Найти в Дзене
Право

Проблемы реализации конституционной ценности - права на труд

ВВЕДЕНИЕ В демократическом обществе, основанном на рыночных отношениях, каждому человеку предоставляется возможность самостоятельного выбора способов и форм приложения сил и способностей. Это право может быть реализовано ими как путем занятия самостоятельной предпринимательской, творческой деятельностью без вступления в трудовые отношения, так и на основе трудового договора (контракта) с определенным физическим или юридическим лицом (работодателем). Актуальность темысостоит в том, что исследования, посвященные конституционному принципу своды труда на труд важны потому, что их результаты открывают возможности для повышения эффективности конкретных правовых средств, содержащихся в различных формах жизни права и предназначенных для правового регулирования трудовых отношений. В настоящее время научные исследования, проводимые по данному направлению, приобретают дополнительную актуальность в связи с тем, что переход к рыночной экономике обуславливает необходимость изменения принципов правов

ВВЕДЕНИЕ

В демократическом обществе, основанном на рыночных отношениях, каждому человеку предоставляется возможность самостоятельного выбора способов и форм приложения сил и способностей. Это право может быть реализовано ими как путем занятия самостоятельной предпринимательской, творческой деятельностью без вступления в трудовые отношения, так и на основе трудового договора (контракта) с определенным физическим или юридическим лицом (работодателем).

Актуальность темысостоит в том, что исследования, посвященные конституционному принципу своды труда на труд важны потому, что их результаты открывают возможности для повышения эффективности конкретных правовых средств, содержащихся в различных формах жизни права и предназначенных для правового регулирования трудовых отношений.

В настоящее время научные исследования, проводимые по данному направлению, приобретают дополнительную актуальность в связи с тем, что переход к рыночной экономике обуславливает необходимость изменения принципов правового регулирования трудовых отношений, в которых происходит смещение акцентов в использовании средств прямого публично-государственного регулирования этих отношений и расширяется сфера применения частноправовых средств их регулирования и саморегулирования. Данные обстоятельств, в свою очередь требуют укрепления государственно-правовых средств контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и норм охраны труда, а также средств судебной защиты трудовых прав, свобод и обеспечения реализации законных интересов различных субъектов трудового права.

Цель работысостоит в определении места труда в жизни человека и общества и в аргументации и поиске причин трудовой нереализованности граждан и проживающих на территории Российской Федерации, а также поиске возможных путей решения данной проблемы.

Задачи исследования:

- объяснить, почему право на труд является конституционной ценностью;

- выяснить значимость труда для населения;

- провести сравнение права на труд в Российской Федерации и в СССР;

- рассмотреть проблему реализации права на труд в современной России;

- прийти к выводу, как обеспечить решение данной проблемы.

Объектомисследования выступает право на труд как конституционная ценность в Российской Федерации.

Предметисследования составляют понятие проблемы реализации права на труд как конституционной ценности в современной России и поиск возможных путей решения данной проблемы.

Теоретическую основу работы составляют труды Хураматуллиной Алсу Махмутовны (ассистент кафедры конституционного и административного права, Казань), Степашкина Алексея Васильевича (кандидат политических наук, Москва), Агаповой Н. (юрист), Мартыненко Станислава Евгеньевича, Саттаровой Нурии Альвановны, Астаховой Наталии Николаевны, Азизова Рашада Фикрат оглы.

Методологическую основуработы составляют теоретические методы (наблюдение, анализ, дедукция, индукция).

Структура курсовой работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 2-х глав, разделённых на параграфы, заключения, списка используемых источников и литературы.

I.ПРАВО НА ТРУД

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.

Статья 37 Конституции Российской Федерации гласит, что труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; принудительный труд запрещен; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы; признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1.1.Понятие конституционной ценности

В современных правоотношениях часто встречаются такие понятия и термины, как ценности, приоритеты, цели, принципы и прочее. Они отражают запрос общества на построение гуманистического правового поля, где эти понятия и термины обретут свое юридическое наполнение и приобретут статус научных и юридических. Преодолев хаос распада СССР, Российская Федерация, будучи частью мирового сообщества, в принятой 12 декабря 1993 г. Конституции по-новому определила пути развития страны, общества, каждой личности, обозначив круг конституционных ценностей, определяющих их жизнь и развитие.

Трудно переоценить значение этих положений Основного Закона, ведь именно конституционные ценности связывают собственно юридическое и морально-этическое содержание принципов формирования нового правопорядка и государства. Уже в первом разделе Конституции Российской Федерации определены главные из них. Так, в главе 1 закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2), а в главе 2 указывается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». А далее уточняется: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» (ст. 17 - 18).

Такие нормы Конституции действительно определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и именно их защита обеспечивается как организационными усилиями государства и общества, так и правосудием. Именно из них в дальнейшем вытекают субъективные права и юридические обязанности человека, как, впрочем, и других участников общественных отношений. Справедливо утверждение В.И. Крусса о том, что «ценностно-идентифицирующее значение имеет большинство положений первой и второй глав и некоторые положения последующих глав Конституции»[1].

