, связанных с неисполнением обязательств оператором связи. Несоблюдение данных требований законодательства будет основанием для возвращения искового заявления.
Содержание претензии
Претензия, как и любой правовой документ, содержит обязательные реквизиты: полные наименования и адреса сторон, порядковый номер документа и дата предъявления. Далее в претензии излагаются следующие сведения:
1. Обстоятельства, которые стали причиной подачи претензии.
2. Факты, свидетельствующие о несоблюдении договорных обязательств.
3. Требования пострадавшей стороны возместить ущерб (с указанием нарушенных пунктов договора и нормативных актов).
4. Предполагаемая сумма ущерба и ее денежный расчет, а также платежные реквизиты потерпевшей стороны.
5. Перечень документов (оригиналы или копии), подтверждающих нанесенный ущерб.
Претензия подписывается уполномоченным сотрудником предприятия, после чего отправляется заказным письмом и вручается представителю ответчика под роспись. Отметка о получении претензии будет считаться доказательством того, что заявитель стремился разрешить конфликт в досудебном порядке.
Подача и рассмотрение претензии
Законодательством не определено точное время подачи претензии. Но в нем указан срок исковой давности, в течение которого в суде можно отстоять свои права и интересы. Он составляет три года с момента, когда пострадавшая сторона узнала о нарушении прав или обязательств по договору. Именно в этом период заявитель должен направить свои требования.
Как правило, претензия должна рассматриваться не более месяца с момента получения документа. Однако существуют и исключения. Так, срок рассмотрения требований по договору грузоперевозок составляет три месяца.
Во время анализа ответчиком претензии могут проводиться взаимные сверки расчетов, экспертизы и другие мероприятия, что затянет досудебное урегулирование спора. Поэтому, чтобы уложиться в срок исковой давности, лучше не откладывать претензионную работу в долгий ящик.
После рассмотрения претензии ответчик уведомляет в письменной форме заявителя о результатах, а само письмо с ответом вручается его представителю под подпись. Если пострадавшая сторона чувствует, что не успевает осуществить претензионную работу, то необходимо сразу подавать в судебную инстанцию. В противном случае суд либо оставит иск без рассмотрения, либо вернет исковое заявление.
Преимущества использования претензионной процедуры
Досудебное урегулирование разногласий существенно экономит время на разрешение спорных ситуаций. Также отсутствует необходимость оплачивать судебный сбор, услуги адвоката и другие расходы, связанные с рассмотрением дела в суде. Ведь в случае неблагоприятного для заявителя результата финансовые издержки будут безвозвратно потеряны так же, как и время, потраченное на подготовку и проведение судебного разбирательства.
В крайнем случае пострадавшая сторона вправе проигнорировать претензионный порядок, подав сразу заявление в судебную инстанцию. Причем это не будет считаться нарушением, поскольку любое лицо (юридическое или физическое) имеет законное право на судебную защиту.