Найти тему

Задержка речевого развития у детей

Как проявляется задержка речевого развития?

Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речи ребенком до трех лет по сравнению с нормой. ЗРР характеризуется недостаточной сформированностью активной речи, недоразвитием словарного запаса, более поздним усвоением грамматических категорий. То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.

Почему она происходит?

К возникновению задержки темпов речевого развития ребенка могут привести разного рода причины. Выделяют 2 группы причин, которые провоцируют задержку речевого развития.

1. Социально-психологические:

- Отсутствие адекватных условий для развития речи малыша: если родители не разговаривают с ребенком, не занимаются с ним, если ребенок часами проводит время с гаджетами, перед телевизором, это приводит к задержке речевого развития. В этом случае говорят о педагогической запущенности.

- Если в семье неблагоприятная психологическая обстановка, ребенок находится в состоянии напряжения и стресса, это тормозит его развитие, в том числе речевое.

2. Органические:

- Соматически ослабленный, часто болеющий ребенок также может позже начать говорить.

- Индивидуальный темп созревания нервной системы и наследственность: если один из родителей заговорил позже возрастной нормы, то и у ребенка выше вероятность развития ЗРР.

- Различные неблагоприятные факторы в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребенка (нейроинфекции, травмы головного мозга и др.) Однако такого рода причины чаще всего приводят к более тяжелым нарушениям речи и психического развития, чем ЗРР.

Когда в норме ребенок должен начать разговаривать?

Важно знать нормы развития речи ребенка, чтобы понимать, что является признаком ЗРР.

Первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:

- Гуление (протяжные гласные и задненебные звуки наподобие ГХАИЫ, АГУ) – появляется с 2 месяцев.

- Лепет (ребенок произносит отдельные слоги и слоговые цепочки) – начинается в 5-6 мес месяцев. В 9 месяцев лепет становится модулированным (с различными интонациями).

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже к 1 году он сможет произносить порядка 4-6 слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие или предмет. Например, «бах» – упал, «мяу»- кошка, «ам-ам» - хочу есть или какая-либо еда.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно развивается понимание речи. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает.

В 1,5 года активный словарь малыша должен содержать не менее 30-50 слов, ребенок употребляет односложные предложения (например, Спать! – «Пать!») После 1,5 лет в речи ребенка появляются двусложные слова (вода, киса), а потом и трехсложные (кубики).

К 2 годам у нормально развивающегося малыша в активном словаре около 200 слов, он употребляет короткие фразы, в речи присутствуют глаголы , например, «Аня, иди!», «Баба, дай пить!».

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами разных частей речи: появляются местоимения, прилагательные, наречия, предлоги.

В 2,5 года ребенок говорит фразами из 3-5 слов.

К 3 годам в словаре малыша более 1000 слов, в речи развернутые предложения, в то числе сложной конструкции. Конечно, ребенок допускает грамматические ошибки, не все звуки сформированы (еще не появились шипящие, Л,Р).

Как решить проблему и когда нужно показать ребенка врачу?

Если родители замечают отставание в развитии речи ребенка на любом этапе, в том числе и предречевом, они должны обратиться за консультацией к неврологу или логопеду. Не нужно ждать 3 лет, когда ребенок заговорит, как советуют знакомые и даже некоторые специалисты. Период от 1 года до 3 лет является сенситвным, т.е. особенно чувствительным, для развития речи ребенка. Речь- это средство мышления. Если задерживается в развитии речь, то неизбежно у ребенка будет замедляться развитие мышления и других психических функций (восприятия, памяти, внимания), которые с появлением речи переходят на более высокий уровень развития.

Может ли задержка речи быть симптомом других заболеваний? Как это выяснить?

Очень важно отличать темповую ЗРР ребенка от других нарушений речи и психического развития, которые в настоящее время встречаются все чаще. Ребенок может отставать в развитии речи, если у него:

- алалия;

- центральные или периферические нарушения слуха;

- дизартрия;

- снижение когнитивных функций;

- нарушения эмоционально-волевой сферы и др.

Разобраться в механизме нарушения речи может только команда специалистов: невролог, отоларинголог, сурдолог, психолог, психиатр, логопед. При установлении диагноза необходимы объективные методы обследования ребенка.

Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста. И тогда есть все шансы, что ребенок будет радовать родителей своими забавными умозаключениями, станет полноценно общаться со сверстниками и близкими, начнет гармонично развиваться.

Приходите на консультацию к логопеду!