Естественно, невозможно ответить на вопрос, чему учат в университете. Зависит от специальности и университета. А вот как – вопрос, конечно, интересный, и не однозначный. Кэмбридж и Оксфорд гордятся тем, что они учат внутри колледжей маленькими группами по 8-10, лекции в этих университетах относительно «новый» зверь. Их там мало, они организованы университетом, сколько они длятся – не знаю. Семинары длятся по часу. Сколько предметов в семестр, думаю, что 6, но точно не знаю. Каждый университет держит свою программу в тайне, чтобы враги не украли (я не шучу).
Наш курс «Инженерная наука в области пожаров» в Университете Центрального Ланкашира уже «своровали», как минимум дважды. Курс был изначально разработан покойным Георгием Михайловичем Махвиладхе, который работал в Пожарной Академии в Москве. Для Великобритании он уникален, так как Георгий Михайлович сам его создал с учётом ограниченных способностей британских студентов, изначально он набрал 4-5 преподавателей из России, из местных ресурсов он воспитал моего мужа, тот защитил у него докторскую диссертацию и остался работать, теперь он ведущий преподавтель по этой тематике. Был период, 20 лет назад, когда мы только поженились, каждый год ему давали новый модуль преподавать, каждый раз он брал материалы, разработанные Махвиладзе и адаптировал их к способностям наших студентов. Хохма была в том, что в начале сентября ему сообщали, что через 2 недели он преподаёт новый модуль (в дополнении к его старым модулям). Один из наших студентов закончил бакалавриат и поступил в нашу магистратуру, закончив её, он воскликнул: «А у Вас есть другие преподаватели, кроме Тони Грэхема? Он преподавал мне абсолютно все предметы!». Это, конечно, было исключение, так уж получилось, что в качестве предметов по выбору, он взял предметы, которые преподавал муж, а не его коллеги. Как обучают у нас в университете. Опять отвечу – по-разному. На «базовом» курсе (на первый курс оценок не хватило, но хватило поступить на базовый курс, где они должны дорасти за год до уровня, необходимого для обучения на первом курсе). Так вот на «базовом» курсе все лекции и семинары длятся по 2 часа (не академических – астрономических). Теоретически: 50 минут преподавания, 10 минут перемена, чтобы следующий преподаватель успел зарегестрировать на лекционном компьютере. Я предпочитаю преподавать 1 час 40 минут, и отпустить студентов пораньше. В неделю у них 12 контактных часов с преподавателями. Мы, «пожарники» обучаем лекциями по 3 часа (9-12 или 13-16), это смесь лекций с семинарами: читаешь лекцию, а внутри задачки для рассчётов радиации или конвекции тепла. На первом курсе есть часовые семинары, где студенты практикуются решать задачки по теме 3-часовой лекции. На других отделениях инженерного факультета есть двухчасовые лекции по математике и часовые семинары. У «пожарников» есть что-то вроде заочного обучения: те же необходимые 6 модулей студенты изучают на протяжении 2х лет (очники изучают за год, у них еженедельные лекции и семинары). Раз в учебный месяц какой-то из шести модулей преподаётся за одну неделю (с понедельника по пятницу с 9-12 и с 13-16). Обычно работающие заочники сообщают своим работодателям (который собственно и платит за обучение своего работника) даты модулей, вместе они выбирают подходящие для компании три недели, и студент регестрируется на эти модули, на следующий год у него уже не будет особого выбора, нужно будет добрать остальные три модуля. Студенты-заочники (в этом году у нас их много 50) приезжают со всей страны, живут в гостницах (платит работодатель), ходят ежедневно на занятия, в пятницу разъезжаются по домам, а потом сдают контрольную электронно, в некоторых модулях и контрольная, и проект сдаются электронно; в некоторых есть контрольная и очный экзамен в мае; в некоторых есть презентация и проект. То есть студентам-заочникам мы говорим, что они будут в университете 4 недели из 52 (3 недели на модуле и одну на экзамены).
Университет Дарэма. У «математиков» все занятия длятся один час, кроме программирования: лекции тоже были часовыми, а семинары были по два часа. В этом триместре у дочки 5 лекций и семинаров в понедельник, 5 – во вторник; 2- в среду; 7 – в четверг; 4 – в пятницу, то есть у неё 23 часа учебных часа с преподавателем в неделю. В прошлом триместре у неё было 6 часов в пятинцу, и 3 - во вторник. В среду тоже было два, и это, в общем-то, нарушение негласного правила среди всех университетов Великобритании: не учимся по средам, чтобы студенты имели возможность участвовать в университетских клубах, особенно спортивных, особенно соревнования по разным видам спорта между разными университетами (их все планируют на среду). Так, команда университета Дарэма по бадминтону – чемпион среди всех университетских команд. В Дарэме все занятия начинаются пять минут после целого часа (9:05, 10:05, 11:05, 12:05, 15:05. 17:05 – самое позднее занятие), а заканчиваются за 5 минут до конца часа (9:55, 10:55, 11:55, 12:55, 15:55, 17:55). Почему так происходит? А у них нету перемен. Вообще, как класс.
Когда я в 1989-1994 году училась в Московском Государственном Педагогическом Университете им В. И. Ленина, то наш учебный день начинался в 8:30, это было необычно рано, потому что как будущие преподаватели мы должны были привыкнуть быть на рабочем месте в 8:30, начало учебного дня в школах. Наше расписание было организовано парами, максимум по четыре в день.
1я пара - 8:30-10:00
2я пара - 10:10 – 11:40
Обед - 11:40 – 12:40
3я пара – 12:40- 14:10
4я пара – 14:20 – 15:50
Это было не каждый день, точное количество часов понедельно не помню.
Сегодня (16 января 2023), в конце вводной лекции (которую у меня украли на оргмоменты) я задала студентам – будущим инженерам - простенькую сумму, которую придумала, пока шла на работу.
х= 20 + 10 ([500-5*50]/10)1/2.
Я надеядась, что половина из 150 студентов в лекционной аудитории дадут правильный ответ – 70, а вторая половина даст неправильный ответ – 60. Ни один 150 студентов ни ответил правильно на вопрос, один рискнул сказать, что надо 30 умножить на содержимое скобки. Мне пришлось решить с ними пример пошагово: 5 умножить на 50 равно 250; 500 – 250 =250; 250 делить на 10 равно 25; 25 в степени ½ то же самое, что квадратный корень из 25; 5 умножить на 10 равно 50; 50+20=70. Закончилось всё это аплодисментами из зала. Это та ситуация, когда не знаешь плакать или смеяться.