В этом основополагающем законе перечислены и иные нормы-цели, к примеру, конституционная защита как основа конституционного строя, нравственность, право на защиту здоровья, право на образование, благоприятную окружающую среду, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ и т.д. Все они, несомненно, являются конституционными ценностями в Российской Федерации и фактически востребованными юридическими категориями. Именно поэтому следует поддержать мнение ученого, полагающего, что «с учетом положений о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ, а равно и непосредственно действующих в России правах и свободах человека категория конституционной ценности должна занять свое место в системе средств и механизме конституционно-правового упорядочения социальной жизни».

Важно не только то, что положения главы 1 Конституции РФ формируют основы конституционного строя нашего государства, составляют систему основополагающих начал развития современных общественных отношений. Не меньшее значение имеет тот фактор, что положения главы 1 характеризуются стабильностью, которая обеспечивается как объективной реальностью, т.е. отражением в жизни конституционных предписаний, так и собственным конституционным гарантированием этих ценностей.

Закрепление такого гарантирования мы находим в ст. 16 главы 1 Конституции РФ – здесь закреплено, что "положения настоящей главы составляют основы конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ".

Гарантированность незыблемости конституционного строя обеспечивается и ст. 135 Конституции Российской Федерации, ее предписаниями о том, что палаты Федерального Собрания вправе лишь на начальном этапе обсуждать предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. Если они поддержат предложения, в том числе о реформировании главы 1 Конституции (основы конституционного строя), то дальнейшая судьба Конституции и соответствующих изменений конституционного строя будет уже в руках другого органа – Конституционного Собрания.

Таким образом, в Конституции Российской Федерации закреплены юридические нормы-цели Российского государства, они сформулированы предельно четко. Однако помимо этих норм в Основном Законе присутствуют и нормы-принципы, наличие которых имеет другое предназначение, однако некоторые политики пытаются поставить между ними знак равенства. В современной конституционной аксиологии и правоведении нет единого мнения относительно этого понятия, как нет их перечня и классификации. В философии понятие «принцип» означает руководящую идею. У государствоведов более конкретные подходы, связь принципов с нормативной базой. Например, Л.Д. Воеводин[2] под конституционными принципами подразумевал «закрепленные Конституцией определяющие, руководящие идеи и установки, концентрированно выражающие содержание Конституции, ее учредительную природу». Ю.А. Юдин[3] выделял «нормы-принципы, представляющие собой нормативное закрепление принципов организации общественного и государственного строя, и принципы организации и деятельности отдельных государственных органов». Следовательно, систему конституционных ценностей в Российской Федерации можно толковать как определенное их единство, охватывающее: экономический фундамент конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, их равную защиту, политический плюрализм и т.д. Наряду с этим есть и конституционные нормы-принципы, определяющие организацию власти через такие элементы, как демократическое государство, федерализм, республиканская форма правления, разделение ветвей власти, суверенитет РФ и т.д.

Однако, говоря о конституционных ценностях, нельзя забывать и про нравственную сторону: неотъемлемым условием дальнейшего развития должно быть и совершенствование общества, его гуманистических ориентиров. Гражданское общество, которое мы пытаемся развивать уже практически 20 лет, должно отличаться не только высоким уровнем развития, но и высокой культурой вообще, а в первую очередь правовой культурой. Поэтому Конституция позволяет говорить о категориях этического и эстетического устройства общества и государства, о необходимости их наполнения объективным содержанием, общеобязательным авторитетным значением, характерным для правового установления базисных конституционно-правовых ценностей в РФ. Только гуманистическая насыщенность конституционных ценностей позволяет каждому индивиду с еще большим пониманием воспринимать свой Основной Закон.

Вне сомнения, не может быть безграничного расширения нравственных аспектов в конституционных ценностях. Все же они в первую очередь служат укреплению государства как основного субъекта политической системы, а также консолидации общества и его составляющих элементов, включая политические партии, общественные движения, которые сейчас набирают силу и, по всей вероятности, станут в ближайшее время активными участниками политических процессов.

Для комплексного обеспечения повышения эффективности их реализации требуется объединение всех ресурсов юридической науки и практики, инновационных подходов, идеологических, политических, правовых, финансовых, информационных и организационных возможностей государства и общественных институтов. Несомненно, целевым назначением норм Основного Закона является внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь страны, закрепление основ конституционного строя РФ, основ правового статуса личности, федеративного устройства и закрепление системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Важно заметить, что конституционные ценности не исключают выбора вариантов их претворения в жизнь. А это означает, что не следует успокаиваться на достаточности того, что существует как воплощение той или иной конституционной ценности. Например, наличие альтернативности на выборах – это сам по себе хороший путь реализации демократизма избирательной системы. И все же никто не может с уверенностью сказать, что отказ от мажоритарной избирательной системы в пользу пропорциональной – лучший, а главное – окончательный путь формирования представительных органов публичной власти.

