Совет 1. ОПРЕДЕЛИТЬ КАНАЛ ЛЮБВИ.
Изучайте своего ребёнка: что ему нравится или не нравится, на что он реагирует?
Есть популярная книга Гэри Чепмена про пять каналов любви. Суть классификации заключается в том, что все люди передают и принимают любовь и поддержку, используя пять каналов:
✅ слова поощрения;
✅ время;
✅ помощь;
✅ прикосновения;
✅ подарки.
Какой канал больше всего подходит вашему ребёнку и в каких ситуациях?
Ключевое правило поддержки: проявлять инициативу — это здорово, но важнее давать поддержку тогда, когда ребёнок в ней действительно нуждается. Есть запрос — обязательно реагируйте.
Совет 2. ПОДДЕРЖКА, А НЕ КОНТРОЛЬ
Если всё время управлять жизнью ребёнка, он не проживёт свою собственную жизнь. В стремлении оказать поддержку важно не перегнуть палку и не стать навязчивым, тревожным и гиперопекающим родителем.
Важно помнить, что ребёнок — это отдельная личность со своими жизненными ресурсами. Он уже справляется со своими задачами на нужном уровне. Мы влияем не на способ решения задач, а на количество ресурса, которое у него есть. Ребёнок должен знать, что в любой момент может обратиться к родителям и получить всю необходимую заботу и внимание.
Как правило, достаточно простых вещей:
✅ выслушать;
✅ не критиковать;
✅ не оценивать;
✅ не унижать и не оскорблять.
Отсутствие токсичного общения — это уже поддержка!
А вот отсутствие какого бы то ни было контроля — не лучшая стратегия. Детям хочется чувствовать себя свободными, но в то же время ощущать ориентиры и чувствовать себя защищёнными. Это чувство как раз даёт родительская поддержка.
Совет 3. НАСТРОЙ НА УСПЕХ
Родителям свойственно воспринимать ошибки ребёнка как удар по собственной репутации. Как это, мой ребёнок балуется на занятии? Как это, ребёнок забыл танец на турнире? Мозг обманчив: мы начинаем фиксироваться на ошибках и не замечать успехов.
ПРАВИЛО ЗЕЛЕНОЙ РУЧКИ 🖊️ 💚
Суть заключается в том, чтобы сначала хвалить, а потом предлагать улучшения.
Представьте, что учитель возвращает вам написанную контрольную и вы ожидаете, что весь лист перечёркнут красной ручкой с многочисленными замечаниями и восклицательными знаками на полях.
А вместо этого вы получаете лист, где зелёной ручкой подчёркнуто то, что получилось хорошо: ты применил правило, о котором часто забывал; ты исправил ошибку, допущенную в прошлый раз; ты проявил интересный ход мысли. А потом учитель добавляет: подойди после урока, обсудим, как можно улучшить некоторые детали.
Правило зелёной ручки эффективно в любой ситуации.
Выбирая в первую очередь поощрять, а не критиковать ребёнка, вы заложите в него позитивное отношение к неудачам. Он не будет бояться ошибиться, а посмотрит на ситуацию с точки зрения роста личности 💜