Сегодня я опубликовала текст про свое и чужое, где попыталась дать мое субъективное объяснение тому, что пытаются сейчас сделать с Лаврой на Украине, а заодно порассуждала о том, для чего всё это там делается. В качестве одиозного примера я взяла разошедшийся по Сети кусочек «народных плясок» в Лавре.
В подавляющем количестве комментариев я прочла боль. Ну потому что болит. Потому что режут по живому.
Некоторые же комментарии были следующего толка: мол, а вот сейчас на ютубе идёт трансляция богослужения из Лавры на русском языке. И вообще, в Лавре много храмов.
Смотрите, какая интересная вещь получается. Во-первых, Лавра - это огромный комплекс сооружений. Это маленький город, образно говоря. Но главный собор там - один. Это Успенский собор - усыпальница древнерусских князей, «Великая Церковь». Вот этот собор с 1 января 2023 года каким-то непонятным решением украинских властей (я не знала, что Зеленский - прямо как британский монарх - ещё и возглавляет церковь на Украине, а посему сам уполномочил себя решать и эти вопросы) была отобрана у УПЦ и передана раскольнической ПЦУ - «церкви», которая самопровозгласилась каким-то образом на Украине и не признается не только Москвой, но и остальными ответвлениями православной церкви. Ну это так, экскурс в тему.
Короче говоря, рождественскую «службу» провёл в Успенском соборе одиозный товарищ Епифаний (собственно говоря, кто бы сомневался). Однако комментаторов, усомнившихся в «страшности» происходящего с Лаврой, единичный случай раскольничества и точечный шабаш не испугал. Мол, не всегда же там так? Вот, к примеру, ютуб сейчас показывает, что там служат на русском языке. И вообще молят о мире… При этом ГДЕ там (в какой церкви? В Успенский собор УПЦ доступа нет с 1.01.2023) и о каком мире молят - непонятно. А что «на русском языке» - так, товарищи родные, а вы много служб знаете на украинском? Зеленский тоже периодически переходит на русский язык. Это ни о чем не говорит. Да и, в конце концов, в православных храмах, если уж на то пошло, не на русском, а на церковнославняском службы проводят…
Но, опять же, я не совсем об этом. Не ТОЛЬКО об этом.
Ведь в том самом шабаше в Лавре, а также в той самой раскольнической типа «службе» страшное не в количестве данных мероприятий. Смею напомнить, что когда-то кто-то и у нас пытался подобный шабаш устроить. Все же помнят тупоголовых девиц из «пусси райот», которые лихо заскочили на амвон Храма Христа Спасителя? Правда, они там долго не продержались. Их довольно быстро изловили.
Что было самым главным в этих отвратительных скачках на амвоне? На мой взгляд (и думаю, что на взгляд самих провокаторов) главной была… реакция государства. Потому что в случае подобных общественных провокаций реакция государства всем нам недвусмысленно даёт понять, а где тот самый камертон, которого мы придерживаемся. Он, используя музыкальную терминологию, по-прежнему на ноте «ля» или сместился куда-то, а стало быть, нам всем надо перенастраиваться на что-то иное?
Государство отреагировало ровно так, как, на мой взгляд, должно было. И пускай одна из моих подписчиц говорит, что надо было всего лишь заставить этих девиц 15 суток мыть полы, - я придерживаюсь иного мнения (мыть полы в Храме Христа Спасителя - это почти то же самое, что омывать ноги самого Христа во времена оные; это еще заслужить надо, по моему мнению). Правда. в тот момент мне казалось, что действительно правильнее будет дело замять и забыть. Не раздувать скандал.
Однако сейчас я так не считаю. Во-первых, скандал УЖЕ начался. Вот те самые скачки на амвоне его и запустили, этот скандал. И, условно говоря, в случае с таким откровенным плевком в душу государство в любом случае оказалось бы в слабой позиции. Однако весь вопрос при этом был бы в том, какая часть общества считала бы эту позицию слабой, а какая - поддержала бы.
