Найти в Дзене
Даниил Туррель

IT-беженец в Германии. Часть 83

20 декабря, вторник.

Это настоящая история. Происходит со мной прямо сейчас. Пишу как есть.

— Яхве, Иегова, Элохим, Элоах. В древнем библейском письме не было принято писать гласные буквы. Писали только согласные, а гласные — имели ввиду. Но потом люди забыли, что они имели ввиду. Поэтому, у нашего Бога так много имён

— Братан, погоди. Это как? Гласные, согласные?

— Ну вот, если бы мы говорили «Прохор», а писали бы «ПРХР». А дальше — гадай, это «Прохор» или «Перегар»

— Ааа, понял. А чего, и Иегова — тоже имя Бога? Как «свидетели Иеговы»? Это же баптисты

— И Иегова тоже. Смотри. Ведь Прохор — это не твоё настоящее имя. Ты используешь его потому, что нам так понятнее. Отчасти, это мы, русскоговорящие, заставили тебя переименоваться. Напомни, как тебя зовут на самом деле? Ты же мне другое имя сказал, когда мы билет покупали

— Брогар

— Вот, видишь. А мы ведь не знакомы с этим именем. Называем тебя ближайшим аналогом, который есть у нас в голове. И Бога каждый может называть по-разному. Не нужно из-за этого путаться. Первое, и самое главное, что нужно знать про Бога — он для всех один. Вне зависимости от того, как ты его называешь

— Для христиан и для мусульман тоже? Я заходил как-то в мечеть. Они, конечно, умеют убедительно говорить

— Особенно для христиан и для мусульман. Если ты уже заходил в мечеть, то должен знать, что мусульмане признают Библию. И признают всех пророков, которые там описаны. А Коран, кстати, содержит кучу отсылок к Библии

— Братан, а почему тогда все в разные церкви ходят?

— Потому что каждый называет Бога по-разному. И считает нужным по-разному с ним общаться. Но это никак не отменяет того факта, что Бог для всех один

— А где он, этот Бог?

— Разные религии это объясняют по-своему. Но тут точно такая же ситуация, как и с именем Бога. Слова разные, а суть одна. Кто-то скажет, что Бог — на небесах. Кто-то скажет, что Бог — на другой планете. Но есть нюанс. Ты помнишь, как тебя в детстве учили считать?

— А при чём тут считать и Бог?

— Очень даже при чём. У детей не развито образное мышление. Поэтому, дети по-началу просто не способны понять цифры. Саму концепцию цифр они не вдупляют. Их учат считать на чём-то, что они могут увидеть и потрогать. Яблоки, апельсины

— А, ну да. Меня… вроде… на яблоках учили?

— А меня на апельсинах

— И при чём тут Бог?

— А при том, что все эти «на небе», «на другой планете» — это просто яблоки и апельсины. Они нужны только для того, чтобы хотя-бы начать что-то понимать. Но они не выражают сути. Цифры существуют без яблок и апельсинов. И Бог существует без «на небе» и «на другой планете»

— Ну я что-то не понял. Он же должен существовать. Братан, ты подумай. Если его нигде нет, то зачем ему поклоняться?

— Хорошо, давай по-другому. У христиан это объясняется наиболее «яблочно-апельсиново». Троица. Бог — это одновременно и отец и сын и святой дух. И все догоняют, что Иисус — это тоже Бог. Ну, одно из его воплощений. И всем становится ясно. Ааааа, мол, мы можем его потрогать. Тогда понятно

— Ну тогда понятно

— Но тема с Иисусом тут нужна только для входа. Для начального понимания. Самая суть — это святой дух. Вот его уже нельзя ни потрогать, ни посмотреть на него. Это концепт

— Получается, что Иисус — это яблоко

— Не стоит так говорить. Иисус — важный символ у христиан. Если человек в теме, то он, конечно, тебя поймёт. А если кто-то веру только с поверхности черпает, то его такое сравнение может и оскорбить

— …

— Но вообще, да. Между нами говоря, Иисус для понимания веры — это как яблоко для понимания математики. Так что, давай для простоты. Иисус — это яблоко. Но никому больше не говори такого

— Хорошо, братан

— Разные религии по-разному знакомят людей с Богом. Христиане — через Иисуса. А вот мусульмане не считают Иисуса Богом. Они считают его пророком. Наряду с Ноем, Моисеем, Мухаммедом

— Братан, а чего у тебя постоянно скачет? То христиане, то мусульмане, то там ещё какие-то баптисты были?

— Ну ты же просил рассказать тебе про моего Бога? Вот я и рассказываю про моего. А чтобы всё лучше понимать, стоит самому сходить и в церковь и в мечеть. Они тебе сами про свою веру лучше расскажут. А я — про свою. Другой у меня нет

— Ну про свою, так про свою

— Так вот… На чем я там остановился?

— На яблоках

— А, точно. У мусульман, например, нету яблок. Они сразу тебе говорят, что Бога в нашем физическом мире ты никак не потрогаешь. Он не человек. Он не был рожден и не может иметь детей. А знаешь, почему они пропускают яблоки и апельсины?