Кроме того, многие ценности могут существовать эффективно только тогда, когда они поддерживаются изо дня в день. Так, гласность в государстве и обществе не одномоментная задача, соответствующими проблемами надо заниматься постоянно.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что за 20 лет своего существования Конституция РФ не утратила своей значимости и актуальности. Развивая и соблюдая общечеловеческие ценности, содержащиеся в конституционных нормах и принципах, общество может построить по-настоящему правовое государство, научившись наполнять научным юридическим содержанием гуманистические идеи устройства нашей жизни.

1.2.Сущность и содержание конституционного права на труд

Роль и значение труда в жизни человека не вызывает сомнений, поскольку «труд - есть первое основное условие человеческого существования». Ни одно живое существо не может жить без труда, так как хотя бы для того, чтобы выжить необходимо приложить физические и (или) умственные способности.

Категория «труд» исследуется в различных аспектах представителями как естественных (биология), так и общественных наук (философия, психология, социология, экономика).

Так, в биологии труд рассматривается в качестве процесса, совершающегося между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. При таком подходе труд является важным фактором, воздействующим на становление человека высокоразвитым биологическим существом.

В психологии труд – это процесс функционирования и развития человека как субъекта профессиональной (предметной) деятельности, как отдельного индивида, который отвечает следующим психологическим признакам: сознательное предвосхищение социально ценного результата; сознание обязательности достижения социально фиксированной цели; сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности; сознание межличностных производственных зависимостей и отношений («живых» и овеществленных). В данном случае исследуется психофизиологическое и психологическое воздействие трудовой деятельности на человека.

Категория труда в социологии встречается при изучении социальной формы и условий труда, социальной организации совместного труда – коллективного или индивидуального, различных сторон социально-психологического включения человека в трудовую деятельность, т.е. ценностных ориентации, мотивов и др.

С точки зрения права наибольший интерес представляют экономический и социологический аспекты труда. Отметим, что право на труд выступает формой выражения как социальной, так и экономической сущности указанной категории. Для того чтобы понять, в чем именно проявляется ценность труда и права на труд, необходимо обратиться к понятию «ценность».

Вместе с тем, как верно отмечает Н. Неновски[4], «ценности – не вещь, не явление, взятые сами по себе, безотносительно к человеку. Ценности – это вещи, обращенные к человеку». В этом смысле субъективная природа ценности предполагает, что только для человека и только через человека реальность приобретает ценностный характер.

В силу вышеизложенного представляется необходимым выделить следующие характеристики ценности: в первую очередь, доставляет человеку, обществу благо, пользу (объективный компонент) и, во-вторых, восприятие субъектом, соответствующее объективной природе предмета, (субъективный компонент). В таком понимании ценность сочетает в себе такие критерии, как «благо» и «оценка», при этом последняя может быть только положительной.

Формирование ценностного отношения к труду берет начало с античного периода развития государственности. В античной философии было принято выделять три основных представления рассматриваемой категории: труд как сакральный акт единения человека и природы; труд как тягость или наказание; труд как поле повседневной деятельности, перемежаемой праздниками.

По мере развития античной государственности отношение к труду сменилось его презрением. Считалось, что труд не может облагородить человека, он бессмысленный и отупляющий, в нем нет и не может быть внутренней красоты. Однако подобным отношением характеризовался лишь производительный труд, в то время как умственный считался добродетелью. В трудах Платона отмечено «о неблагоприятном влиянии на умственность человека ремесленной работы, приковывающей его к станку и в то же время направляющей его помыслы на одну только наживу». Аристотель также интерпретировал физический труд как удел рабов и занятие, недостойное свободного человека.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что в античное время почитался только труд умственный, а труд физический указывал лишь на низость происхождения и негодность к хорошей жизни.

1.3.Право на труд в конституционном статусе личности

В Российской Федерации образование подразделяется на общее образование (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), профессиональное образование (среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации), дополнительное образование и профессиональное обучение[5]. Как правило, одним из главных требований при трудоустройстве является наличие профессионального образования, однако, согласно российскому законодательству право на образование не рассматривается в качестве гарантии реализации права на труд.

Вместе с тем соотношение статьи 37 со статьей 43 Конституции Российской Федерации позволяет говорить также об образовательной деятельности как особой разновидности трудовой деятельности.

В то же время в специальной литературе социально-экономические права нередко подразделяются на две самостоятельные группы: социальные и экономические права и свободы.

Так, разграничивая право на труд и право на предпринимательскую деятельность, Н.А. Грачев[6] отмечает разные цели их провозглашения, в частности, если право на предпринимательскую деятельность, прежде всего, направлено на формирование свободного рынка, то право на труд - на поддержание малоимущих граждан, обеспечение достойного жизненного уровня для тех, кто не может самостоятельно это сделать, т.е. на поддержку лиц, не имеющих права частной собственности на средства производства, являющихся наемными работниками.

Тем не менее, следует заметить, что признаки, свойственные конституционному праву на труд, можно выделить и в конституционном праве на предпринимательскую деятельность. К примеру, от реализации последнего в прямой зависимости также находятся права человека и гражданина в области социального обеспечения, осуществляется реализация правомочий конституционного права на труд (право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на защиту от безработицы).

