Найти в Дзене
Право

Ведомственный контроль

Ведомственный контроль представляет собой схему межуровневого контроля. Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений – и казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделенные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т.д. учредителя обязывают положения: · Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; · Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»; · Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ о закупках; · нормативных актов, принятых на уровне публично-правовых образований. Ведомственный контроль — это проверки, которые проводят госорганы, муниципальные органы, госкорпорации, органы управления государственными внебюджетными фондами. Единого порядка нет, общие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомст

Ведомственный контроль представляет собой схему межуровневого контроля. Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений – и казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделенные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т.д. учредителя обязывают положения:

· Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

· Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

· Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ о закупках;

· нормативных актов, принятых на уровне публично-правовых образований.

Ведомственный контроль — это проверки, которые проводят госорганы, муниципальные органы, госкорпорации, органы управления государственными внебюджетными фондами. Единого порядка нет, общие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» (ред. от 27.07.2019) и детализируются в отдельных регламентах.

Непосредственно ведомственные проверки проводят контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя либо специальные органы/ управления, например, в структуре местной администрации. Порядок осуществления ведомственного контроля определяют нормативные акты самих ведомств.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022)

Статья 263. Ведомственный контроль

1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, вышестоящий таможенный орган при наличии поводов вправе провести ведомственный контроль решений, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа. В случае выявления по результатам ведомственного контроля не соответствующего требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании решения нижестоящего таможенного органа вышестоящий таможенный орган обязан отменить полностью или частично такое решение, за исключением случаев, когда допущенные нарушения при принятии решения нижестоящим таможенным органом не могут быть устранены либо срок для принятия нового решения истек.

2. В случае, если после отмены (частичной отмены) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа требуется принятие нового решения, такое решение принимается таможенным органом по результатам таможенного контроля в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в течение тридцати календарных дней с момента получения результатов указанного таможенного контроля при условии, что иной срок не предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также настоящим Федеральным законом.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, определяет порядок проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия), а также форму решения, принимаемого по результатам ведомственного контроля.

4. Проведение ведомственного контроля осуществляется таможенными органами в связи с наличием поводов. К поводам для проведения ведомственного контроля относятся:

1) исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения, иные документы судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

2) обращения граждан и организаций в таможенные органы;

3) обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов, органов прокуратуры и иных органов;

4) обращения, поступившие в таможенные органы из аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также из аппаратов уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации;

5) поводы, возникающие в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов своих задач и функций, в том числе при:

а) проведении таможенного контроля и (или) реализации решений по результатам таможенных проверок;

б) проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;

в) производстве по уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

г) оказании государственных услуг по ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

д) мониторинге и анализе баз данных и информационных ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;

е) наличии возражения по акту таможенной проверки.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, вправе определить иные поводы для проведения ведомственного контроля.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 11.06.2022)

Органы, в чьем подведомственном подчинении находится госзаказчик. Чаще всего, это те госорганы, которые выполняют функции учредителя. В ст. 100 44-ФЗ указано, кто осуществляет ведомственный контроль 44-ФЗ в 2020 году:

· госорганы;

· госкорпорации Роскосмос и Росатом;

· органы управления государственными внебюджетными фондами;

· муниципальные органы.

В ст. 100 44-ФЗ указано, что ведомственный контроль осуществляется в отношении заказчиков на предмет соблюдения требований контрактного законодательства. Предмет контрольного мероприятия детализируют в документах, которые регулируют порядок.

В законодательстве нет ограничений в предмете для ведомств федерального или регионального уровней. Если находитесь в его подведомственном подчинении, госорган вправе контролировать всю закупочную работу. Чаще всего обращают внимание на те нарушения, на которые поставщики не жалуются в ФАС.

Например, проверяют выполнение требований о нормировании госзакупок, правильности определения и формирования начальной (максимальной) цены контракта, соответствия итогов закупки положениям госконтракта и применения санкций к поставщику, который нарушил условия контракта.

Единых правил для заказчиков федерального и регионального уровней нет. Для контролеров и госзаказчиков федерального уровня постановлением правительства № 89 от 10.02.2014 утвердили общий порядок осуществления ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ. На его основе каждый орган контроля разрабатывает регламент и проверяет подведомственных ему заказчиков в порядке, который установлен таким регламентом.

В п. 6 — 11 правил по постановлению правительства № 89 указано, что до начала контрольных мероприятий орган, который проверяет, уведомит о начале проверки. Срок уведомления не установлен в постановлении № 89. Каждый орган сам определяет его в регламенте. Например, в следственном комитете срок уведомления субъекта ведомственного контроля — не позднее 3 рабочих дней до начала проверки. Это указано в п. 2.10 регламента, который утвержден приказом № 9 от 06.02.2020.

Из этого уведомления узнаете и об остальных деталях проверки, такие как:

1. Вид проверочного мероприятия. Может ли ведомственный контроль быть камеральным — да, но проводят и его в форме выездного мероприятия на вашей территории. При выездной проверке в уведомлении указывают о необходимости организовать помещения для работы, связь и предоставить другие условия проверяющим.

2. Сроки проведения. Максимальный срок проверки — 15 календарных дней. Руководитель проверяющего органа вправе единоразово продлить контрольные мероприятия еще на 15 дней.

3. Вопросы, которые проверяют, и список документов, которые придется предоставить контролерам.