Государство, на мой взгляд, выбрало абсолютно верную позицию. И абсолютно верную общественную сторону. Для либералов и нынешних нетвойнистов - и это адекватные люди во власти понимали, на мой взгляд, отлично уже тогда - любое решение этой самой власти было бы плохим. У них, у либералов, вообще всегда такая установка: власть - плохая, поэтому мы ЗА тех, кто против нее. Будь они, эти «те», хоть кем. Я, к слову говоря, не уверена, что все из либералов очень любят «пусек». Не уверена, что всем из них понравилась выходка «пусечных» в музее МГУ, когда совершенно безмозглый Верзилов, эта смесь куколда и уголовника, пользовал на камеру свою беременную на поздних сроках жену. И не только он. Во всяком случае, не все из нынешних либералов, я так думаю, согласились бы свою жену в положении «попользовать на благо протеста» (а главное - во имя чего? Какие ценности отстаивали эти безголовые в тот миг? Может, права ребёнка? Которому НАВЕРНЯКА, в наш-то несовершенный век, кто-нибудь обязательно покажет те пикантные обстоятельства, при которых его мама была им тяжела). Но - что не сделаешь, как говорится, против Путина. Верно, господа либералы?
Так вот власть прекрасно понимала это. Поэтому власть - власть - отвечала запросу традиционного общества. И, кстати, в соответствии с законодательством РФ. Так сказать, статейку за оскорбление чувств верующих никто не отменял. Это так, либералам «на подумать». Они же за закон топят. Но закон для самих не всегда писан…
Поэтому власть показала, что камертон по-прежнему у нас на ноте «ля». И не права, по моему убеждению, та комментатор, которая сказала, мол, из-за этих «пусек» все подумали, что христиане жестоки. Нет, уважаемая комментатор, если бы христиане были жестоки, они бы за волосы вытащили этих - как бы их назвать-то? - причинноместных (самый приличный перевод их самоназвания) из храма и устроили бы им самосуд. Который, поверьте мне, показался бы им адом в сравнении с мордовским швейным цехом. Но христиане этого не сделали. Они стояли и плача молились в том числе и за убогих плясуний. Несмотря на то, что многие в тот день пришли помолиться за своих близких - усопших и тяжелобольных. А некоторые особенно возрастные бабульки, может быть, в последний раз в своей жизни видели наш главный православный храм. К примеру, моя бабуля всего лишь раз за свою жизнь побывала в Храме Христа Спасителя (к счастью, не в тот раз).
Наказывая «пусек» по статье, государство наглядно показало, что с хамством можно и нужно бороться. И что правит бал в обществе не хам. А хам - какая бы гримаса ни застыла на его хамском лице - всегда был, есть и будет маргиналом в обществе, чьим камертоном по-прежнему является «ля» (прошу прощения за прижившуюся в данном тексте метафору).
Если же вернуться к Лавре, то лично мне, помимо всего прочего, была крайне интересна реакция украинских властей на шабаш, на хамство. Повторюсь: именно по реакции власти общество определяет границы допустимого и недопустимого. Границы нормы - и НЕ-нормы. В случае с Лаврой реакции от украинских властей не последовало. А это означает, что в украинском общество хамство - это норма. Что неуважение чувств верующих - это норма. Что норма - вообще всяческое неуважение чувств (включая чувство прекрасного, если смотреть на действо в Лавре с чисто эстетической точки зрения). Собственно говоря, не очень-то удивительно. Потому что и до этого православные церкви на Украине поджигали, священников обыскивали и арестовывали, многих людей церкви сажали и пытали. А тот совершенно жуткий момент, когда мать убитого украинского военного на коленях молит какого-то человека в рясе из ПЦУ не закрывать церковь до субботы, чтобы иметь возможность отпеть сына по православному обряду? И что там какие-то пляски на амвоне, действительно…
На фоне всего этого говорить о том, что «ну это же не всегда и не везде там бывает», «ну что вы передергиваете» - это довольно странно. Потому что такие случаи сами по себе говорят о глубокой нравственной болезни общества (независимо от того, верует ли каждый конкретный член этого общества или нет). Эти случаи говорят о воронке, в которую проваливается такое общество. Ведь те, кто находится пока что у края воронки, - они ведь тоже не всегда сразу замечают, что движутся вниз. Только потом сила и течение в какой-то момент оказываются таковы, что выбраться уже поздно. Потом уже - только вниз и неотвратимо погибать…