А.А. Соловьев[7], выделяя системные связи статей 34 и 37 Конституции Российской Федерации, рассматривает профессиональный спорт в качестве разновидности экономической и трудовой деятельности. Р.Д. Гребнев[8] также отмечает интегральный характер конституционного права на спорт и выводит его из комбинации статей Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации о правах и свободах, в том числе права

В одном из своих решений Конституционным Судом Российской Федерации было указано, что статья 30 во взаимосвязи со статьями 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации составляют конституционно-правовую основу для участия каждого в совместном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности путем создания коммерческих объединений. Исходя из этого в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» предусматривается, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Таким образом, право на объединение (ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации) и право частной собственности (ч. 1 ст. 35 Конституции) являются предпосылкой реализации конституционного права на труд в форме предпринимательской деятельности, причем первое выступает также в качестве его гарантии.

Взаимосвязь права на труд с политическими правами может также проявляться в соотношении формы и содержания. Как уже было отмечено, на практике Конституционный Суд Российской Федерации не раз рассматривал государственную и муниципальную службу в качестве одной из возможных форм реализации права на труд. Однако в теории служебного права понятие публичной

службы трактуется неоднозначно. Так, Н.М. Антонова публичную службу определяет как форму реализации свободы труда, в то время как С.Н. Еремина считает, что осуществление государственной службы является одной из возможных форм реализации права на труд[9].

Право на труд взаимодействует также с культурными правами и свободами, в частности со свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции). Профессиональная творческая и педагогическая деятельность являются одной из возможных форм реализации права, закрепленного в части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации. К тому же, указанные виды деятельности осуществляются на основе принципов свободы творчества и преподавания. Так, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» свобода преподавания выражается в свободном выражении педагогическим работником своего мнения; свободе от вмешательства в профессиональную деятельность; свободе выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что право на образование выступает необходимой юридической предпосылкой для реализации права на труд. Кроме того, следует отметить, что право на дополнительное образование и профессиональное обучение возникает только в силу наличия трудовых отношений между работником и работодателем.

Так же подводя итог выше сказанному, можно прийти к выводу, что трудовая деятельность может реализоваться во многих сферах деятельности государства и общества.

II.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ТРУД КАК КОНСТИТУЦИОННОЙ ЦЕННОСТИ

В последнее время возрастает внимание отечественных конституционалистов к разработке теоретических концеп­ций «конституционной ценности». К тому же Конституци­онный Суд Российской Федерации в своих решениях не раз употреблял такие понятия, как «конституционно значимые ценности», «конституционные ценности», при этом в таком значении Судом рассматривались как принципы (правовая определенность, равенство перед законом, принцип законно­го ожидания), так и права (право на жизнь, право на охрану здоровья), свободы (свобода слова, свобода массовой инфор­мации), институты (избирательных прав, свободных выборов, материнства и детства), блага (здоровье, честь, достоинство, честь и доброе имя, экологическая безопасность).

2.1.Право на труд в СССР и современной России

Право на труд имеет хотя и не многовековую, но великую историю в нашем отечестве. Именно право на труд считалось важнейшим правом личности в советский период. Им открывался перечень индивидуальных прав и свобод в советских Конституциях. При этом право на труд противопоставлялось праву собственности, которое закреплялось Конституциями капиталистических стран. Право на труд по советским Конституциям предполагало получение гарантированной работы от государства. Труд отражался в советских Конституциях не только в качестве права, но и обязанности человека. Безработных поэтому быть и не могло и не было. Если человек не работал, то был состав преступления – тунеядство.

Под воздействием советского конституционного опыта право на труд получило и высокое международное признание. Данное право содержится в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах», причем право на труд названо первым среди конкретных прав личности в данном пакте.

Сейчас же важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен в ст. 37 Конституции РФ и признан международным сообществом. Свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении возможности человеку свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Каждый гражданин может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной или иной ответственности. Гражданин может свободно выбирать вид трудовой деятельности: заниматься предпринимательством, работать на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора) или по трудовому договору.

Тезис о равенстве сторон трудового договора справедливо подвергается критике. Отношения между ними фактически строятся на основе подчинения работника работодателю. В сложившейся экономической ситуации работники не рискуют открыто защищать свои права и вступать в конфликт с работодателем, поскольку обращение с жалобой на хозяина грозит потерей работы, поэтому очень часто пострадавшему выгоднее отказаться от реализации предоставленных законом прав, чем вступать в спор.

Любое обращение работника в суд (например, по поводу восстановления на работе, оплаты вынужденного прогула) рассматривается работодателем как нежелательное и ненормальное явление, и, чаще всего, такой «смельчак» будет преследоваться им. Восстановленные на работе решением суда работники знают, что их могут уволить вновь, но уже по какому-то другому основанию.
В этих условиях необходима эффективная система юридических гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов наемных работников от неправомерных действий работодателей.

Трудовое право в союзных республиках регламентировалось специальными Кодексами законов о труде (КЗоТ). С самого первого варианта (КЗоТ 1918 года) был впервые в мире законодательно установлен 8-ми часовой рабочий день, предусматривался сокращённый рабочий день для несовершеннолетних и беременных женщин, гарантировалась стабильность, обусловленной в трудовом договоре работы, а также предоставление гражданину работы в соответствии с его специальностью.

