Совершенно не понятно, каким образом я мог пропустить этот фильм 2001 года, да не просто пропустить, а вообще не знать о его существовании. Каюсь, грешен. Это было время «Брата», «Жмурок» и «ДМБ», т.е. время перехода от лихих 90-ых к стабильным 2000-ым. Еще на улицах продолжались бандитские разборки, но уже вырисовывалась картина нового порядка – недалекие, но могущественные сановники, купцы-миллионщики, их отвязанные дети, безумные отставные генералы, аферисты всех видов и мастей, дорогие проститутки… но позвольте, ведь это же все Достоевский? Да, судари мои, он-с!
Первое появление князя Мышкина (Федор Бондарчук) может вызвать культурный шок – вообразите себе довольно молодого человека в прозрачном длинном плаще, под которым надета жилетка с карманами, полными дисками. В кармане на спине помещаются домашние тапочки, головной убор напоминает чепцы дам на картинах малых голландцев, снизу широченные брюки с огромными карманами и в руках двухкассетный магнитофон с примотанными сверху батарейками. Каково? Кстати, вот как описывает одежду князя сам автор «Идиота»: «На нем был довольно широкий и толстый плащ без рукавов и с огромным капюшоном, точь-в-точь как употребляют часто дорожные, по зимам, где-нибудь далеко за границей, в Швейцарии или, например, в Северной Италии… В руках его болтался тощий узелок из старого, полинялого фуляра, заключавший, кажется, все его дорожное достояние. На ногах его были толстоподошвенные башмаки со штиблетами – все не по-русски». Есть что-то общее между ними…
В автобусе князь знакомится с сыном русского купца-миллионщика Парфеном Рогожиным (Иван Охлобыстин), который скрывался от папашиного гнева за растрату его денег на подарки даме своего сердца в горах Швейцарии. Между ними завязывается беседа и по прибытии в Петербург они расстаются уже почти друзьями. Постепенно мы погружаемся в фантасмагорический мир денег, любви, предательства, высоких страстей и мелких интриг. Среди всего этого хаоса, также как и у Достоевского, есть только одна чистая душа – это князь Мышкин, ему чужда корысть, зависть, тщеславие, и это вызывает полное непонимание со стороны окружающих. Как заметил один из попутчиков князя «по крайней мере простодушны и искренни, а сие похвально!»
События развиваются стремительно, в общий круговорот вовлекаются все новые и новые персонажи – важный сановник генерал Епанчин (Йозас Будрайтис), его жена (Барбара Брыльска), трое их дочерей, секретарь Епанчина Гаврила Ардалионович и его безумный отец (Ежи Штур), аферист Фердыщенко (Александр Баширов) и, наконец, Настасья Филипповна (Анна Букловская). В эпизодах появляются Алексей Панин, Михаил Полицеймако, Ольга Будина и др. Все герои в той или иной степени сумасшедшие, но считают себя правильными и нормальными людьми. Парфен Рогожин сорит деньгами направо и налево, покупая рестораны и дома, Гаврила Ардалионович смиренно ожидает женитьбы на Настасье Филипповне, чтобы она отстала от томного красавца Тоцкого (Артемий Троицкий), Настасья Филипповна называет Рогожина тварью и злодеем, но уйти к князю не может и не хочет, и т.д.
В общем, все как у Ф.М., но с поправкой на время. В фильме есть замечательный эпизод, когда собравшиеся в доме Настасьи Филипповны делятся откровенными историями из своей жизни. Фердыщенко рассказывает о том, как он подвел своего армейского товарища, который просил его передать жене письмо в случае своей гибели. Фердыщенко письмо взял, но на вокзале у него возникла большая нужда, а бумаги в туалете нигде не было и ему пришлось, страдая и плача, использовать письмо друга. Лично мне это очень напомнило эпизод из фильма «Криминальное чтиво», когда к маленькому Бутчу приходит друг его отца и отдает отцовские часы, которые он все это время носил в заднем проходе. Я думаю, что таких отсылок в фильме можно найти множество.
Но фильм все-таки о любви, о том, что в самом последнем негодяе есть место для нее, надо только это увидеть. Князь Мышкин видит в людях хорошее, но ему платят за это насмешками и издевательствами.
И еще один фильм того же времени, выпавший из моего поля зрения – «Восемь с половиной долларов» режиссера Григория Константинопольского, по сценарию его же, с соавторами Авдотьей Смирновой и Сергеем Крыловым. За название можно не говорить, она само за себя скажет, но рука Феллини видна. В главных ролях примерно тот же набор: режиссер Гера Крымов – Иван Охлобыстин, братья Федор и Степан – Федор Бондарчук, Спартак – Владимир Меньшов, Матильда – Олеся Поташинская, Ксения – Наталья Андрейченко с голосом Ренаты Литвиновой. Фильм сделан в 1999 году и в 2011 переснят в новом качестве.
Весь сюжет крутится вокруг горемычного режиссера видеоклипов про жевательную. резинку, которую рекламируют индейцы. Благодаря случайному знакомству с подругой мафиози (Федор Бондарчук), Гера Крымов получает деньги и возможность снять фильм с ней в главной роли, но в пьяном угаре он пропивает половину денег и оказывается должен 150 000 долларов. Не скажу, что сюжет блещет новизной, история с пропитыми или пропавшими деньгами многократно использовалась в кино, достаточно вспомнить «Криминальное чтиво», влияние которого явно чувствуется. Главным катализатором событий является фигура Геры, он настолько обаятелен и разнообразен, что может уговорить или заболтать даже циничных и прожженных бандитов. Охлобыстин удивляет диапазоном чувств и эмоций – он цитирует Шекспира в сцене у балкона, а в страстной сцене с Ксенией после поцелуев и объятий будничным голосом сообщает: «Если хочешь есть, в холодильнике есть суп». Он находит выход из самых безнадежных положений, причем делает это абсолютно спокойно, без истерики и суеты. Более того, каждую ситуацию он мгновенно превращает в рекламный клип. Концовка фильма вполне в духе Тарантино – все умирают, Гера остается, Матильда с деньгами уезжает.
Странно, что из этих двух фильмов очень мало осталось в народной памяти в виде цитат, хотя казалось бы тексты смешные. Для сравнения и «Брат» и «ДМБ» оставили после себя десятки фраз и выражений. Самая запоминающаяся реплика Геры – «А где мой йогурт?».
Особо стоит отметить музыку к фильму. Здесь можно услышать целую россыпь популярных коллективов и песен – Шура, Федор Чистяков и группа «Ноль», «Моральный кодекс», «Маша и медведи», «Чиж и К0», Гарик Сукачев, «Блестящие», Владимир Пресняков и др. В фильме появляются Андрей Макаревич, Гоша Куценко, Пресняков –мл., даже Владимир Шаинский в роли Лесика «с Лос-Анжелеса». Ближе всего по жанру к этому фильму будут работы Эмира Кустурицы с их неповторимым балканским ароматом. Пожалуй, нужно будет включить их в мой персональный зал славы отечественного кинематографа.