Найти в Дзене
Свежая финская пресса

4 сценария достижения мира на Укpaинe

Оглавление

Политолог Марко Лехти перечисляет 4 возможных сценария, которые поспособствуют миру на Украине. Он считает, что прочный мир может наступить лишь если европейские страны прекратят быть эгоистами.

Люди греются у костра в Херсоне. Фото: Outi Pyhäranta
Люди греются у костра в Херсоне. Фото: Outi Pyhäranta

Helsingin Sanomat, 16.01.2023. Kaisa Rautaheimo

Российский режим превратил вoйнy в основу своего выживания. Из-за этого начало мирного процесса на данный момент невозможно, — считает директор по исследованиям Центра изучения мира и конфликтов Тампере Марко Лехти.

Того же мнения придерживается и заместитель главы аналитического Центра по вопросам обороны и безопасности Кристи Райк.

Кристи Райк. Фото: Marko Mumm
Кристи Райк. Фото: Marko Mumm

Как минимум в теории мирные переговоры могут звучать как лучший сценарий, но пока Путин у власти, никакого прочного переговорного решения не будет, — говорит она.

По словам Лехти, здесь речь идёт об общих правилах игры, которые касаются всего мира.

Мы не можем соглашаться с тем, что у какого-либо государства есть право на агpeccию в отношении другого. Или что у какого-то государства в силу его размеров имеются какие-то другие интересы безопасности, чем у прочих. Если мы будем строить новую Европу исходя из подобного, мы скатимся обратно куда-нибудь в XIX век, — утверждает Лехти.

Лехти и Райк сходятся в том, что на данный момент самый очевидный путь к завершению вoйны — это победа на поле боя либо Укpaины, либо России.

Именно поэтому Лехти надеется, что Укpaинe будут предоставлены все требуемые вооружения, вплоть до танков Leopard2, чтобы страна могла защититься себя от агpeccopa.

По его мнению, крайне важно начинать говорить о возможных способах достижения мира уже сейчас, чтобы мир наступил наилучшим образом, когда придёт его время.

Сам он видит 4 сценария достижения мира.

Марко Лехти. Фото: Ville-Veikko Kaakinen
Марко Лехти. Фото: Ville-Veikko Kaakinen

1.

Предпосылка к 1-му сценарию — требования Владимира Зеленского о гарантиях безопасности, аналогично Израилю. Лехти имеет в виду многолетнюю вооружённую поддержку Израиля со стороны США, цель которой — обеспечить самостоятельную обороноспособность страны.

При этом сценарии США и Европа обязуются поддерживать Украину вооружениями, но оставят её одну защищать себя (и в то же время всю Европу) от агpeccивного и непредсказуемого соседа.

Лехти считает подобный вариант недальновидным, а достигнутый при нём мир — хрупким.

Стране придётся оставаться вооружённой до зубов, а регион продолжит быть очень нестабильным.

2.

2-й сценарий базируется на том, что России удастся захватить ключевые для украинской независимости города — например, Киев. В этом случае мирную обстановку в регионе будет контролировать Россия. Это приведёт к тому, что украинцы покорятся, а авторитарный характер России усилится. При реализации этого сценария вся Европа будет жить в постоянном страхе войны.

3.

По 3-му сценарию Европа сыграет важную роль, и Украина ещё более интегрируется в европейскую систему. Она получит обширные международные гарантии безопасности. Если в авторитарной России не произойдёт радикальных изменений, между ней и демократической Европой останется глубокая пропасть.

4.

4-й сценарий от Лехти на сегодняшний день выглядит почти утопическим. Согласно ему, евразийское сотрудничество трансорфмируется, что может означать перезагрузку ОБСЕ. Это предполагает смену власти в России, а также внутрироссийскую историческую дискуссию с целью начала примирения с украинцами.

Есть у Лехти в запасе и 5-й, промежуточный сценарий в духе «ни войны, ни мира». В его рамках интенсивность боевых действий снизится до позиционной войны, и никаких договорённостей о перемирии или мире добиться не удастся. У Украины не будет международных гарантий, и восстановление страны будет протекать медленно. Это положение может длиться годами и сильно подорвёт возможности украинского общества. Это привнесло бы больший дисбаланс в европейскую безопасность, чем эскалация вoйны.

Фото: Bulent Kilik
Фото: Bulent Kilik

Какой из этих сценариев может осуществиться, зависит и от того, что будет происходить внутри России. Падёт ли режим? Начнётся ли гражданская вoйнa? Какой может оказаться новая власть? Поднимет ли голову национализм? Получат ли наёмники типа ЧВК Вагнер больше власти?