Постановление СНК за подписью В. Ленина «Положение о биржах труда» (27 января 1918 г.) ликвидировало частные и платные для безработных конторы по найму и учредил государственные бесплатные биржи труда на которые возлагались трудоустройство безработных и выдача им пособий, а также учет и распределение рабочих во всех отраслях народного хозяйства; к концу 1930 г. безработица в СССР была ликвидирована и биржи труда прекратили своё существование. Регулирование трудовых ресурсов в СССР осуществлялось государственными органами, в том числе Государственными комитетами союзных и автономных республик, имеющими в отдельных городах и районах специальные бюро и уполномоченных по трудоустройству с помощью которых в том числе осуществлялось привлечение рабочих в малообжитые районы, крупные стройки и т. д.

При этом в СССР труд был не столько правом, сколько обязанностью. Исследователи полагают, что право на труд в СССР не просто декларировалось, но и подкреплялось государственной гарантией всеобщей занятости, что отвечало советскому пониманию справедливого государства. Известная правозащитница Л. Алексеева полагает, что в Советской России право на труд с соответствующими государственными гарантиями распространялось только на общественно полезный труд, при этом гарантировалось участие профсоюзных и других рабочих организаций в найме и увольнении работников, а также равная оплата женского и мужского труда, право на отдых, социальное страхование и социальное обеспечение по старости. В статье 12 Конституции СССР 1936 года писалось: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест». Уклоняющиеся от работы подвергались преследованиям, в том числе в уголовном порядке за «тунеядство». Например, 13 марта 1964 года будущий Нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский был приговорён к пяти годам принудительного труда в отдалённой местности за то, что не имел постоянного места работы.

В книге эмигранта И. Курганова утверждалось, что заключённые в советских лагерях работали без выходных дней ежедневно в любую погоду 10-12 часов, не считая дороги между лагерем и местом работы. Это касалось заключённых любого пола и возраста

Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

Стоит, однако, обратиться к истории страны и сравнить признанное в советское время право на труд и его современный аналог – свободу труда. Так, еще в Конституции СССР 1936 г. право на труд означало право гражданина на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством (ст. 118). Было также отмечено, что право на труд обеспечивается организацией народного хозяйства, ростом производительных сил, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. На основе этих элементов, составлявших право на труд, делался вывод, что записанное в Конституции право на труд порождает для государства обязанность предоставить каждому гражданину соответствующую его способностям, квалификации и знаниям работу.

Наиболее подробно право на труд было выражено в конституциях более позднего времени. В частности, Конституцией РСФСР 1978 г. было закреплено, что граждане имеют право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей (ст. 38).
Кроме права на труд существовала тогда и обязанность трудиться
[10].

Согласно же Конституции РФ 1978 года в редакции 1992 года право на труд уже имело иную интерпретацию. Было установлено, что каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий; что каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера; каждый имеет право на защиту от безработицы, а принудительный труд запрещен (ст. 53).

На основе имеющихся положений можно вывести следующую формулу "свободы труда":

- право как трудиться, так и не трудиться (ч. ч. 1, 2 ст. 37); в случае отсутствия трудовой деятельности гражданин не несет никакой ответственности;

- право выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37), т.е. право получить ту работу, которая соответствует имеющемуся у лица образованию, квалификации и желанию;

- запрет принуждения лица к тому труду, который им не был выбран (ч. ч. 1, 2 ст. 37);

- право требовать от государства обеспечения реализации данной конституционной нормы, т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется;

- право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

- обеспечение государством права на труд таким образом, чтобы достоинство личности не умалялось[11].

Таким образом, «право на труд» по советским конституциям не включало свободу труда (труд считался обязанностью). По Конституции РФ 1978 года в редакции 1992 года право на труд уже предполагало и его свободу. В соответствии с Конституцией РФ 1993 года при обезличивании права на труд гарантируется его свобода, которая в полной мере может означать не только возможность не трудиться, но и возможность трудиться (у гражданина есть право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на защиту от безработицы).

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что в СССР боролись с безработицей гораздо эффективнее, чем в современной России. Следовательно, обязанность на труд позволяла населению получать деньги «на кусок хлеба» в отличии от того, как в России люди ждут «теплого места» от должности вместо того, чтобы работать в другой сфере хотя бы до тех пор, пока биржа труда не предоставит им желаемое для них место.

Таким образом, право на труд существовало всегда, только его реализация была сложна в некоторые времена по причине новых принятых законов властями и воспитанием граждан страны.

2.2.Обеспечение конституционного права на труд

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В связи с этим организационно-правовые основы обеспечения конституционного права на труд рассматриваются в контексте принципа разделения властей и включают законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации.

Переходя к вопросу обеспечения указанного права в субъектах Российской Федерации, следует отметить, что особое место в системе органов публичной власти субъектов Российской Федерации занимают региональные парламенты – законодательные (представительные) органы государственной власти. Как отмечает М.М. Курманов[12], законодательный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативную базу организации и деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти регионов наряду с Федеральным законом № 184-ФЗ составляют конституции и уставы субъектов Российской Федерации, которые можно рассматривать «как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы личности, политическая стабильность и государственное единство».

