«Если мы забудем свое прошлое, мы обречены пережить его заново»
– Элем Климов, режиссер кинокартины «Иди и смотри».
Элем Григорьевич увидел и прочувствовал все ужасы войны уже в восьмилетнем возрасте. Именно этот опыт подтолкнул его на создание настолько реалистичной и достоверной кинокартины. Атмосфера фильма давит, заставляет волноваться и нервничать. После просмотра фильма даже самый черствый человек найдет где-то внутри себя добро, подпитанное идеями пацифизма. Как же режиссер добился такого эффекта?
В «Иди и смотри» нет спецэффектов: взрывы вызваны настоящими снарядами, все использованные патроны – боевые. Даже корова действительно погибла от обстрела.
Режиссер влиял на сознание актеров. Четырнадцатилетний Алексей Кравченко стал главным подопытным психологических экспериментов Климова. Чтобы актер пережил весь путь героя, фильм снимался в хронологическом порядке. Для съемок сцены, где Флёра и Глаша переходят болото, режиссер заставил детей снять все термобелье, чтобы эмоции, вызванные холодной водой и забивающейся в обувь, под одежду, а также в нос, рот и уши грязью, были максимально правдивыми. Актеров, исполнивших роли немецких солдат, Климов заставил пить 2 недели до съемок, чтобы изобразить на экране натуральные опухшие пьяные лица. В сцене сожжения жителей деревни массовку по-настоящему силой затолкали внутрь старой деревянной церквушки, заперли и несколько раз выстрелили в воздух, чтобы вызывать у людей неподдельную панику и первобытный животный страх.
В фильме нет клишированных героев. Зритель уже привык видеть главным героем фильмов о войне советского мужчину – сильного и храброго бойца, спасающего мир от фашизма. Советская женщина в таких фильмах обычно тоже показана храброй и самоотверженной, готовой закрыть своим телом солдата от пуль ради высшей цели – победы над фашизмом. Немца в таких фильмах обычно изображают сильным, умным, хитрым и расчетливым противником с передовым вооружением (чтобы увеличить в глазах зрителя значимость победы). В «Иди и смотри» таких героев нет. Флёра – до смерти напуганный и слегка контуженный подросток. Глаша – девочка, постепенно сходящая с ума от пережитых ужасов. Косач – безэмоциональный, сухой командир, за годы войны потерявший человеческие чувства. Немцы здесь – пьяный сброд. А их командир после попадания в плен – трус, пытавшийся свалить все свои преступления на других пленных солдат и офицеров.
Звук. После падения недалеко от Флёры и Глаши снаряда немецкого бомбардировщика зритель будет до конца картины слышать свист гул, какой слышит человек при контузии.
Символизм – главная особенность фильма
Картина не ограничивается реалистичностью, в ее образах сокрыт глубинный смысл. Во все происходящее на экране зашит библейский сюжет об апокалипсисе. При помощи визуальных метафор автор показывает триумф сил зла, становление ада на земле. Немецкий самолет-разведчик парит над героями, будто ангел смерти. Из смога, словно всадники апокалипсиса, возникают немецкие солдаты на мотоцикле. Они же, с градусом в крови, улыбкой на лице и музыкой на фоне заживо сжигающие людей – это типичные обитатели преисподней.
Режиссер также использует круговые и полукруговые мизансцены, чтобы показать перемещение главного героя по кругам ада. Например, в сцене на острове толпа создает круг у обугленного едва живого старика. В сцене, где немцы уходят из разграбленной деревни, фашисты фотографируются с Флёрой, стоя полукругом.
Самая важная сцена фильма – та, где Флёра расстреливает лежащий на земле портрет Гитлера. Главный герой до этого момента за весь фильм ни разу не стреляет в человека. Параллельно с этим действием нам в обратной перемотке показывают кадры становления Рейха и самого Адольфа Гитлера. Флёра палит в портрет до тех пор, пока нам не показывают фюрера еще ребенком. Даже понимая, что это тот самый Гитлер, главный герой не может выстрелить в малыша – светлое и невинное создание. В этот момент зрителю дают понять, что, даже пройдя через ужасы войны, человек может остаться человеком.
Также на лежащем в луже портрете красуется надпись «Гітлер асвабадзіцель» (кстати, такие плакаты действительно распространялись на территории Беларуси), но лица форера не видно. Это ключевая деталь, раскрывающая весь посыл фильма: у зла нет лица. Не стоит зацикливаться на Гитлере. Война оказалась такой ужасной не из-за того, что ее развязал и вел именно этот человек. Любой мог оказаться на его месте, и война была бы сущим кошмаром, а сам зачинщик – злом . И в наше время любой человек, развязавший войну, будет злом. И через сто лет. И через тысячу.
Фильм «Иди и смотри» изображает войну такой, какая она есть. Без геройства и приукрас. Картина показывает правду глазами непосредственного участника событий. Зритель верит этому фильму. А как тут не поверить, когда жестокость происходящего на экране вызывает леденящий страх, тоску и даже тошноту? На основе этих уж точно не положительных чувств зритель делает выводы о войне. А эти выводы будут еще долго жить в его сознании. Возможно, если бы каждый человек на земле посмотрел эту картину, человечество больше никогда бы не увидело войн. Очень хотелось бы в это верить.