3-й и 4-й сценарии требуют серьёзных и общих усилий от европейских стран.

Лехти призывает к вдумчивому размышлению о достижении мира и будущем Европы. Подобная дискуссия, по его мнению, в данный момент отсутствует полностью.

Разделение труда может быть таким: США поставляют оружие, а Европа очерчивает направления.

Однако, кажется, дальновидности европейцам не хватает.

Речи европейских лидеров о мире в основном вызывают неловкость.

Особенно это касается высказываний Эмманюэля Макрона, который призывает Европу задуматься о том, какие следует дать России гарантии безопасности, если Москва согласится на мирные переговоры.

А Германию Лехти обвиняет в эгоизме.

Она не в состоянии думать и о чём другом, кроме как об обеспечении своего «супер»-уровня жизни.

По мнению Лехти, некоторые европейские страны, похоже, не понимают, что никакой «лёгкий» мир уже невозможен.

Совсем в других обстоятельствах и совершенно другими высказываниями живут соседи России — такие, как Финляндия.

Какой именно мир будет достигнут, во многом зависит и от того, какие направления своего будущего развития получит Укpaинa.

Люди бегут от российского наступления в Ирпене. Фото: ARIS MESSINIS
Люди бегут от российского наступления в Ирпене. Фото: ARIS MESSINIS

До войны Укpaинa была известна своей коррупцией и олигархами, чьё влияние проникало в высшие политические круги.

Сейчас там военное положение, и почти всё внимание приковано к тому, как страна сможет сохранить свой суверенитет.

Те олигархи, что были тесно связаны с Россией, утеряли часть влияния ещё в 2014. Что останется от положения и активов прочих олигархов, мы увидим лишь по завершении вoйны, — говорит Кристи Райк.

Не можем мы знать и того, каково после вoйны будет положение президента Зеленского.

До вoйны он не выглядел лидером, заслуживающим доверия. Теперь он герой. Когда наступят нормальные времена, Украина окажется в совсем другом положении в том числе и в политическом плане.

Хоть Укpaинa и не похожа на остальной демократический мир, она безусловно является его частью, — считают Райк и Лехти.

Оба отмечают важную роль гражданского общества на Укpaинe.

Такие ценности как свобода, демократия и права человека по-настоящему важны для украинцев. За это они и сражаются, — говорит Райк.

Война отчасти тоже укрепляет украинскую демократию.

Укpaинa полагается не только на оружие, но и на сплочённость, гражданский активизм и национальный дух, — считает Лехти.

Большую угрозу укpaинской демократии он видит в том, если страна останется в одиночестве, практически без гарантий безопасности. Это может направить её в сторону авторитаризма.

Имея соседом тeppopuстическое государство с ядерным оружием, Украине придётся всё время готовиться к будущим конфликтам, — говорит он.

Райк и Лехти считают, что для будущего Укpaины жизненно важна более обширная интеграция с Европой.

Захоронение в Буче. Фото: Juha Salminen
Захоронение в Буче. Фото: Juha Salminen

Это укрепило бы демократию и укрепило бы Украину в военное время, — утверждает Лехти.

По его мнению, Европе следует уже сейчас продемонстрировать готовность к интеграции Укpaины, а не только оказывать ей военную помощь.

Это стало бы подспорьем для Укpaины в возможных мирных переговорах.

Райк говорит о том, что после вoйны последуют трудные годы, даже если начнётся настоящая евроинтеграция Укpaины.

Политический ландшафт страны изменится. В то же время придётся принимать непростые решения и развивать страну. Наверняка будут моменты разочарований.

Нельзя исключать того, что усилятся радикалы или популисты, которые могут угрожать развитию демократии.

24 февраля 2022 произошло нечто непоправимое. Большой поворот в истории. Европа никогда не будет прежней, и теперь этот континент придётся воссоздавать заново, — говорит Лехти.

Если мы не хотим, чтобы Европу терзали жестокие конфликты, чтобы всегда присутствовала угроза вoйны, европейцы должны мысленно и финансово вкладываться в мир и наше будущее. Украина должна иметь голос, и их взгляд на европейское будущее должен быть услышан, — добавляет он.

Он отмечает важную роль гражданского активизма и общественных дискуссий на разных уровнях, и в академических кругах, и в творческих. Мяч никогда не должен оставаться лишь в руках политиков.

Укpaина — хороший тому пример. Там за впечатляющими военными успехами стоит не коррумпированная властная элита, а армия и простые люди.

Читайте также:

Президент Финляндии: вoйнe не видно конца

10 мер, которые Эстония принимает против России