В числе нормативных актов, закрепляющих правовой статус регионального законодательного (представительного) органа государственной власти, можно назвать Законы Адыгеи от 10 июля 2006 г. № 15 «О Государственном Совете – Хасэ Республики Адыгея», Красноярского края от 29 января 2009 г. № 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края» и др. Большинство отечественных конституционалистов придерживаются точки зрения, согласно которой главная функция парламента в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Как указывает В. А. Тюльпанов[13], результатом осуществления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации законодательной функции является формирование региональной нормативно-правовой базы регулирования общественных отношений, возникающих в процессе развития общества и государства и объективно требующих государственного воздействия в форме законодательных установлений.

Кроме того, как отмечает Е.В. Коврякова[14], парламент осуществляет наблюдение и проверку деятельности органов исполнительной власти в целях выявления ее неправомерности или неэффективности.

В то же время в юридической литературе можно встретить мнение, согласно которому важнейшей функцией парламента является функция представительная. Так, Д.В. Малкин[15] пишет: «Представительная функция парламента превалирует над другими его функциями и проявляет себя в той или иной мере через все направления парламентской деятельности. Не подвергая сомнению значимость законодательной функции, как и любой другой, следует признать, что представительная функция является основой основ». Однако значительная часть исследователей в нашей стране полагают, что ведущими функциями парламента выступают законодательная, представительная и контрольная.

Законодательная деятельность регионального парламента по обеспечению права на труд отражена в нормах конституций и уставов субъектов Российской Федерации, а также в законах.

В уставах субъектов Российской Федерации отсутствуют положения, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, в том числе и конституционное право на труд. Н.А. Михалева[16] это обстоятельство аргументирует следующим образом: «в условиях становления рыночной экономики, развития частного предпринимательства, прогрессирующей безработицы государство не в состоянии реально обеспечить каждому занятость».

Переходя к рассмотрению структуры современного регионального законодательства в сфере труда, отметим, что принципы законодательства, его ценностные параметры, ориентиры в рамках правовой политики приобретают особую значимость. Именно закон дает ритм, динамику, направленность всей правовой жизни.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что закон дает направление обществу быть занятыми трудом. Закон обеспечивает граждан страны занятостью, но в связи с недостатком рабочих мест и избытка выпускаемых профессионалов по определенным профессиям очень трудно государству предоставить им всем занятие по роду их деятельности.

2.3.Проблема реализации права на труд в РФ

Реализация трудовых прав для большинства групп населения является одним из наиболее важных средств создания материальных условий жизни. Именно зарплата является главным источником благосостояния наемных работников и членов их семей. А потому так важно понять, входит ли право на труд в провозглашенную Конституцией РФ свободу труда – конституционное правомочие, пришедшее на смену ранее существовавшему праву на труд. Мнения ученых по этому поводу расходятся.

Одни считают, что право на труд предполагает гарантированную возможность использовать свои трудовые ресурсы, свобода же труда снимает ответственность с государства за обеспечение граждан работой; основной смысл свободы труда по Конституции РФ заключается в свободе от труда, т.е. от обязанности трудиться. Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного результата. Реализация конституционных положений в сфере труда осуществляется в рамках трудового договора, это и есть свобода труда.

В соответствии с иной позицией «свобода труда включает, во-первых, право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, и, во-вторых, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности».

Так в чем же заключается различие понятий «право» и «свобода»?
В Толковом словаре русского языка XX века слово «право» определено как законодательно закрепленная возможность осуществлять, делать что-то; узаконенная и юридически оформленная возможность пользоваться, владеть чем-либо, осуществлять какой-либо вид деятельности, производить что-либо; узаконенная возможность требовать соблюдения своих интересов в чем-либо, а также получать защиту этих интересов; а слово «свобода» – как возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, отсутствие зависимости; отсутствие запретов и ограничений. Большая юридическая энциклопедия указывает на то, что право – это официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации, а свобода – субъективная возможность человека и гражданина совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных обязанностях.
То есть право определяется в словарях как нечто подтвержденное, формально установленное, а свобода – как то, что основано на субъективных возможностях человека.

С точки зрения философов эпохи Просвещения, заложивших основы свободы человека, данное понятие имеет свое индивидуальное значение. Так, Ш. Монтескье писал: «Свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность сделать то, чего должно хотеть...». По Дж. Локку, свобода состоит «в том, что мы можем действовать или не действовать согласно нашему выбору или же желанию».
В Конституции РФ свобода труда представлена как официально признанная возможность человека использовать или не использовать свои способности к труду, т.е., скорее всего, свободу можно рассматривать как обладание правом действовать в соответствии с имеющимся желанием.

По мнению конституционалистов, между понятиями «право» и «свобода» различия условны, т.к. и то и другое означает юридически признанную возможность каждого на вид и меру своего поведения. Вместе с тем отмечается, что понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

И здесь следует указать на два важных момента. Во-первых, отмечено то, что как право, так и свобода имеют юридическое признание. Во-вторых, в качестве правомочий личности, «защищенной от вмешательства в ее внутренний мир», не названа «свобода труда» как вид свободы, для реализации которой недостаточно предоставления человеку самостоятельности и отсутствия запретов.