4. Список проверяющих. Должностные лица органов ведомственного контроля, уполномоченные на осуществление мероприятий ведомственного контроля, должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В п. 12 правил по ПП № 89 есть указание на то, что при проведении мероприятия ведомственного контроля должностные лица, уполномоченные на осуществление ведомственного контроля, имеют право на такие действия:

· свободный проход на территорию, в помещения, здания госзаказчика, на фотографирование, видеофиксацию, ксерокопирование документов на территории заказчика, при условии, что предъявят служебные удостоверения и уведомление, с учетом требований законов о гостайне;

· требование документов для проведения мероприятия, с учетом положений законов о защите гостайны;

· получение объяснений в письменно, устно или или в форме электронного документа по теме проводимого мероприятия.

Результаты оформляются актом проверки. В постановлении №89 не указано, обязаны ли публиковать акты проверок по ведомственному контролю, возможно, эта обязанность прописана в регламентах.

В п. 10 ст. 4 44-ФЗ указано, что Единая информационная система содержит реестр плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Результаты проверок найдете в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний.

Если выявили нарушения, проверяющий составит план, как их устранить. Порядок взаимодействия заказчиков и контролеров в процессе устранения нарушений устанавливается каждым органом надзора сами. Например, заказчики, которые подведомственны ФССП, после устранения нарушений составляют отчет и отправляют его проверяющему. Это указано в п. 2.13 регламента ФСПП, который утвержден № 97 от 13.03.2019.

В п. 13, 14 правил, которые утверждены постановлением правительства №89 указано, что если контролеры обнаружат признаки состава правонарушений, передают сведения в ФАС или правоохранительные органы.

Президентский контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации

Российская Конституция предоставляет российскому Президенту широкие полномочия для осуществления контроля за действиями органов государственного управления исполнительного характера. Данные полномочия предоставляются Президенту, на которого возложена роль главы государства, гаранта Российской Конституции.

Российская Конституция прямо не устанавливает категорию президентского контроля, однако опосредованно выражает его возможность за счет наделения Президента страны такими правами как принятие решений относительно отставки российского Правительства, отмены актов российского Правительства, назначения и освобождения от должностей министров, руководителей федеральных органов исполнительного характера, военачальников, дипломатов в других государствах, иных должностных лиц, приостановки действия актов органов государственного управления исполнительного характера регионального уровня, иными полномочиями, гарантированными Конституцией страны.

Осуществление контроля за действиями органов государственного управления исполнительного характера со стороны президента реализуется как в непосредственные форме, так и через президентскую администрацию, структурные подразделения которой имеют право осуществления контроля определенных направлений работы органов государственного управления федерального и регионального уровня.

Многие подразделения президентской Администрации наделены контрольными функциями, однако особое место среди них занимает Контрольное управление Президента России. Контрольное управление является структурным подразделением президентской Администрации, осуществляющим свою деятельность с 1991 года. На президента и руководителя президентской Администрации возлагается обязанность определение приоритетных направлений деятельности контрольного управления.

Контрольное управление президентской Администрации призвано решать следующие задачи:

· осуществление контроля и проверки исполнения органами государственного управления федерального уровня исполнительного характера, органами регионального управления исполнительного характера, хозяйствующими субъектами требований федеральных законов, указов и распоряжений, а также решений российского Президента. В этом смысле объектом контроля выступают общечеловеческие и общегражданские права и свободы, гарантом которых выступает Президент;

· осуществление контроля реализации национальных проектов;

· осуществление контроля и проверки исполнения президентских поручений и поручений руководителя президентской Администрации;

· осуществление контроля реализации ежегодных посланий российского Президента Парламенту, бюджетных посланий и других программных документов Президента страны;

· осуществление информирования российского Президента и руководителя его Администрации относительно результатов проверок, обеспечение подготовки предложений по результатам этих проверок, направленных на предупреждение и устранение обнаруженных нарушений.

Контрольное управление президентской Администрации выполняет следующие функции:

· организует и проводит проверки и иные контрольные мероприятия; Рассматривает доклады относительно исполнения президентских поручений и подготовки предложений о снятии с контроля или продлении сроков исполнения;

· осуществляет контроль действий самостоятельных структурных подразделений президентской Администрации по поручению российского Президента или руководителя его Администрации;

· осуществляет в соответствии с поручениями руководителя президентской Администрации координацию действий в отношении вопросов контроля полномочных представителей российского Президента в федеральных округах и самостоятельных структурных подразделений президентской Администрации, осуществляет методическое руководство такой деятельностью; в-пятых, участвует в предупреждении и устранении обнаруженных нарушений по результатам контрольных мероприятий;

· участвует в подготовке сведений для ежегодных президентских посланий Парламенту России;

· изучает опыт работы органов контроля других стран.

Еще одним субъектом, осуществляющим президентский контроль, выступает институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. Полномочные представители российского Президента в федеральном округе призваны выполнять следующие задачи:

· организовывать контроль исполнения на территории федерального округа решений органов государственного управления федерального уровня;

· предоставлять российскому Президенту регулярные доклады относительно обеспечения национальной безопасности на территории федеральных округов, положения федерального округа в политическом, социальном и экономическом смысле, вносить Президенту соответствующие предложения.

На полномочных представителей Президента в федеральных округах возложено решение следующих задач:

· проведение анализа эффективности функционирования правоохранительных органов на территории федерального округа, оценки состояния кадровой обеспеченности правоохранительных органов, внесение Президенту России соответствующих предложений;

· согласование кандидатур для замещения должностей государственных служащих федерального уровня на территории федерального округа при осуществлении таких назначений российским Президентом, Правительством или органами исполнительной власти федерального уровня;

· организация контроля исполнения федерального законодательства на территории федерального округа, а также реализации программ федерального уровня;

· внесение на рассмотрение Президента предложений относительно приостановки действия нормативных актов регионального уровня при наличии в них противоречий Конституции страны, федеральному законодательству и международным обязательствам страны и так далее.