— Почему?

— Я не знаю. Но у меня есть теория. Математика к нам пришла из восточного мира. Я считаю, что посколько эти люди «изобрели» для нас математику, то у них и с абстрактным мышлением должно быть лучше. А если абстрактное мышление хорошее, то тебе не нужны ни яблоки ни апельсины, чтобы понять, что такое цифры. Понимаешь?

— Ну так

— Хорошо, смотри. Китай и Индия — это тоже «родина» математики, как и исламские страны. И в Буддизме, например, тоже нету никакого Бога, который бы хотя-бы как-то существовал в реальном мире. Им тоже не нужны ни яблоки ни апельсины

— А чего у них там? Бананы?

— Эта фруктовая ваза нужна нам, европейцам. Потому что у нас нет такого исторически-культурного понимания математики. А значит, и нет такого же глубокого понимания абстракции. Мы её заимствовали из восточного мира. А если совсем без абстракции, то люди способны думать только о том, что можно потрогать, понюхать, увидеть, за зуб проверить. Как дети делают

— Братан, а у буддистов дети чего, сразу математиками рождаются?

— … Блин… Хороший вопрос… Хрен их знает. Но китайцы же в математике — огонь. Лучшие в мире. Если не рождаются, то сама культура их этому быстро обучает. Как пить дать… Вот. И, короче, буддисты на столько далеко ушли в этой концепции, что они даже не дают Богу имени. Они просто молчат, если хотят поговорить о Боге

— …

— Может показаться, что они вовсе в Бога не верят. Но это не так. Они в него не просто верят, они в него даже знают

— А Будда? Буддисты же поклоняются Будде. И у него есть имя. Будда, братан

— Так считают люди, которые вообще не шарят в буддизме. Примерно так же, люди, которые никогда не читали Библии, считают, что заповедей всего десять

— А сколько их? Не убей, не укради, чего там еще?

— В Ветхом Завете их несколько сотен. Я не считал даже, сбился на пятидесяти. И звучат они, скорее, как свод законов. Вот пара моих любимых: «Если выбил зуб рабу, отпустит его на волю», «Если вол забодал человека, то побей вола камнями. А хозяин не виноват»

— А нормальные заповеди там есть?

— А чем эти не нормальные? И я вообще не шучу сейчас. Тогда люди жили в других условиях. И эти правила им были нужны. Сейчас всё это сократилось до десяти заповедей, потому что время изменилось. Когда ты вообще последний раз вола в живую видел?

— Ну… вообще, до приезда в Германию я как раз…

— Ладно, Прохор, хорошо, я понял. Ты видел вола. Но в целом, для современного европейского человека, вол — это что-то наподобие дракона. Существо из древних сказаний

— Братан, получается, мы выбираем только те заповеди, которые подходят по времени?

— Нет. Не так

— А как?

— Мы вообще не выбираем заповеди. Заповеди нам даёт Бог

— Братан, ну мы же не переписываем Библию каждый раз?

— А её и не нужно переписывать. В ней уже всё есть. Там есть все ответы. Да и не только …

— Про волов?

— Нет, Прохор. Мы же уже говорили с тобой про слова. Слова сами по себе — пустышка. Главное — смысл, который они несут. И даже старым, воловым наречием, в Библии выражен правильный смысл. И это главное

— Ну ты же сам только что говорил, что в Библии только про волов написано

— Да чего ты привязался к этим волам?

— Не, я-то ничего. Это ты же всё: волы, волы

— Прохор. Волы — это яблоки

— …

— Самое главное — смысл, а не слова. А смысл очень простой. Все хотят мира. Все хотят добра. Все хотят дружить. Все хотят… чего там ещё все хотят?… Все хотят, чтобы толчки были чистые. Понимаешь?

— Ну чего-то я не уверен, что вон тот турок хочет, чтобы толчки были чистые

— Ну ведь ты же хочешь всего этого? И он не турок, а курд, кстати

— Братан, я-то хочу. А другие разве хотят? Кругом — звери

— А не нужно думать, хотят они этого или не хотят. Нужно верить

— …

— Верить, говорю, нужно, Прохор. Верить в то, что Бог — один. Что и тебе и мне и вон тому курду один и тот же Бог повторяет одни и те же слова

— Про толчки?

— И про волов

— … А дьявол, тогда, нам про грязные толчки повторяет?

— Нет. Только давай толчки заменим на душу. Пусть будет чистая и грязная душа, а не толчки. Добро?

— Добро, братан. Толчки — это яблоки. Да?

— Ага

— И чего там с дьяволом?

— А дьявола нет никакого. Точнее, так. Пока ты веришь в Бога — никакого дьявола нет. А как только ты перестал верить и начал считать, что вон тот курд — г@ндон, то тут-то дьявол и появляется

— А где он появляется? В том курде?

— Нет

— … Во мне?

— Нет

— Братан, а где тогда?

— Он просто. Появляется

— … В яблоке?

— … Ну пусть будет в яблоке