Следует полагать, что в том случае, когда для реализации свободы от государства требуется воздерживаться от ее запрета, отношения между гражданином, с одной стороны, и государством, с другой стороны, имеют абсолютный и пассивный характер. Если же для реализации гражданином свободы со стороны государства необходимы какие-либо действия, то возникающие между государством и гражданином отношения носят уже конкретно-определенный или относительный и в то же время активный характер и выражаются через право требования одной стороны и, соответственно, корреспондирующей этому праву обязанности другой.

В отличии от Конституции СССР, в Конституции РФ ведущим термином названо не «право на труд», а «свобода труда» (ст. 37).

Однако не следует основываться лишь на формальном подходе при раскрытии в полном или в усеченном варианте понятия «свобода труда». Что стоит свобода труда в таком ее понимании как право не трудиться? Свобода (в какой бы она ни была предложена форме - свобода от хозяина, от органов власти, от обязательств и т.д.) без средств существования ничтожна. Об этом, кстати говоря, помнили логически мыслящие политики XIX века, не представляя освобождение крестьян иначе, чем с обеспечением их землей, т.е. средством производства. Например, император Николай I хорошо осознавал тот факт, что если просто отпустить крестьян и позволить им о себе позаботиться (как, в частности, предлагают сделать безработным гражданам некоторые ученые, пытаясь снять с государства лишнее бремя), то крестьяне, по существу, ничего не выиграют, т.к. останутся без возможности зарабатывать себе на жизнь. Лишившись земли, они неизбежно будут проситься обратно в кабалу на любых условиях и, не найдя себе применение на селе, станут скитаться по всей стране.

Поэтому представляется весьма странным и лишенным какого-либо смысла предположение о наличии свободы труда у граждан при отсутствии у них возможности зарабатывать себе на жизнь. Нельзя говорить и о построении правового государства, если соблюдение законов не обеспечено легальными способами получения средств к существованию. А одним из таких способов и является гарантированность свободы труда.

Не вызывает сомнений, что свобода труда в той части, что имеет пассивный характер, существует, т.к. государство не выдвигает требований под угрозой какого-либо наказания об обязательном вступлении граждан в трудовые отношения.
Что касается активной составляющей отношений между государством и гражданином по поводу реализации свободы труда, то здесь уже однозначно ответить нельзя, что свобода труда имеет реальное законодательное обеспечение. Исходя из анализа положений Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», можно констатировать тот факт, что государство понуждает человека самостоятельно справляться с поиском работы. То есть, по сути, игнорирует нормы Конституции РФ о защите от безработицы.
В заключение следует отметить, что свобода труда, провозглашенная Конституцией РФ, в отличие от большинства свобод, имеет свой, особый характер. Наряду с отношениями пассивного характера, возникающими между гражданином и государством по поводу свободы труда, могут иметь место и отношения активного характера, предполагающие наличие гарантий для реализации официально признанной за гражданином возможности трудиться. Таким образом, в рамках Конституции РФ право на труд не ликвидировано, а является частью свободы труда.
Вместе с тем было бы правильным к числу называемых в литературе недостатков Конституции РФ 1993 г. добавить несовершенную формулу как свободы труда, так и права на труд, которая, как видится, должна состоять из того комплекса правомочий гражданина страны, который был ранее представлен в Конституции РСФСР 1978 г. (в различные периоды в совокупности), и иметь следующее содержание:

« – предоставляется свобода труда. Каждый гражданин имеет право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, – включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных и экономических потребностей.

– государством гарантируются условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также защита от безработицы».

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что право на труд как конституционной ценности не обеспечивается современным Российским государство в полной мере.

Таким образом, обеспечить исполнение данной функции как реализации права на труд как конституционной ценности достаточно не сложно, хотя и трудоемко. Недостаток рабочих мест дает о себе знать. Но люди, получая определенное образование, жаждут получить работу в выбранной им сфере своих интересов. Ожидая своего рабочего места по квалификации, люди не идут на предоставляемые государством свободные вакансии, в следствие чего возникает нехватка рабочих на производстве и в любых других сферах.

Следуя вышесказанному следует не только добавлять рабочие места, что безусловно необходимо, но и менять политику воспитания населения, прививать любовь к любому труду: как к умственному, так и к физическому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, насколько это представляется возможным в рамках курсовой работы

Я рассмотрела, на каком же месте стоит труд в жизни человека и общества, выяснила причины трудовой нереализованности граждан и иных проживающих на территории Российской Федерации.

Просмотрев труды многих ученых, я выяснила, почему право на труд является конституционной ценностью; сравнила права на труд в Российской Федерации и в СССР, что дало мне очень глубокое понимание о праве на труд (как реализовывался раньше и как сейчас); из этого я вывела проблему реализации права на труд в современной России и написала несколько своих высказываний по поводу того, как возможно обеспечить решение данной проблемы хотя бы на начальном уровне.

В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

- во-первых, право на труд всегда было ценностью для народа (в какое-то время умственный труд, в какое-то время физический);

- во-вторых, труд для населения стоит на втором месте после его оплаты. Естественно, что люди не хотят идти на низкооплачиваемые вакансии, так как заработная плата на некоторых не достигает даже и прожиточного минимума;

- в-третьих, право на труд как обязанность для населения намного эффективнее для государства и самого общества, нежели права на труд как возможности трудиться (по желанию);

- в-четвертых, в Российской Федерации не только не хватает рабочих мест по оконченным людьми специальностям, но и есть вакантные места, которые не заполняются в связи с тем, что люди просто не хотят работать в то время, пока не могут отыскать деятельность по своему имеющемуся образованию, предпочитая при этом просто находиться дома и получать пособие по безработице;

- в-пятых, решить эту проблему можно увеличением количества рабочих мест (открытие мануфактур и иных производств или других сфер деятельности), также привития обществу любви к труду с помощью изменения программы воспитания населения еще с момента «школьной скамьи» и даже детского сада, продолжая все это объяснять в средних и высших учебных заведениях и даже уже в процессе работы.

Подводя итог, на мой взгляд, верно отметить, что причины профессиональной нереализованности граждан страны выявлены и что возможные пути решения проблемы безработицы, то есть нереализованности права на труд как конституционной ценности, хотя бы на начальном этапе найдены.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Иванова Е.А. «Проблемы реализации конституционного принципа свободы труда в Российской» // Дипломная работа, 2007 [Электронный ресурс]: URL: http://www.bestreferat.ru/referat-210650.html
(дата обращения: 02.05.2016).

3. Хурматуллина Алсу Махмутовна «Право на труд как конституционная ценность и его обеспечение в субъектах российской федерации» // Диссертация, 2015 [Электронный ресурс]: URL: http://www.dslib.net/konstitucion-pravo/pravo-na-trud-kak-konstitucionnaja-cennost-i-ego-obespechenie-v-subektah.html
(дата обращения:02.05.2016).

4. Абрамова О.К. «Конституционные ценности как особая форма выражения права (Абрамова О.К.)», 27.05.2015 [Электронный ресурс]: URL: http://отрасли-права.рф/article/6668

(дата обращения: 03.05.2016).

5. Трофимова Г.А. «Право на труд и свобода труда: проблемы соотношения (Трофимова Г.А.)», 13.05.2015 [Электронный ресурс]: URL: http://отрасли-права.рф/article/3440

(дата обращения: 06.05.2016).

6. Журавлева Т.Е., Басалаева С.П. «Проблемы реализации прав работника и работодателя при заключении трудового договора», октябрь 2011 [Электронный ресурс]: URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/legal-and-political-science-311/commercial-labor-land-law-civil-and-administrative-law-311/7766-problems-of-realization-of-workers-and-employers-in-the-conclusion-of-the-labor-agreement
(дата обращения: 06.05.2016).

7. Мартыненко С.Е., Саттарова Н.А., Астахова Н.Н., Азизов Р. «Право на труд в системе конституционных ценностей» // Евразийский юридический журнал № 8 (75), 09.10.2014 [Электронный ресурс]: URL: http://www.eurasia-allnews.ru/nauchnye-stati/item/230-pravo-na-trud-v-sisteme-konstitutsionnykh-tsennostej.html
(дата обращения: 07.05.2016).

[1] В.И. Крусс «Конституционализация права: основы теории: монография».

[2] Доктор юридических наук, профессор МГУ с 1950 г. Годы жизни: 13.02.1922 – 06.03.1998.

[3] Советский и российский ученый-юрист, основатель т. н. «юридической африканистики». Годы жизни: 1926 – 2000.

[4] Известный болгарский ученый-правовед, юрист. Годы жизни: 1934-2004.

[5] Ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[6] Член-корреспондент РАЕН, профессор Московского института электроники и математики, Департамента электронной инженерии.

[7] Член комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России.

[8] Научный руководитель института, д. ю. н., профессор Российского университета дружбы народов (РУДН).

[9] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина» // СЗ РФ. – 11.07.2011. - № 28. – Ст. 4261.

[10] ст. 18 Конституции РСФСР 1918 года, ст. 9 Конституции РСФСР 1925 года, ст. 12 Конституции СССР 1936 года, ст. 12 Конституции РСФСР 1937 года, ст. 60 Конституции СССР 1977 года, ст. 58 Конституции РСФСР 1978 года.

[11] В соответствии с ч. 1 ст. 21 Конституции РФ государство призвано охранять достоинство личности

[12] Доцент, д. ю. н., профессор института социальных и гуманитарных знаний, Казань.

[13] Российский государственный деятель и политик. Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Ненецкого автономного округа, председатель Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности Совета Федерации, член Высшего совета партии Единая Россия.

[14] Докторант Московской государственной юридической академии им. Кутафина О.Е.

[15] Член КПРФ. Состоит в профсоюзе работников культуры. Имеет высшее техническое образование, окончил Московский государственный открытый университет.

[16] Доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ.